2.Мотивировать учащихся к учебной деятельности через участие в сказке.
3. Закреплять навыки работы в паре, в группе.
4. Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
Структура деятельности | Формирование УУД | Действия учителя | Действия ученика |
Организационный момент | коммуникативные | – Ребята, давайте поприветствуем друг друга. | Дети приветствуют друг друга. |
Мотивация учебной деятельности учащихся | личностные познавательные | - Сейчас мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси – лебеди». Все вы знаете, что гуси-лебеди унесли маленького братца. Сестра побежала искать его и на пути встретила печку, яблоньку, речку. Но прежде чем помочь девочке, её попросили выполнить задания. Она очень волнуется за братца и переживает, что не справится. Но мы можем ей помочь! Вы хотите помочь девочке? | |
Актуализация знаний 1.Словарная работа Взаимопроверка Рефлексия | коммуникативные регулятивные личностные познавательные | -Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала-бежала, увидела – печь стоит. - Что сказала девочка печке? - А печка отвечает: «Выполните, ребята, работу, с которой всегда начинаете урок русского языка, скажу». - Какую работу мы проводим в начале урока? - Я предлагаю вам провести картинный словарный диктант на тему: «Животные». - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друга. Если вы сомневаетесь в правильности написания слова, то где вы сможете посмотреть его правописание? - Обменяйтесь тетрадями, посмотрите, как вы выполнили работу. Оцените себя. - Для чего мы проводим словарную работу на каждом уроке? | Ответы детей. - Словарную работу. Дети по картинке определяют название животного и записывают в тетрадь. Обмениваются тетрадями и проверяют друг друга, если возникают сомнения, проверяют по словарю. Рефлексируют свои ошибки и оценивают себя. Ответы детей. |
2. Орфографическая работа Самооценка Рефлексия | коммуникативные личностные регулятивные | - Ребята, какую работу мы проводим после словарной? - Сегодня на уроке эту работу проведёте вы сами. Вам нужно вспомнить слова с орфограммами ча –ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн. - Оцените себя, как вы помогли в проведении орфографической работы - Для чего мы проводим орфографическую работу на каждом уроке? | Орфографическую работу Дети «по цепочке» называют по одному слову с орфограммой, записывают в тетрадь и объясняют написание. Оценивают свою работу. Ответы детей. |
Целеполагание | коммуникативные регулятивные познавательные личностные | - Печка указала дорогу. Побежала девочка дальше. Стоит яблонька. - Что сказала девочка яблоньке? - А яблонька говорит: « Есть в середине моего имени мягкий согласный звук. Какой? - А на письме он обозначается двумя буквами. Какими? - Обсудите в парах какова тема сегодняшнего урока. - Откройте учебники. Почитайте, как в учебнике формулируется тема урока. - Обсудите друг с другом, чему вы будете учиться сегодня на уроке» | Ответы детей. Дети произносят слово и выделяют звук. Ответы детей. Обсуждают в паре, какова тема урока, договариваются, кто будет отвечать на класс. Ученики читают название темы на с.125 и делают вывод, насколько правы они были в определении темы. Обсуждают в паре, чему будут учиться на уроке, кто будет отвечать от пары. |
Работа по теме урока Работа над правилом Рефлексия | коммуникативные личностные познавательные регулятивные | - И тут увидела девочка, как промелькнули гуси-лебеди за тёмным лесом. - Измените, слово гуси так, чтобы оно называло один предмет. - Какой звук слышится в конце слова? - Какими буквами обозначен этот звук? - Какую роль выполняет Ь? (Аналогично проводится работа со словом лебеди) - Чем отличается Ь от других букв азбуки? - Какая ещё буква не обозначает звука? | Дети выделяют объект изучения: гусь, лебедь. Проводят звуковой анализ части слов. Делают вывод. |
| - Яблонька за работу даёт вам по яблочку. Внутри этих яблок правило. Прочитайте. - Хотите запомнить это правило? - Поработаем над оперативной памятью. За одну минуту попробуйте выучить правило в стихах. - Проверьте друг друга в паре. - Кто желает рассказать на класс? - Для чего мы проводили работу по запоминанию правила? | Читают правило на «яблочках» Ответы детей. Каждый заучивает самостоятельно. В паре проверяют друг друга. Ответы детей. |
Первичное закрепление Физкультминутка | регулятивные познавательные | - Указала яблонька на дальнейший путь. Бежит девочка дальше. Видит речку на пути. - Что сказала девочка речке? - А речка говорит: «Вижу, вы очень устали, проведите физкультминутку» | Ответы детей. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Взаимопроверка групп Рефлексия | коммуникативные познавательные регулятивные личностные | - Долго бежала девочка по полям, по лугам. Видит, стоит избушка на курьих ножках. В избушке Баба Яга прядёт свою пряжу. А на лавочке сидит её братец. Девочка взяла братца и пустилась в обратный путь. А Баба Яга, не раздумывая, отправила за ними гусей-лебедей в погоню. Наступили сумерки. Прибежала девочка к речке и стала просить помощи. - Как просила помощи девочка? -А речка отвечает: «Спрячу я и сестру и брата, если вы, ребята, выполните моё задание на карточке в группе» Карточка Задание: Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова. Запишите ещё несколько слов с Ь в середине слова. Конь - …., зверь - ….., пень - …, день - …, уголь -… - Поменяйтесь карточками в группах и проверьте . - Какие слова вы ещё записали с Ь в середине слова? Оцените работу группы. -Укрыла речка девочку с братцем. Гуси-лебеди не увидели их, пролетели мимо. Побежала девочка дальше. Видит на пути яблоня. - Как просила помощи девочка у яблоньки? - А яблонька говорит: «Посмотрите, ребята, сколько на моём дереве яблок. Посчитайте. Назовите, те числа, в названии которых при написании есть Ь» | Ответы детей. Дети садятся по группам. Выбирают, кто будет читать задание, кто будет принимать ответы и записывать на карточку. Группы обмениваются карточками и проверяют. Ученики называют придуманные слова. Дети в группе рефлексируют свои ошибки и оценивают работу группы с помощью цветных карандашей. Ответы детей. Дети анализируют слова и называют числа, при письме названий которых нужен Ь. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Самопроверка Рефлексия | коммуникативные регулятивные личностные | - Яблонька заслонила детей ветками, гуси их не увидели, пролетели мимо. Девочка побежала дальше, гуси догоняют её, вырывают из рук братца. На пути печка. - Как просила помощи девочка у печки? - А печка говорит: «А знаете ли вы, ребята, где нужно писать Ь для обозначения мягкости? Проверьте свои знания. Выполните упражнение». - Проверьте себя по ключу. - Оцените себя, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, кто вообще не справился с заданием. - Какие ошибки были допущены в работе? | Ответы детей. Ученики самостоятельно выполняют упражнение . Проверяют свою работу по ключу. Оценивают с помощью специальных знаков. Коллективное обсуждение, допущенных ошибок и их исправление. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | коммуникативные личностные | Спрятала их печка. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. А сестра с братцем возвратились домой, и предлагают вам домашнее задание на выбор. Выполнение упражнения. Выписать из словаря слова с Ь. - Посмотрите задания. Что непонятно? - Кто уже определился в выборе домашнего задания? | Дети анализируют задания. Выбирают, что для них интереснее и важнее. |
Подведение итогов урока Самооценка Рефлексия | коммуникативные личностные | - Ребята, давайте вспомним: кто помогал девочке, указывал дорогу и спасал от гусей-лебедей? -Ребята, а почему в словах печка и речка нет Ь, ведь слышится в середине мягкий звук? - Почему ЧК-ЧН пишутся без Ь? - А какую роль выполняет Ь в слове яблонька? - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Оцените свою работу на уроке, по достижению цели. - Продолжи любое предложение: 1.На уроке для меня было важно … 2.На уроке мне было сложно … 3.Мне было интересно… | Ответы детей. Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей. Высказывания учеников. |