Требования ФГОС заключаются в необходимости применения ИКТ на уроках. Это оправдано тем, что позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу; способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся; активизирует познавательную деятельность; повышает интерес к урокам русского языка и литературы; позволяет индивидуализировать процесс обучения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ на разных этапах урока »
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ п. Новореченский»
Симикиной С.А.
Применение ИКТ
на разных этапах урока русского языка и литературы
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.
Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения;
· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учащихся;
· осовременивают урок.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования ИКТ при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
Урок «открытия» нового знания
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
5.Этап реализации построенного проекта.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8.Этап включения в систему знаний и повторения
9. Рефлексия учебной деятельности.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему мне помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), и таким образом обобщить материал по теме на / Этапе включения в систему знаний и повторения/.
Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее на
/Этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности./
В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока на
/Этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности./
Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций (Например, презентация к уроку русского языка в 5 классе «Простые и сложные предложения») на
/ЭТАПе ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ/
В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию, скачать её полностью или сделать только несколько слайдов к ней на /Этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности./
(Презентация «Тире между подлежащим и сказуемым» 5 класс)
В свои уроки литературы я вставляю видеоролики, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева на
/Этапе выявления места и причины затруднения. /
Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках позволяет реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности, осуществлять интеграцию с информатикой ( сейчас, например, мы готовим проект , который будет проходить в рамках гуманитарной недели, где ребята будут строить диаграммы по результатам опроса учителей и школьников) на / Этапе включения в систему знаний и повторения/.
Этот союз приятен и преподавателям информатики.
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же я использую для сопоставления с авторским текстом, тем самым включаю в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовываю им ребят, предлагая фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели в школе фильм по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица» . Позже на уроке его обсуждение вылилось в бурную дискуссию о достоинствах и недостатках на
/Этапе рефлексии учебной деятельности/.
В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся 5 класса слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаются на
/Этапе актуализации и пробного учебного действия/.
Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.
Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость на
/Этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону/ .
Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса (презентация к уроку русского языка в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым») на
/ Этапе включения в систему знаний и повторения/.
Тренажёр,контроль за умениями, навыками учащихся
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся на /Этапе рефлексии учебной деятельности/.
Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Таким образом, использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности даёт высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление. Я думаю, что мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные экзамены, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» – эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.