kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: закрепить знания учащихся о правописании н и нн, полученные на предыдущем уроке; вырабатывать навык работы с орфоэпическими нормами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (по цепочке – взаимопроверка).

III. Повторение темы.

1. Чем отличаются страдательные причастия от отглагольных прилагательных? (Таблица 1 предыдущего урока.)

2. Расскажите о правописании н и нн в причастиях и прилагательных (Таблица 2 предыдущего урока).

3. Распределите словосочетания в две колонки.

Ране.ый боец – изране.ый солдат; посея.ое зерно – сея.ая мука; кипяче.ая вода – вскипяче.ое молоко, краше.ый пол – выкраше.ый забор; коше.ый или некоше.ый клевер; стреля.ый воробей – подстреле.ая птица; жже.ый кофе – сожже.ое письмо; балова.ый ребенок – избалова.ое дитя – девочка избалова.а родителями; стриже.ый мальчик – стриже.ые под ноль волосы – остриже.ая голова; дистиллирова.ая вода; линова.ая тетрадь; асфальтирова.ая улица.

– Разберите по составу слова:

остриженная, вскипяченное.

4. С каждой парой слов составьте предложения:

                   I вариант

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

одна и две н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего
времени и отглагольных прилагательных

Цели: закрепить знания учащихся о правописании н и нн, полученные на предыдущем уроке; вырабатывать навык работы с орфоэпическими нормами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (по цепочке – взаимопроверка).

III. Повторение темы.

1. Чем отличаются страдательные причастия от отглагольных прилагательных? (Таблица 1 предыдущего урока.)

2. Расскажите о правописании н и нн в причастиях и прилагательных (Таблица 2 предыдущего урока).

3. Распределите словосочетания в две колонки.

Ране..ый боец – изране..ый солдат; посея..ое зерно – сея..ая мука; кипяче..ая вода – вскипяче..ое молоко, краше..ый пол – выкраше..ый забор; коше..ый или некоше..ый клевер; стреля..ый воробей – подстреле..ая птица; жже..ый кофе – сожже..ое письмо; балова..ый ребенок – избалова..ое дитя – девочка избалова..а родителями; стриже..ый мальчик – стриже..ые под ноль волосы – остриже..ая голова; дистиллирова..ая вода; линова..ая тетрадь; асфальтирова..ая улица.

– Разберите по составу слова:

остриженная, вскипяченное.

4. С каждой парой слов составьте предложения:

I вариант II вариант

обижено – обиженно согласовано – согласованно

5. Закончите предложение и напишите, о чем говорят:

– Не ладно скроен…

– Стреляного воробья…

– Пуганая ворона…

– Повинную голову…

6. Устно объясните написание н и нн. Запишите в тетрадь один-два понравившихся вам рецепта из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера.

(Текст проецируется на экран или записан на доске.)

Кваше(н,нн)ые девочки

Отобрать грязных, растрепа(н,нн)ых девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревя(н,нн)ую кадку. Соль можно не сыпать – девочки сами наплачут полную кадку соле(н,нн)ых слез.

Консервирова(н,нн)ые грязнули

Взять несколько вываля(н,нн)ых в грязи мальчиков, добавить к ним одну измаза(н,нн)ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля(н,нн)ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто никогда не смог их увидеть. Консервирова(н,нн)ые грязнули приятно украшают любой стол.

Компот из испорче(н,нн)ых мальчиков

Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порче(н,нн)ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.

Кривляка в собстве(н,нн)ом платьице

Снять с кривляющейся девочки сандалики и уложить ее на блюдо, вымаза(н,нн)ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.

Распуще(н,нн)ые девчонки

Распустить на сковородке сливочное масло и выпустить на нее совершенно распуще(н,нн)ых девчонок. После того как они минут пятнадцать побегают по сковородке, их можно подать к столу, предварительно изрубив… лимонную корку и посыпав ею девчоночьи головы.

7. Расставьте ударения.

Понявший – понятый; поднявший – поднятый; начавший – начатый; взят – взята; привезен – привезена; создан – создана.

8. Выполнение упражнений 123, 125.

– Выполните у доски с комментариями, обозначая суффиксы страдательных причастий, обозначая условия выбора одной или двух букв н.

– Составьте два сложных предложения, используя слова из упражнения 125.

– Наиболее интересное (понравившееся учащимся) предложение запишите в тетради, сделайте его синтаксический разбор.

Пока класс выполняет упражнение, трое учащихся работают по карточкам.

Карточка 1.

Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, подчеркните изучаемую орфограмму и укажите способ ее проверки.

Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце; занавесить плотной шторой; подвесить на потолок; застроить участок земли; выслушать критику в свой адрес; намаслить кусок хлеба; удостоить награды; вывинтить гайку; соорудить плотину.

Карточка 2.

Запишите словосочетания; выделите изучаемую орфограмму, отметьте условия ее выбора.

Вяза(н)ый свитер; слома(нн)ый пенал; мороже(н)ая рыба; свежезамороже(нн)ые ягоды; выкраше(нн)ый пол; организова(нн)ый вечер; свежемороже(н)ые овощи; испече(нн)ый хлеб; жже(н)ый сахар; хорошо покраше(н)а; квалифицирова(нн)ый работник; масле(н)ая сковородка; ране(нн)ый в руку; ране(н)ый зверь, груже(н)ая машина.

Карточка 3.

Спишите, вставляя пропущенные н или нн, подчеркните изучаемую орфограмму.

С выделенными словосочетаниями составьте два предложения, выполните их синтаксический разбор.

Величестве..ая походка; неписа..ый закон; размере..ая жизнь; занавеше..ая шторами; беше..ый нрав; озабоче..ый проблемами; некраше..ое крыльцо; размере..ые движения; соедине..ые канатом; всклокоче..ые волосы; первозда..ые красоты; необыкнове..ый человек; нехоже..ые тропинки; осмоле..ое крыльцо; назва..ый брат; посаже..ый отец; украше..а резьбой.

IV. Подведение итогов урока.

– Над какими видами орфограмм работали учащиеся в карточках?

– Сколько н пишется в полных страдательных причастиях? А в кратких?

– А в отглагольных прилагательных?

Домашнее задание: повторить правила на с. 55, 57; упражнение 124: написать продолжение в публицистическом стиле, используя обращения, объяснить, как надо вести себя в общественных местах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ахмедова Шамалай Магомеднабиевна

Дата: 15.05.2021

Номер свидетельства: 580517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Презентация «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.»"
    ["seo_title"] => string(101) "priezientatsiia-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "157589"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421605852"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "конспект урока по русскому языку "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "183153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425742003"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Русский язык. 7 класс. Итоговое тестирование "
    ["seo_title"] => string(47) "russkii-iazyk-7-klass-itoghovoie-tiestirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "154582"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1421168418"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Сдаём экзамен на " 5""
    ["seo_title"] => string(17) "sdaiomekzamienna5"
    ["file_id"] => string(6) "313149"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1459437157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства