kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта: «Применение ИКТ в процессе преподавания изобразительного искусства как один из способов всестороннего развития личности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье освещен опыт работы по использованию информационно-компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства, раскрывается необходимость внедрения в образовательный процесс современных достижений человечества. В работе каждого преподавателя всегда возникает вопрос о том, как сделать уроки более эмоциональными, творческими, доступными для детского понимания и усвоения. В данном материале описываются компьютерные средства и возможности их применения на разных этапах урока в разных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта: «Применение ИКТ в процессе преподавания изобразительного искусства как один из способов всестороннего развития личности» »

Обобщение опыта работы по теме:

«Применение информационно-компьютерных технологий в процессе преподавания изобразительного искусства как один из методов всестороннего развития личности»

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Одна из ведущих задач урока изобразительного искусства – это творческое развитие личности ребёнка, и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения, на каждом уроке дать возможность творить?

Еще К.Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Перед учителем периодически возникает проблема:

  • Как сделать уроки изобразительного искусства более эмоциональными?

  • Как раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию?

Острая проблема иллюстративной поддержки уроков существовала всегда и, естественно, назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь учителю изобразительного искусства в его деятельности.

Цель, которую я ставлю перед собой:

повышение интереса, развитие творческих способностей учащихся на основе использования компьютерных технологий в системе уроков   изобразительного искусства.

Использование ИКТ позволяет решить задачи:

  1. Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

  2. Формирование духовно-нравственной, культурно-образованной личности современного школьника.

  3. Научение своих воспитанников самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.

В 5 – 7 классах использование ИКТ направленно на:

  • развитие критичности и самостоятельности мышления

  • развитие логического мышления

  • тренировку памяти

  • формирование навыков вариативного мышления

  • развитие эвристического мышления

  • развитие ассоциативного, образного мышления

  • обучение приемам и методам фантазирования

На уроках изобразительного искусства мною используются такие информационно-компьютерные технологии, как:

  • Мультимедиапроектор и экран,

  • Презентация Power Point,

  • Обучающие интерактивные игры,

  • Internet Explorer,

  • Кинофрагменты учебных фильмов,

  • Мультимедийные учебные пособия,

  • Тематическая подборка слайдов.

Привычную школьную доску заменяет огромный экран и мультимедиапроектор. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространстве». Богатство содержа­тельной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и не­измеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст — звук — видео — цвет».

Презентация играет огромную роль в подаче информации, т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю - предметнику. Презентация – это особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д. Мною разработано, примерно, 60% уроков для 1-7 классов с использованием ИКТ - сопровождения, база материалов регулярно пополняется.

Созданный мною блок презентаций в программе Power Point в 5 классе по теме «Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить наглядный смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства, раскрыть присущий детству наивно – декоративный язык изображения и образность, игровую атмосферу, связанную, непосредственно, с народными формами и декоративными функциями искусства в современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе историческую связь прошлого и настоящего. Наглядные материалы в презентации позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке материала, методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи.

По теме «Древние корни народного искусства» в 5 классе,  помимо подготовленных презентаций, к каждому уроку использую и фрагменты мультипликационного фильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек», что помогает в увлекательной игровой форме научить каждого ученика видеть в элементах мультипликации что–то необычное, что доставляет мне и моим воспитанникам большое удовольствие и позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию.

В 6, 7 классе особый настрой и атмосферу сотрудничества помогают создать различные мультимедийные учебные пособия. Это и электронные художественные энциклопедии, и учебные фильмы из серии «Учимся рисовать» и др. Я рекомендовала бы их использовать, при изучении следующих тем:

  • Освеще­ние. Свет и тень (6 кл.)

  • Изображение головы человека в пространстве (6 кл.)

  • Графиче­ский портрет­ный ри­сунок (6 кл.)

  • Сатири­ческие образы человека (6 кл.)

  • Великие портретисты прошлого (6 кл.)

  • История искусства и история человечества. Стиль и направле­ние в изобразительном искусстве (7 кл.)

  • Личность художника и мир его времени в произведениях ис­кусства (7 кл.)

  • Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (7 кл.)

Использование обучающих интерактивных игр позволяет мне погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности.

Как-то на уроке заметила ученика, сидевшего нахмурившись, абсолютно не готового к работе, диалогу и сотрудничеству. Тогда попробовала посадить за свой рабочий компьютер. Открыла программу «Paint», и предложила нарисовать ему задуманное. Теперь я ввела в практику, после объяснения некоторых тем предлагать одному ребенку поработать за компьютером и передать свои впечатления не на альбомном листе, а в программе «Paint». Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, а так же получают дополнительные навыки работы на компьютере.

Работая с учащимися по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий учащиеся пользуются как средствами Internet Explorer, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD-ROM, которые имеются в наличии в домашних коллекциях самих учащихся. Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации,  развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной  я даю рекомендации по поиску и обработке информации по таким темам, как:

  • Посуда у тебя дома (3 кл.)

  • Памятники архитектуры (3 кл.)

  • Народные праздники (4 кл.)

  • Древние соборы (4 кл.)

  • Искусство народов мира (4 кл.)

  • Народные промыслы (гжель, жостово, городец) (5 кл.)

  • Народные промыслы родного края (5 кл.)

  • Портрет в скульп­туре (5 кл.)

  • Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (7 кл.)

  • Личность художника и мир его времени в произведениях ис­кусства (7 кл.)

Большую помощь в работе оказывает использование компьютерной поддержки при работе в технологии педагогических мастерских на этапе «индукции». Здесь с помощью видеоряда, музыки или видеосюжета можно оказать необходимое психологическое воздействие на учащихся, пробуждение эмоциональных или эстетических чувств, которые впоследствии помогут глубже осмыслить сущность урока.

Использование мною ИКТ – сопровождения происходит на различных этапах урока: оно служит великолепным подспорьем при изучении нового материала, особенно на уроках в 5-7 классах; в качестве «индуктора» на этапе подведения к теме, например, в 4 классе («Готика в средневековой Западной Европе»), на этапе повторения и закрепления материала, например, в качестве теста (6 класс, тема «Жанры и виды искусства»), при демонстрации этапов работы над картиной, а также для подготовки домашних заданий, когда учащиеся самостоятельно готовят презентации или доклады.

Дети погружаются в виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками.

Хочется отметить, что учащиеся уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных продуктов, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Таким образом, легко увидеть «звездочек»: творчески одаренных, неординарных детей. Ведь я вижу, каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее, вкладывает свою душу, свое видение мира, свою фантазию. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

Вывод. Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дегтярева Наталья Николаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101139


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства