Тема урока соответствует рабочей программе и тематическому планированию по предмету.
Урок непосредственно связан с предыдущими уроками в данном разделе, так как опирается на знания учащихся о глаголах совершенного и несовершенного вида, способах образования действительных и страдательных причастий, отличии прилагательных от причастий.
Тема урока довольно сложная для восприятия учащихся, поэтому акцент был сделан на поисковую деятельность учащихся, чтобы они могли почувствовать радость открытия, чтобы знакомство с новой темой не было поверхностным.
Поскольку урок комбинированный, то я определила следующие этапы, которых и придерживалась при проведении урока: 1) оргмомент (создание благоприятного психологического климата на уроке через иллюстрацию, музыку); 2) проверка выполнения домашнего задания (фронтальная беседа, работа с текстом 1 слайда); 3) подготовка к учебно-познавательной деятельности (работа по восстановлению схем, объяснительный диктант, «засели домик»)); 4) усвоение новых знаний (исследовательская деятельность учащихся, объяснение учителя, построение алгоритма); 5) первичная проверка понимания учащимися нового материала (работа в группах), 6) закрепление знаний (самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой); 7) обобщение и систематизация знаний («Буквенный диктант»); 8) контроль и самоконтроль знаний (взаимопроверка, корректировка, оценивание); 9) подведение итогов (задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке); 10) информация о домашнем задании
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание Н, НН в причастиях »
Тема: Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;
формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных;
Развивающие:
способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию орфографической и пунктуационной зоркости через применение новых информационных технологий;
Воспитательные:
прививать любовь и уважение к русскому языку; воспитывать в ребятах вежливое, уважительное отношение друг к другу, умение вместе обучаться.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
Слайд №1. Зима
Текст под музыку читает учитель
Серебряная сказка зимы! Белые поля, переплетенные лентами лыжных снегов; безмолвный, занесенный снегом лес. В звездные ночи лунный снег колдует над полями. Пауза
- Скажите, ребята, у вас не создалось ощущение недосказанности? Может быть, у кого-то возникло желание продолжить?
Мы ещё вернемся в зимнюю сказку в течение урока, а сейчас –реальность. На партах у каждого из вас лежат листочки с записанными словами. На листочке напишите кратко о своем слове как части речи, например: солнечный – какой? – имя прилагательное. Проверьте правильность определения частей речи в группе.
- Есть ли ошибки в определении части речи?
Называю несколько слов, а учащиеся должны охарактеризовать их
Удивляться Открывающий
Постигать Выслушанный
Вдумчивый надеявшийся
Прекрасный Думавший
Совершать Придуманный
Чарующий Мечтавший
Окрыленный Приобретенный
Целеустремленный Работающий
Познающий Восхищённый
Увлекаемый Желанный
Умный Смышлёный
Активный Приобретать. Изумительный .
- А теперь попробуйте использовать данные вам слова, чтобы выразить с их помощью ожидания от нашего урока. Составьте с ними предложения устно, изменяя, если нужно форму слова, окончание.
(Например: На уроке я сегодня буду учеником, познающим что-то новое.)
- Чего вы ждете от урока, ребята, от самих себя?
2. Проверка выполнения домашнего задания
Цель – выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
-Какая связь существует между глаголом, прилагательным и причастием?
(Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос КАКОЙ? Сочетает в себе признаки глагола и прилагательного)
- Найдите причастия в тексте слайда, запишите в тетрадь
(Учащиеся выписывают в тетрадь. Ученик у интерактивной доски отмечает: переплетенные, занесенные).
- Охарактеризуйте эти причастия, выделите суффиксы.
(Страдательные причастия прошедшего времени, суф-сы –ённ-)
- А теперь давайте найдем причастные обороты, определяемые слова и объясним знаки препинания.
- Слова какой части речи делают этот текст изобразительно-выразительным? Назовите их.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Правило написание Н, НН в именах прилагательных мы повторили, а сегодня рассмотрим правило написания Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Запишите тему урока в тетрадь и подумайте, какие цели вы ставите для себя при изучении данной темы.
(Формулирование целей, мотивация на учебную деятельность)
Для того чтобы хорошо усвоить новую тему, нужно вспомнить изученные правила, которые сегодня нам помогут, и выполнить ряд заданий:
Указать на схеме (слайд 2, 3), как образуются страдательные причастия.
Вставить гласные перед суффиксом в страдательных причастиях прошедшего времени (слайд 4). Работа в группах, затем у доски
Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.
Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.
Задание на разграничение прилагательных и причастий «засели домики»(Слайд 5)
Обратите внимание, ребята, что в некоторых страдательных причастиях прошедшего времени пишется -Н, а в некоторых – НН (цветным перо выделяю на доске ).
- От чего это зависит?
- Как правильно ответить на поставленные вопросы? (Слайд 6)
Мы проделаем с вами очень важную, не скажу, что легкую, работу на уроке, чтобы найти ответы. Я уверена, вы справитесь. К этим вопросам вернемся в конце урока.
И для того чтобы настроить вас на рабочий лад, я хочу рассказать небольшую притчу.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
«Все в ваших руках», - помните об этом, проводя свои мини-исследования.
4.Усвоение новых знаний
Цель – дать конкретное представление о том, в каких случаях в причастиях и отглагольных прилагательных пишется -Н, а в каких – НН, познакомить с отличительными признаками причастий и отглагольных прилагательных
Исследовательская работа в группах (распечатка заданий на каждом столе)
- Выполнив предложенные вам задания, вы придете к определенным выводам, которыми и поделитесь с нами.
1 группа.
Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн.
Утрамбованная дорога Замаскированный дом Фасованные сладости Концентрированный напиток Военизированная охрана Маринованные огурцы
Выступления учащихся с результатами исследования.
Сообщение нового материала. Сказка о двух братьях глаголах (Слайд 7)
Жили-были два брата-близнеца. А различали их так: один отвечал на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? и назывался глаголом (учащиеся) несовершенного вида, а второй отвечал на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? и назывался глаголом (учащиеся) совершенного вида. Были они ребята активные, образовывали новые слова. Только у глагола совершенного вида все образования с НН, а у глагола несовершенного вида – с Н. (Правда в кратких формах причастий оба были солидарны и писали только одно Н). Да вот беда: начали их путать и писать в образованных причастиях беспорядочно то Н, то НН. И тогда придумали братья по 4 отличительных признака для себя. И вот что у них получилось.
Несовершенный вид – 4НЕ Совершенный вид - 4С
Н
НН
1. Образовано от глагола несовершенного вида (топленый – что делать? топить)
1.Образовано от глагола совершенного вида (брошенный – что сделать? бросить)
2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет)
2. С приставкой (растопленное масло)
3.Нет зависимого слова (топленое масло)
3. С зависимым словос (топленное на слабом огне масло)
Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.
Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Далее делаются выводы.
6.Закрепление полученных знаний
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
Объяснительный диктант
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Слайд 11)
Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.
В объектах красного цвета (части речи) и в объектах желтого (буквах) цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний. Учитель следит за работой класса.
7. Обобщение и систематизация знаний (Слайд 12)
Цель – обеспечить усвоение системы знаний
Переходим к следующему этапу урока – “Буквенный диктант”, где каждый в течение 2 минут самостоятельно выполнит эту работу. Буквенный диктант на тему: “Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени”.
Закале..ый боец
неписа..ая истина –
сгуще..ое молоко –
копче..ая рыба –
слома..ый автобус –
ошибка исправле..а –
навьюче..ая лошадь –
Кваше..ая капуста –
Спресова..ый торф –
Плете..ая корзина –
Груже..ый арбузами вагон –
Непокраше..ый пол –
8. Контроль и самоконтроль знаний
Цель – ориентировать учащихся на проверку знаний, стимулировать на самоконтроль и самообразование
2)Блиц – опрос (слайд 13). Сильный учащийся у доски
9.Подведение итогов
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав свою работу
Дети осуществляют итоговую самооценку. Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:
- Оправдал ли урок ваши ожидания? - Чем данный урок был полезен для вас?
- Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока? - Чем хотели бы заняться на следующем уроке? - Как хотели бы работать? - Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели? Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на этом уроке. Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки. На интерактивную доску проецируется слайд с домашним заданием.
10. Информация о домашнем задании. Слайд 14
Пр.29, упр.258, творческая работа (по желанию): сочинение-миниатюра «Зимняя сказка» с использованием причастий и прилагательных
Отыщите предложение в числе предложенных, синонимичное стихотворному тексту З. Гиппиус
Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. / Французский писатель и политик Вольтер.
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно. / Н.А. Некрасов
Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. / Константин Дмитриевич Бальмонт
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. / Антон Павлович Чехов
Ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество непроизнесённых. / Древний мыслитель Плутарх
Ответственность за результат общения бери на себя: не меня обманули, а я дал себя обмануть; не меня спровоцировали, а я позволил себя спровоцировать; не меня разозлили, а я разозлился. / Психолог М.Е.Литвак
Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. / А. С. Хомяков
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Не ветры веют буйные,
Не мать – земля колышется –
Шумит, поёт, ругается,
Качается, валяется,
Дерётся и целуется
У праздника народ!
Отыщите предложение в числе предложенных, синонимичное стихотворному тексту З. Гиппиус
Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. / Французский писатель и политик Вольтер.
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно. / Н.А. Некрасов
Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. / Константин Дмитриевич Бальмонт
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. / Антон Павлович Чехов
Ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество непроизнесённых. / Древний мыслитель Плутарх
Ответственность за результат общения бери на себя: не меня обманули, а я дал себя обмануть; не меня спровоцировали, а я позволил себя спровоцировать; не меня разозлили, а я разозлился. / Психолог М.Е.Литвак
Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. / А. С. Хомяков