Просмотр содержимого документа
«Правописание причастий»
Урок систематизации и обобщения знаний по теме
«Причастие»
Цели урока
Обучающие:
систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие»; закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте.
систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие»;
закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте.
Развивающие: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии.
активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии.
Воспитывающие: продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.
продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.
Причастие - это часть речи,причастная глаголув образе прилагательного.В.И.Даль
С них облетают разноцветные листья вяну…ие под ногами.
Красив в октябре лес.
Радуют взгляд раскраш…ые осенью клёны.
Красив в октябре лес.
Радуют взгляд раскраш енн ые осенью клёны.
С них облетают разноцветные листья , вяну вш ие под ногами.
От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия.
Расставьте знаки препинания.
Полярная весна.
На берегу (усеять) мелкими и острыми камнями (зарасти) зелёным глубоким мохом, ещё приметнее чувствовалась полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи.
По отлогому склону (обратить) на полдень рос ярко - зеленый мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями (покрывать) (потрескаться) землю пучками росли цветы - яркие полярные маки своей нежностью (напоминали) наши подснежники. (И. Соколов-Микитов)
Полярная весна.
На берегу,усеянноммелкими и острыми камнями,заросшемзелёным глубоким мохом, ещё приметнее чувствовалась полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи.
По отлогому склону,обращенномуна полдень,рос ярко-зеленый мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями,покрывающими потрескавшуюсяземлю,пучками росли цветы - яркие полярные маки,своей нежностьюнапоминавшиенаши подснежники. (И. Соколов-Микитов)
Вспомни
орфограмму
Н-НН в причастиях
Н
НН
В кратких причастиях
В остальных случаях
От глаголов совершенного вида
Решить – решённый
ИСКЛ! РАНЕНЫЙ
2. С приставкой, кроме НЕ
покрашенный
3. Есть зависимые слова
Крашенный краской забор
4. Есть суффиксы ОВА-ЕВА
Линованный
ИСК! КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы Н - НН ?
Отточе…ый карандаш,
выструга…ые половицы,
беле.…ые мелом стены,
Купле…ый товар.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ?
Отточенный карандаш,
выструганные половицы,
беленные мелом стены,
купленный товар.
Вспомни
орфограмму
НЕ с причастиями
Употребляется слово без НЕ или не употребляется?
Употребляется
НЕ употребляется
Краткое или полное?
Слитно
Краткое
Полное
Есть ли зависимое слово?
Раздельно
НЕТ
ДА
Есть ли противопоставление, частицы?
ДА
НЕТ
1 вариант
Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.
2 вариант
Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.
1. вовсе (не) избалованный ребенок
1.( не)воспитанный человек
2. окно (не) завешено шторой
3. (не) достоверная информация
2. (не)меркнущий свет
4. (не) лишенный юмора
3. (не) ограниченные возможности
4. свобода (не) провозглашена
5. (не) помогающий никому
6. (не) зависимый кандидат
5. ничем (не) обладающий
7. (не) устрашимый боец
6. (не) слушающий никого
7. (не) мечтающий о богатстве
8. (не) удачная шутка
8. средства (не) изысканы
9. отнюдь (не) праздничный
9. гармония (не) достигнута
10. никогда (не) хвастающийся
10. очень (не) учтивый
1,2.3, 10
1,2,3, 10
3,6,7,8
Выполните морфологический разбор причастий по вариантам
1 вариант-усеянном
2 вариант-напоминавшие
1 вариант
2 вариант
Усеянный– причастие
1.Берег(какой?)усеянный
Напоминавшие– причастие
2.Н.Ф.- усеянный
1.Маки (какие?) напоминавшие
Пост.- страдат., прош. вр., сов. вид; непост.- в полной форме, в ед. ч., в м. р., в П .П.
2.Н.Ф.- напоминавший
3.Берег(какой?) усеянный
Пост.- действит., прош. вр., сов. вид; непост.- в полной форме, во мн. ч., в И. П.
3. Маки (какие?) напоминавшие
Определение
Определение
Самостоятельная работа
В саду далеко видна дорога к большому шалашу ((не) усыпать) соломой, а выровненная гравием. В шалаше ещё ((не) устроить) постели, стоит одноствольное ружьё, (не) кипящий самовар, в уголке – посуда.
Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие (истрепать) и ((не) истрепать) пожитки, (выложить) кирпичная печка. В глубине сада около шалаша багровое пламя (окружить) мраком.