5. Закончите предложение и напишите, о чем говорят:
– Не ладно скроен…
– Стреляного воробья…
– Пуганая ворона…
– Повинную голову…
6. Устно объясните написание н и нн. Запишите в тетрадь один-два понравившихся вам рецепта из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера.
(Текст проецируется на экран или записан на доске.)
Кваше(н,нн)ые девочки
Отобрать грязных, растрепа(н,нн)ых девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревя(н,нн)ую кадку. Соль можно не сыпать – девочки сами наплачут полную кадку соле(н,нн)ых слез.
Консервирова(н,нн)ые грязнули
Взять несколько вываля(н,нн)ых в грязи мальчиков, добавить к ним одну измаза(н,нн)ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля(н,нн)ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто никогда не смог их увидеть. Консервирова(н,нн)ые грязнули приятно украшают любой стол.
Компот из испорче(н,нн)ых мальчиков
Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порче(н,нн)ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.
Кривляка в собстве(н,нн)ом платьице
Снять с кривляющейся девочки сандалики и уложить ее на блюдо, вымаза(н,нн)ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.
Распуще(н,нн)ые девчонки
Распустить на сковородке сливочное масло и выпустить на нее совершенно распуще(н,нн)ых девчонок. После того как они минут пятнадцать побегают по сковородке, их можно подать к столу, предварительно изрубив… лимонную корку и посыпав ею девчоночьи головы.
7. Расставьте ударения.
Понявший – понятый; поднявший – поднятый; начавший – начатый; взят – взята; привезен – привезена; создан – создана.
8. Выполнение упражнений 123, 125.
– Выполните у доски с комментариями, обозначая суффиксы страдательных причастий, обозначая условия выбора одной или двух букв н.
– Составьте два сложных предложения, используя слова из упражнения 125.
– Наиболее интересное (понравившееся учащимся) предложение запишите в тетради, сделайте его синтаксический разбор.
Пока класс выполняет упражнение, трое учащихся работают по карточкам.
Карточка 1.
Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, подчеркните изучаемую орфограмму и укажите способ ее проверки.
Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце; занавесить плотной шторой; подвесить на потолок; застроить участок земли; выслушать критику в свой адрес; намаслить кусок хлеба; удостоить награды; вывинтить гайку; соорудить плотину.
Карточка 2.
Запишите словосочетания; выделите изучаемую орфограмму, отметьте условия ее выбора.
– Над какими видами орфограмм работали учащиеся в карточках?
– Сколько н пишется в полных страдательных причастиях? А в кратких?
– А в отглагольных прилагательных?
Домашнее задание: повторить правила на с. 55, 57; упражнение 124: написать продолжение в публицистическом стиле, используя обращения, объяснить, как надо вести себя в общественных местах.