Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г. Березники Пермского края
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе
(два варианта учебного занятия)
Предложения с вводными словами, словосочетаниями
и предложениями.
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нуриахметовой Р.М.
г. Березники
2017
Первый вариант
Тема урока. Предложения с вводными словами, словосочетаниями
и предложениями.
Цель урока. Раскрытие понятия «вводные слова».
Определение роли вводных слов в предложении.
Умение отличать предложения с вводными словами,
от предложений без них.
Задачи урока. Находить вводные слова в предложении, в тексте.
Определять значение вводных слов.
Ход урока:
1. Слово учителя:
Конечно, всему свой черёд.
Возможно, и не сегодня, и не завтра.
К счастью, оно приходит, порой и уходит.
И зовётся, бесспорно, чудо это
Словом одним – Любовь!
- Я нашла нужные слова, с помощью которых выразила своё отношение
к содержанию высказывания о любви.
Будьте добры, назовите эти слова.
Можете ли вы на данном этапе определить тему урока?
2. Ответы учащихся.
- Молодцы! Движемся вперёд!
Примечание. Если дети не смогли назвать тему урока, то возможны следующие
слова учителя:
- Ничего страшного. Наш корабль плывёт дальше, к берегам этой темы.
3. Работа по таблице№1. Работают в группах (5 – 6 человек).
В это время звучит музыка.
- Перед вами таблица №1. К предложениям 1 колонки вы должны подобрать
подходящие по смыслу слова из 2 колонки. Как вы думаете, отличаются ли
данные предложения от изменённых предложений?
(Проблема, которую должны определить учащиеся).
Желаю удачи!
Таблица №1.
1 | Я доверяю …своему другу. | 1 | итак |
2 | Мир … держится на любви. | 2 | бесспорно |
3 | Мама, ты у меня … самая лучшая! | 3 | к великой радости |
4 | … любовь и терпение победят! | 4 | конечно |
Появляется слайд №1 с ответами:
1 – 2, 2 – 3, 3 – 4, 4 – 1.
- Какие слова вы вставили в каждое предложение? Прочитайте.
- Какой следующий вопрос я должна вам сейчас задать?
- Какова роль этих слов? Как они называются? Что вы выражаете с помощью этих
слов?
4. Слово учителя:
- Итак, определите тему урока.
Верно, прекрасно.
Примечание. Если ученики назвали только вводные слова, вы добавляете такие
понятия, как вводные словосочетания и предложения.
- Прочитайте предложение (таблица №1), в котором дано вводное слово,
выражающее различные чувства? (К счастью.)
- В котором предложении есть вводное слово, выражающее уверенность?
(Конечно, бесспорно)
- Правильно. Однако вводные слова богаты по своему значению. Обратите
внимание на таблицу №2.
5. Работа по таблице №2.
Таблица №2.
1 | Конечно Вероятно Разумеется Очевидно Бесспорно Кажется Без сомнения По-видимому Безусловно Может быть Возможно | 2 | К счастью На радость К сожалению К великой радости |
3 | По-моему По моим словам По словам, По мнению Как говорят | 4 | Во-первых Во-вторых Наконец Следовательно Значит Итак Например Таким образом |
5 | Как говорится Другими словами Прямо скажем Говоря образно |
- Найдите и прочитайте вводные слова, выражающие уверенность и неуверенность.
- Составьте предложение с вводными словами. Их значение «Порядок мыслей, связь
между ними» (4).
6. Работа по карточке. Музыка.
… , я ошибся, … , понял свою ошибку и извинился перед другом. … , не всё потеряно. Не надо торопится с выводами, следует всё взвесить, оценить и принять единственно верное решение. |
Слайд №2.
Во-первых, я ошибся, во-вторых, понял свою ошибку и извинился перед другом.
Значит, не всё потеряно. Не надо торопиться с выводами, следует всё взвесить,
оценить и принять единственно верное решение.
- Закончите фразу «Если в предложении есть вводное слово, то оно …»
(выделяется запятой)
7. Ответы учащихся.
8. Работа по тексту. Музыка.
- Прочитайте текст, определите его основную мысль. Найдите и укажите
предложения с вводными словами. Что они выражают?
Прочитайте предложение с вводным предложением.
(Вы найдёте, я думаю, в ней Любовь.)
Затем учитель сам читает текст.
По-моему, смешон и жалок человек, когда он ищет добра и не знает того, что оно в любви, которая, разумеется, вложена ему в сердце с самого его рождения. Не смотрите на мир и на дела людей, а взгляните в свою душу. Вы найдёте, я думаю, в ней Любовь. К великой радости, вы испытаете, что Любовь велика. Есть Любовь – и больше ничего не надо! |
9. Итак, как вы определили основную мысль текста?
10. Ответы учащихся.
11. Слово учителя:
- Жизнь основана на любви. Она в душе каждого из нас. Помните об этом!
На любви и держится мир.
- Прочитайте предложения с вводными словами и вводным предложением.
- Верно. Замечательно.
- Итак, о чём сегодня мы говорили на уроке? Дайте оценку своей работе.
Вы определили тему урока, проблему?
Заполните оценочный лист.
12. Д/з. Знать таблицу, пересказ параграфа с примерами.
1) Напишите сочинение «В мире вводных слов» (7 - 10 предложений).
2) Выпишите их художественного текста предложения с вводными словами
(7 – 10 предложений).
Второй вариант
Тема урока. Вводные слова, словосочетания, предложения.
Цель урока. Раскрытие понятия «вводные слова».
Определение роли вводных слов в предложении.
Умение отличать предложения с вводными словами,
от предложений без них.
Ход урока.
1. Слово учителя:
– Здравствуйте!
У меня в руках яблоко.
Его, наверное, можно откусить.
Яблоко, без сомнения, вкусное.
Яблоко, я думаю, полезный фрукт.
Во-первых, яблоко необходимо организму, во-вторых, оно омолаживает.
– Итак, я вам хотела рассказать о свойствах яблока или …
Определите, пожалуйста, тему урока.
2. Ответы учащихся.
3. Слово учителя:
– Правильно! Речь пойдёт о вводных словах, словосочетаниях, предложениях.
Перед Вами три кластера. Который из них дан без ошибок по теме урока?
4. Работа по кластерам. Музыкальное сопровождение.
№1
слова, словосочетания, помогают выразить говорящему своё отношение предложения к содержанию высказывания выделяются запятыми привлечь внимание собеседника ? Будто, как будто, вряд ли, всё-таки, вдруг, непременно … |
№2
слова, называют того, к кому словосочетания обращаются с речью выделяются запятыми привлечь внимание собеседника ? Будто, как будто, вряд ли, всё-таки, вдруг, непременно … |
№3
слова, словосочетания, помогают выразить говорящему своё отношение предложения к содержанию высказывания выделяются запятыми вводные слова являются членами предложения ? Будто, как будто, вряд ли, всё-таки, вдруг, непременно … |
5. Рассуждения учащихся.
6. Слово учителя:
– Верно. На данном этапе урока что вы можете сказать о вводных словах?
Воспользуйтесь правильным кластером.
7. Ответы учащихся.
8. Слово учителя:
– Слово «может» только вводное слово. Вы согласны с этим утверждением?
Можете опровергнуть? Предлагаю Вам большой выбор предложений
(предложения даны на слайде).
1) Он может сказать искренне.
2) Он может не хотел обидеть друга?
3) Вы может пройдёте в дом?
4) Человек может гордиться своей историей, Родиной!
9. С помощью приёма ранжирования распределите предложения в две колонки.
Вводные слова | Члены предложения |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Кажется шепчутся листья. Мир кажется бесконечной книгой.
Бесспорно учитель прав. Ваше слово бесспорно.
Дождь казалось зарядил надолго. Море казалось грозным.
10. Итак, что вы сегодня узнали? Сделайте вывод по теме.
Оцените свою работу на занятии. Какую оценку вы сегодня заслужили?
– Молодцы!
10. Д/з. Рассказ по теме «Вводные слова, словосочетания, предложения»
с примерами.