«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обо¬роте»
«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обо¬роте»
ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; выяснить, что называется определяемым словом и зависимым; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота; повторить окончания причастий; р/р. Формировать навык вдумчивого чтения текста, развивать изобретательность, способность находить нестандартные ходы.
ХОД УРОКА
1. Организационным момент
2.Тетради с домашней работой собрать на проверку
3.Орфографическая диктовка
Сверкающая гирлянда; отражающий свет; движущаяся колонна; созданное мировоззрение; присутствовавший на семинаре; искрящийся снег; ведущая в парк калитка.
— Определите окончания причастий.
—Перечислите (устно) морфологические признаки у данных причастий.
— В каждом словосочетании выделите главное слово. Что называется главным словом?
Запись в тетради
главное слово — определяемое слово (от него задаётся вопрос).
зависимое слово — слово, к которому задаётся вопрос.
— Найдите в каждом записанном словосочетании зависимое и определяемое слово.
Образец записи :
3 а д а н и е 1. Запишите словосочетания в два столбика: в первый — причастие + зависимое слово; во второй — главное слово + причастие; выделите окончания причастий.
В застывшем воздухе; над сияющей землёй; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча; выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру; заснувший котёнок; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрёпанная чёлка.
Просмотр содержимого документа
««Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обо¬роте»»
ТЕМА: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; выяснить, что называется определяемым словом и зависимым; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота; повторить окончания причастий; р/р. Формировать навык вдумчивого чтения текста, развивать изобретательность, способность находить нестандартные ходы.
ХОД УРОКА
1. Организационным момент
2.Тетради с домашней работой собрать на проверку
3.Орфографическая диктовка
Сверкающая гирлянда; отражающий свет; движущаяся колонна; созданное мировоззрение; присутствовавший на семинаре; искрящийся снег; ведущая в парк калитка.
— Определите окончания причастий.
—Перечислите (устно) морфологические признаки у данных причастий.
— В каждом словосочетании выделите главное слово. Что называется главным словом?
Запись в тетради
главное слово — определяемое слово (от него задаётся вопрос).
зависимое слово — слово, к которому задаётся вопрос.
— Найдите в каждом записанном словосочетании зависимое и определяемое слово.
Образец записи :
3 а д а н и е 1. Запишите словосочетания в два столбика: в первый — причастие + зависимое слово; во второй — главное слово + причастие; выделите окончания причастий.
В застывшем воздухе; над сияющей землёй; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча; выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру; заснувший котёнок; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрёпанная чёлка.
Блистающая золотом листва повеяла чем- то сказочным.
— Запишите предложение.
— Найдите грамматическую основу.
— Какое существительное определяет причастие блистающая?
— Выпишите словосочетания блистающая золотом и блистающая листва. Найдите в каждом из них определяемые слова.
— Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком?
Наблюдение за языковым материалом учебника, стр. 31.
— Назовите причастный оборот в записанном вами предложении.
— Запишите перестроенное предложение.
— Какой вывод по своим наблюдениям вы можете сделать?
5.Закрепление
Задание 1. Упр. 69 (двое выполняют на доске).
Задание 2. Упр. 70 (самостоятельное выполнение с последующей проверкой).
6. Выводы по уроку
— Какую новую информацию о причастии вы получили на сегодняшнем уроке?
Игра «Мнемоника». Проводится конкурс на лучший мнемонический приём, позволяющий лучше запомнить тему (ребята могут составить таблицы, нарисовать рисунки, сочинить стихи по пройденной теме). Результат такой игры: формирование осознанного отношения к процессу запоминания, способствовавшего выбору оптимального для каждого способа работы с материалом, который надо механически запомнить.
7. Домашнее задание Выучить правило № 6, упр. 71 (в тексте обязательно использовать причастия).