Просмотр содержимого документа
««Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»»
Цели урока:
Формировать умение определять спряжение глагола настоящего и будущего времени по неопределённой форме глагола
Формировать умение писать безударные личные окончания глагола в настоящем и будущем времени
Ход урока.
Орг. Момент
Создание проблемной ситуации и постановка темы и целей урока
Посмотрите внимательно на слова. Что их объединяет? (глаголы)
Сто.т мечта.шь
Свист.т помеша.те
Ед.те стро.т
Пищ.т кле.шь
По какому принципу они записаны в 2 столбика? (ударные и безударные окончания)
По какому признаку их можно разделить на другие 2 столбика? (2 и 3 лицо)
Какой глагол лишний? Помешаете – буд. время
В слова какого столбика вы легко можете вставить гласную? (первого) Вставьте. Почему это легко?
Попробуйте вставить гласную в слова второго столбика. Какую трудность в написании безударных личных окончаний глаголов вы видите? (Нет ударения – слабая позиция)
Определите тему сегодняшнего урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Какие цели поставим перед собой?
научиться писать безударные личные окончания глаголов
Сейчас нам надо кое-что вспомнить, что бы легче достичь наших целей.
Чистописание
Какие буквы мы можем вставить в эти слова? е или и
Вот написание этих двух букв мы и повторим в чистописании
И е (какие звуки обозначают эти буквы?) (гласные)
На второй строке запишем вместе с эти буквами те буквы, которые по алфавиту идут между ними.
еёжзи Буквы каких звуков здесь встретились?
Словарная работа
Перед вами кроссворд. Вписав в него словарные слова, мы получим важное для нас сегодня понятие.
Посещение музея, выставки и т.п.
Электронное устройство, предназначенной для показа фильмов, передач и т.п.
Многозначное слово: это и часть колокола, и орган вкуса и способ общения
Глагол в неопределенной форме, однокоренной слову желание
Открытие нового
Что мы знаем про спряжение? (у глаголов одного и того спряжения ударные и безударные окончания глаголов одинаковые, к 1 спр. Относятся…., ко 2 спр.относятся..)
Какая тема у нас урока? А цель?
Как вы думаете, что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (определить спряжение)
Как определить спряжение? (по окончанию ).
Посмотрите еще раз на наши слова
Стоит мечта.шь
Свистит помеша.те
Едите стро.т
Пищит кле.шь
У слов какого столбика мы можем определить спряжение? (у первого)
Почему? Они ударные . Определите.
А что же делать, когда у нас написанных окончаний и оно безударное? Как тогда определить спряжение? Оказывается, определить спряжение нам поможет глагольный суффикс.
Выполним упражнение и проведем наблюдение.
Поставь данные глаголы в неопределенную форму и запиши их в столбик. Выдели суффиксы неопределенной формы.
Благодарят – благодарИть
Владеет – владЕть
Летаете – летАть
Влияют – влиЯть
Колете – колОть
Выдели значком ^ гласную букву перед –ТЬ. Это глагольный суффикс, который поможет определить спряжение глагола.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед – ТЬ.
Суффикс –и- указывает на 2 спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) – на 1 спряжение.
Например: делаешь – делать (не и – 1 спр.), косит – косить (и – 2 спр.)
Посмотрим правило в уч. На стр. 35.
Работа с правилом.
- что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (определить спряжение)
- как определить спряжение с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени? ( по неопределенной форме)
Первичное закрепление
Потренируемся в определении спряжения по неопределенной форме.
Упр. 455
Продолжение объяснение нового материала
Теперь вернемся к нашим глаголам. Как нужно действовать, чтобы определить , какую гласную писать в безударном личном окончании глагола. Допишем алгоритм
Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное
Если ударное – пишу …как слышу
Если безударное,
а) ставлю глагол в…неопределенную форму
б) смотрю, какой … суффикс перед … -ть
в) если -и- - глагол … II спряжения, пишу в окончании гласную - …и и –ат (ят)
г) если не –и- - глагол … I спряжения, пишу в окончании гласную …е . И –ут (-ют)
д) обозначаю орфограмму
воспользуемся нашим алгоритмом и вставим пропущенную гласную
мечта.шь – мечтать (I). – е мечтаешь
помеша.те – помешать (I) - помешаете
стро.т – строить (II ) - строит
кле.шь – клеить (II ) - клеишь
Повторение пройденного.
Составьте предложение с одним из этих глаголов. Запишем. Сделаем синтаксический разбор.
Подведение итогов
Тема урока? Цель урока?
Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? спряжение
Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? по неопределенной форме
Какие глаголы относятся ко II спряжению? В неопределенной форме на - ить А к I? Остальные глаголы
Домашнее задание
Правило стр.35, упр. 457. Нужно определить спряжение .