Просмотр содержимого документа
«Причастие. Обобщение изученного в 7 классе. »
Разработка открытого урока по русскому языку в 7 классе.
учитель русского языка и литературы
средней школы № 42, г. Петропавловска
Иванченко Н.Г.
Тема урока: Причастие. Обобщение изученного в 7 классе.
Цели урока:
Систематизация знаний по теме «Причастие».
Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
Формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.
Задачи урока:
Закрепить умение определять причастие и определять его грамматические признаки.
Совершенствовать умение видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии.
Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Оборудование: компьютеры, экран, таблицы по русскому языку, мультимедиа карточки- тесты.
Ход урока
I. Организованный момент.
1. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя:
О, сколько нам открытий
Чудных готовит просвещенья дух,
И опыт, друг ошибок трудных,
И гений парадоксов друг.
Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания по теме: «Причастие». Моя задача – проверить, как вы усвоили пройденный материал. Ваша задача – показать свои знания теории и умения применять теоретические знания на практике.
Актуализация знаний.
1. Повторение теории (слайд №1).
- Причастие – это особая форма глагола, которая совмещает в себе признаки глагола (время, вид) и признаки прилагательного (изменяются по родам, числам, падежам).
- Причастия образуются от глаголов с помощью суффиксов -ущ, - ющ,- ащ,-ящ,- вие,- ли,- енн,- нн»
- Причастия в предложении обычно бывают определениями и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- При них часто находятся зависимые слова и образуют причастный оборот, который может находиться как перед определенным словом, так и после него.
- Причастия могут быть действительными и страдательными.
- Причастия могут иметь полную и краткую форму.
2. Слайд №2.
Образуйте причастие:
- мальчик, который читает…
- листья, которые опали…
- птицы, которые поют…
- рабочий, который устал…
- колосья, которые созрели…
- малыш, который играет…
- девочка, которая рисует.
Слайд № 3.
Продолжим работу и повторим типы причастий (действительные и страдательные); с этой целью выполнили цифровой диктант по вариантам:
1 вариант – запишите номера словосочетаний с действительными причастиями; 2 вариант – запишите номера словосочетаний со страдательными причастиями.
1 вариант : 1. написанная учеником
2. распущенная плотником
3. ведущая в парк
4. посаженные весной
5. опрокинутый котенком
2 вариант : 1. на пестреющем лугу
2. о движущем предмете
3. опавшие с тополя
4. отнятая игрушка
5. разлившаяся по небу.
Контрольные тест по теме «Причастие».
Впишите в свободные клеточки название части речи, о которой говорится в стихотворении:
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
Образуйте от перечисленных глаголов действительные причастия:
бить - ______________ блистать - ____________
лаять - _____________ застелить - ___________
одеваться - __________ обидеть - ____________
дремать - ___________
Укажите в спрятанных словах только причастие (подчеркните):
Крепкий, укрепленный, крепчайший:
Действительный, действовавший;
Бережный, сберегаемый.
Подберите к данным словам причастие:
зефир - ______________ гирлянда - ______________
мармелад - ____________ хлопушка - _____________
шоколад - _____________.
От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия. Расставьте знаки препинания.
На берегу (усеять - _______) мелкими и острыми камнями (зарасти - _______) зеленым глубоким мохом, еще приметнее чувствовалась полярная весна.
Подберите к причастиям с приставкой «не-» пояснительные слова так, чтобы приставка стала частицей «не» , которая пишется раздельно.