Причастие. Омонимия причастия и прилагательного. Морфологический разбор.
Причастие. Омонимия причастия и прилагательного. Морфологический разбор.
Поурочный план на тему: «Причастие. Омонимия причастия и прилагательного. Морфологический разбор».
Образовательные задачи: вспомнить определение причастий, случаи омонимии причастий и прилагательных.
Воспитательные задачи: на примере текста, посвященного жизни земляка-ветерана Великой Отечественной войны, способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости своими земляками.
Развивающие задачи: способствовать формированию у школьников умения преодолевать трудности в учении, творческого подхода к решению поставленных задач.
Организационно-мотивационный этап.
Распределение на группы. «Календарики» – распределение в группы по одинаковым календарям.
Физминутка «Построение самолетика из бумаги в группе».
. Опрос д/з. 1. Тест. Взаимопроверка по ключу. 2. Вопросы для самопроверки. 10, 11 из учебника.
3. III.Уровень, 1-ое задание.
Операционно-исполнительский этап.
Работа по новой теме.
Игра «Четвёртый лишний»
играть, сыграть, подыграть, играющий
читать, прочитать, прочитавший, зачитать
строить, строящийся, пристроить, выстроить.
Лишним словом в каждой группе является причастие. Значит, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
Составление кластера: «Причастие»:
1. Особая форма глагола: признаки прилагательного и глагола.
2. Действительные и страдательные.
3. Правописание не- с причастиями.
4. Правописание -нн- и -н- в причастиях.
5. Причастный оборот.
Что составляют данные вопросы? Это и есть план работы на сегодняшний урок.
По ходу урока будем дописывать то, о чем забыли, что не назвали. (Омонимичные случаи причастий и прилагательных, правописание а-я перед -нн-.)
. Работа в группах. Составление постера.
Оценивание работ групп стикерами. У каждой группы свой цвет.
. Выполнение задания по тексту, посвященному 70-летию Победы в ВОВ. Поставить знаки препинания, начертить схемы предложений.
Герои Великой Отечественной войны – павлодарцы.
Каирбаев Махмет Каирбаевич – Герой Советского Союза сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны. 2. Он родился 1 января 1925 года в селе Семиярка Бескарагайского района Семипалатинской области Киргизской АССР в семье служащего.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Причастие. Омонимия причастия и прилагательного. Морфологический разбор. »
Учитель: Ибраева Гульсим Каримжановна, СОШ № 27, г. Павлодар.
Русский язык 10 класс. 22. 01. 2015 г.
Поурочный план на тему: «Причастие. Омонимия причастия и прилагательного. Морфологический разбор».
Образовательные задачи: вспомнить определение причастий, случаи омонимии причастий и прилагательных.
Воспитательные задачи: на примере текста, посвященного жизни земляка-ветерана Великой Отечественной войны, способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости своими земляками.
Развивающие задачи: способствовать формированию у школьников умения преодолевать трудности в учении, творческого подхода к решению поставленных задач.
Организационно-мотивационный этап.
Распределение на группы . «Календарики» – распределение в группы по одинаковым календарям.
Физминутка «Построение самолетика из бумаги в группе».
III. Опрос д/з.1. Тест. Взаимопроверка по ключу. 2. Вопросы для самопроверки. 10, 11 из учебника.
3. III.Уровень, 1-ое задание.
Операционно-исполнительский этап.
Работа по новой теме.
Игра «Четвёртый лишний»
играть, сыграть, подыграть, играющий
читать, прочитать, прочитавший, зачитать
строить, строящийся, пристроить, выстроить.
Лишним словом в каждой группе является причастие. Значит, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
Составление кластера: «Причастие»:
1. Особая форма глагола: признаки прилагательного и глагола.
2. Действительные и страдательные.
3. Правописание не- с причастиями.
4. Правописание -нн- и -н- в причастиях.
5. Причастный оборот.
Что составляют данные вопросы? Это и есть план работы на сегодняшний урок.
По ходу урока будем дописывать то, о чем забыли, что не назвали. (Омонимичные случаи причастий и прилагательных, правописание а-я перед -нн-.)
IY. Работа в группах. Составление постера.
1 группа. Действ. и страд. причастия. 2 группа. Причастный оборот.
3 группа. Правописание не- с причастиями. 4 группа. Правописание -нн- и -н- в причастиях.
Оценивание работ групп стикерами. У каждой группы свой цвет.
Y. Выполнение задания по тексту, посвященному 70-летию Победы в ВОВ. Поставить знаки препинания, начертить схемы предложений.
Герои Великой Отечественной войны – павлодарцы.
Каирбаев Махмет Каирбаевич – Герой Советского Союза сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны. 2. Он родился 1 января 1925 года в селе Семиярка Бескарагайского района Семипалатинской области Киргизской АССР в семье служащего.
3. Рано остался без отца: в годы репрессий, а именно: в 1937 году его заведующего сельским магазином арестовали по ложному обвинению как японского шпиона, врага народа. 4. Через два месяца после ареста он был расстреля(н/нн). 5. И только в 1956 году отец был реабилитирова(н/нн). 6. Махмет Каирбаев росший с клеймом «сын врага народа» хорошо окончил школу и поступил в Павлодарское педучилище. 7. Матери одной растившей пятерых несовершеннолетних детей было очень тяжело. 8. Поступивший в Семипалатинский пединститут студент мечтал после его окончания работать учителем. 9. Но жизнь распорядилась так, что пришлось стать солдатом. 10. Молодому учителю рвавшемуся на фронт отказывали по возрасту и наконец только в 1942 году направили в Подольское артиллерийское училище эвакуирова(н/нн)ное в Бухару. 11. Закончившего обучение курсанта решили оставить командиром взвода. 12. А (не)желающий оставаться в тылу курсант подавал рапорт за рапортом об отправке на фронт.
Задания к тексту.
Прочитать текст, найти в нём причастные обороты, расставить знаки препинания.
Объясните правописание -н- и -нн- в страдательных причастиях, выберите нужный вариант, запишите это предложение в тетрадь.
Объясните правописание не с причастием в 12 предложении, выберите нужный вариант, запишите его в тетрадь.
Составьте схему 6-ого предложения и перенесите её в тетрадь.
Укажите номера предложений, в которых причастный оборот обособляется.
Укажите номера предложений, в которых причастный оборот не обособляется.
Перестройте одно из предложений, в которых причастный оборот обособляется, в предложение с необособляемым причастным оборотом и запишите в тетрадь.
YI. Составление синквейна на тему: «Причастие».
Д//З § 13 «Причастие», Контрольная работа по разделу, I-ый уровень, 2-е задание, II-ой уровень, 1,2,3 задания. Тест на стр. 191-194.
YII. Рефлексия. «Рефлексивная мишень».
Моя деятельность
Содержание урока.
Понимание мною темы.
Форма и методы.
На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 части, в каждом секторе записываются параметры. Каждый участник маркером 4 раза «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка соответствует его оценке результатов. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «10».
1 2
3 4
Лист самооценки группы № 1.
Ф.И. ученика
Д/З. Устный опрос (взаимоопрос)
Тест (проверка по ключу)
Составление постера
«Действительные и страдательные причастия»
Работа с текстом
Синквейн
ИТОГ
Лист самооценки группы № 2.
Ф.И. ученика
Д/З. Устный опрос (взаимоопрос)
Тест (проверка по ключу)
Составление постера
«Причастный оборот»
Работа с текстом
Синквейн
ИТОГ
Лист самооценки группы № 3.
Ф.И. ученика
Д/З. Устный опрос (взаимоопрос)
Тест (проверка по ключу)
Составление постера. «Правописание не- с причастиями»
Работа с текстом
Синквейн
ИТОГ
Лист самооценки группы № 4.
Ф.И. ученика
Д/З. Устный опрос (взаимоопрос)
Тест (проверка по ключу)
Составление постера «-н- и -нн- в суффиксах причастий»