Просмотр содержимого документа
«Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- (общее знакомство)»
КОНСПЕКТ УРОКА № 14 Дата урока: __________ Предмет: Литературное чтение Класс 3
Тема: Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».
Цель урока:
Задачи: провести работу по содержанию произведения; развивать речь, память, внимание учащихся; совершенствовать навык выразительного чтения, прививать любовь к труду.
УУД: Обеспечивать бесконфликтную совместную работу, выделять и формулировать познавательные цели, сформировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации к произведению.
Ход урока.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Звонкий слышится звонок,
Начинается урок.
Желаю вам, мои юные читатели,
Чувствовать себя комфортно,
Но быть внимательными, доброжелательными
И, конечно, трудолюбивыми.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Фронтальная беседа по произведению русской народной сказки «Девочка-семилетка»
–Каким по жанру является это произведение?
– Кто является главными героями сказки?
– Какой чертой характера обладали они?
– Кого же народ высмеивает в этой сказке? Как вы думаете, почему?
Пересказ сказки.
Учащиеся пересказывают сказку от лица бедного брата, сменяя друг друга.
Физминутка.
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
3. Этап выявления места и причины затруднения
– Вспомните название раздела учебника и скажите, кто в сказке «Дочь-семилетка» выступает в роли мудреца? А кто в роли глупца? Почему так решили?
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
– Сегодня на уроке мы продолжим работу по новому разделу учебника и познакомимся с русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая».
5. Этап реализации построенного проекта
Словарная работа (учебник, с. 68).
Чтение сказки учащимися, сменяя друг друга, до слов «Ни много ни мало прошло времени…».
Работа по содержанию.
Вопросы.
1) Похожа ли эта сказка на предыдущие? Чем она отличается от них? (Эта сказка волшебная.)
2) Какие характерные черты волшебной сказки ты можешь отличить?
3) Почему царь отдал водяному сына?
4) Чем закончился поиск отцовского перстня для Ивана-царевича?
5) Кем были двенадцать прекрасных голубиц? Как они выглядели? Докажите словами из текста.
6) Вспомните о том, что в древние времена человек считал своими тотемами и зверей, и птиц, и растения. Объясните сказочный факт превращения девиц в голубиц с точки зрения древних представлений о мире.
7) Какими представляли водное царство люди, слагавшие сказки? Зачитайте.
8) А каким представляете это царство вы? Что бы вы могли дополнить?
9) Почему морской царь был зол на Ивана-царевича?
10) Каким было первое задание морского царя для Ивана-царевича? Найдите этот эпизод в тексте сказки и зачитайте.
11) Каким было второе задание? Третье задание?
12) Кто помог Ивану-царевичу в выполнении этих заданий? Почему Василиса Премудрая помогала Ивану-царевичу?
13) Какое из трех трудных заданий не могло появиться в тот период древности, когда люди поклонялись исключительно природе и ее духам?
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Повторное чтение сказки учащимися про себя или в парах и деление на части.
– Какие смысловые части вы можете выделить в тексте? Озаглавьте их.
– Какую часть будет легче всего пересказать и почему?
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Дети выполняют задания в рабочей тетради.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
- Что он высмеивает в своем произведении?
– С какой целью, по-вашему, эта сказка была помещена автором учебника в этот раздел?
– Какой выход из сложившейся ситуации могли бы найти герои этого произведения?
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
-Какую учебную задачу мы ставили на урок?
-Удалось ли нам решить поставленную задачу?
- Чему учит данное произведение?
Домашнее задание: пересказать прочитанную часть сказки; по желанию – придумать продолжение сказки.