Урок прошел на отличной ноте.Цель моего урока была такова: Ознакомление учащихся с понятием о предлоге как служебной части речи. Задачи:1)формировать знания учащихся о предлоге как части речи и его роли в русском языке; 2)развивать устную и письменную речь учащихся; 3)Воспитывать аккуратность ведения записей в тетрадях. В ходе урока учащиеся работали самостоятельно и в парах. Учащиеся активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы, с интересом выполняли задания. Цель урока была достигнута.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
Сколько будет групп? Какие?
Запишите слова в три группы самостоятельно:
1 ряд - имена существительные,
2 ряд - имена прилагательные,
3 ряд - глаголы.
Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Воробей, дежурный,лисица - обозначают предмет, отвечают на вопрос КТО? - это имена существительные.)
Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Большая., молочный, весёлая - обозначают признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? - это имена прилагательные.)
Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Летит,ходить,морозит - обозначают действия предмета, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? - это глаголы.)
Поднимите руку, кто выполнил это задание без ошибок.
Какое слово оказалось лишнее? Почему?
(Лишнее слово под. Это не имя существительное, не имя прилагательное и не глагол.)
Кто знает, как можно назвать слово под? (Под это предлог.)
Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Сегодня мы будем говорить о предлогах, для чего они служат, как пишутся предлоги, какие бывают предлоги)
Работа над новым материалом.
Объявление темы урока и постановка целей.
- Сегодня мы поговорим о предлогах как служебной части речи. Узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке, как они пишутся с другими частями речи.
Тема нашего урока: «Предлог как служебная часть речи»
- Откройте учебники на стр.195
Прочитайте правило в зеленой рамочке:
Предлог - служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Предлоги с другими словами пишутся раздельно.
Например: сидеть на уроке, с прилежным учеником.
(правило читают несколько учеников)
На доску вывешивается таблица:
Предлоги
на, под, за, к, из, по,
об, от, в, у, с, о, над,
около, при, перед
Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? (Нет)
Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.
Работа с текстом.
Кружатся снежинки ... холодном воздухе. Катаются дети ... коньках ... льду. Весело детям ... зимнее время ... улице.
(В, на,по, в, на)
Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (В предложениях не хватает предлогов)
Давайте вставим предлоги.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Установилась ли связь слов в предложениях?(Да)
Какую роль предлоги выполняют в русском языке? (Предлоги помогают связать отдельные слова в предложения)
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
Обозначьте в предложениях части речи.
Посмотрите, перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? (Предлоги стоят перед именами существительными, именами прилагательными. Предлогов нет перед глаголами)
Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:
за дерево - за толстое дерево; за (какое?) дерево.
под кустом - под толстым кустом; под (каким?) кустом.
Правописание приставок и предлогов
доехал до города
наклеил на рисунок
впустил в комнату
отплыл от берега
постучал по дереву
зашёл за хлебом
пропел про ромашку
надписал над тетрадью
-Чем отличается группа слов справа от группы слов слева? (Слева - глаголы, справа - существительные с предлогами.)
-Выделите у глаголов приставки.
Вывод: Предлоги никогда не стоят перед глаголом!
Физминутка
Три медведя шли домой. Папа был большой-большой. Мама чуть поменьше ростом. Ну, а сын – малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил. Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной братишка, Руки вверх, вперед и вниз, Улыбайся и садись.
Закрепление
Откройте учебник на странице 195 упр.561
Выпишите из текста слова с предлогами. Предлоги подчеркни.
Ленивое солнце всё ещё спит. Деревья раскачивают свои вершины. Темнота заползает подкусты, залезает вямки. Девочка дует наиззябшие пальцы. Вдруг между деревьями мелькнул огонёк. Светлый луч быстрее белки стал бегать постволам. « Это солнце. Вот хорошо», - обрадовалась девочка. Оно выглянуло из-за горы, покраснело от стыда. Проспало.
(По З.Воскресенской)
Откройте учебник на странице 196 упр.563
Работа в парах. Преобразуй текст. Составь и запиши предложения из данных слов. Назови предлоги.
1.За ночь сильно потеплело.2.На деревьях появились почки. 3.Скоро к нам прилетят птицы.
Резервное задание: стр.196 упр.564
Спиши пословицы. Объясни их значение. Найди и подчеркни в них предлоги со словами, к которым они относятся. 1.Радость в дом крылатой птицей влетает, горе -тихой змеёй вползает. 2.Слово коварного человека режет ножом по добромусердцу. 3.Жадный человек в лесу всегда недоволен добычей. 4.Жизнь дана на добрыедела. 5.Сову видно по полёту. 6.Без языка и колокол нем. 7.Не по виду суди, а по делам гляди. 8.Набирайся ума в ученье, храбрости - в сраженье.
Итог урока.
- с какой темой на уроке мы с вами познакомились?
- что нового узнали?
- что запомнили?
9) Домашнее задание.
Стр.196 упр.562.
10)Рефлексия.
Сегодня мы многое узнали и выполнили на уроке. И мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока, довольны ли вы своей работой на уроке. У вас на партах лежат смайлики. Если у вас хорошее настроение и вам было не сложно справляться с заданиями на уроке – поднимите смайлик вверх.