способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодей- ствия | УУД |
1.Организа-ционный момент | Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приглашаю вас погрузиться в прекрасный мир словесности. Ребята, вы пришли на урок с каким настроением? Отлично, я тоже пришла к вам с прекрасным настроением! | Мы пришли на урок с хорошим настроением | Фронтальная | Личностные: ОД: положительный эмоциональный настрой на урок ФСД: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. Регулятивные: ФСД: выявление готовности к уроку Коммуникативные: ОД: слушание собеседника ФСД: построение понятных для собеседника высказываний Познавательные: ОД: активное слушание учителя, осознание учебно-познавательной задачи ФСД: формулирования собственных ожиданий |
2. Мотивация к учебной деятельности | На уроке сегодня, я надеюсь, вы сможете показать свои самые лучше знания. Мы будем работать самостоятельно, парами, группами. Когда мы работаем в группах, у нас есть очень важное правило. Какое? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. | Фронтальная | Личностные: ОД: эмоциональный настрой на урок ФСД: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Регулятивные: ФСД: выявление готовности к уроку Коммуникативные: ФСД: построение понятных для собеседника высказываний. Познавательные: ОД: активное слушание учителя, осознание учебно-познавательной задачи ФСД: формулирования собственных ожиданий |
3.Первичное усвоение новых знаний | Наш урок я хотела бы начать с вопроса: кем вы хотите стать, ребята? Спасибо! Это замечательно, что вы мечтаете выбрать ту или иную профессию! Есть на свете одна непростая, но очень интересная профессия! Давайте просмотрим ролик, а вы догадайтесь о какой профессии идет речь. Ну что, интересный видеоролик? Очень актуальный в наши дни, да? Представляете, где-то такие морозы, а у нас совсем нет снега! Вы догадались, как называется профессия человека, который сейчас был на экране? Верно, а кто такой репортер. Давайте попробуем дать толкование этого слова (дают толкование слову) А сейчас посмотрим на определение этого слова в толковом словаре: Репортёр (также корреспонде́нт) — сотрудник средств массовой информации, посланный на место событий и сообщающий в редакцию информацию — репортаж «с места событий» (Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой) Ребята, ну вы согласны, что эта профессия нелегкая, но невероятно интересная? Сегодня я предлагаю вам стать самыми настоящими корреспондентами! В конце урока у вас будет настоящий репортаж! А пока прослушайте интересный материал, который я для вас подготовила. Текст вам дан на карточке, там же есть слова для справок. Ваша задача – внимательно прослушать мой репортаж, вставить пропущенные слова из данных ниже. Задание вам понятно? «Аномальная холодная погода установилась во многих регионах Сибири. Вследствие 60-градусных морозов на трассе Когалым-Лангепас образовались пробки, сломались машины. В продолжение трех часов спасатели эвакуировали замерзших водителей и пассажиров. Среди них оказалось двое мужчин, подозреваемых в угоне ВАЗ-2110. В следствии появились любопытные факты. Более подробно об этой ситуации вы узнаете в продолжении следующего репортажа» Какие слова вы подставили вместо пропусков? Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти слова, с какими словами они «дружат», определите падеж, где это возможно. У всех ли выделенных слов мы смогли определить падеж? Почему? | Ответы детей: учитель, врач, стоматолог, строитель и т.п. Просмотр видеоролика Корреспондент, журналист, репортёр Репортёр – работник телевидения, который ведет репортаж с места событий Читают определение Да «Аномальная холодная погода установилась во многих регионах Сибири. _________ 60-градусных морозов на трассе Когалым-Лангепас образовались пробки, сломались машины. _________ трех часов спасатели эвакуировали замерзших водителей и пассажиров. Среди них оказалось двое мужчин, подозреваемых в угоне ВАЗ-2110. ___________ появились любопытные факты. Более подробно об этой ситуации вы узнаете ____________ следующего репортажа» Вследствие, в продолжение, в следствии, в продолжении Вследствие морозов образовались (вследствие чего?), падеж определить невозможно, слово звучит в вопросе. В продолжение трёх часов эвакуировали (в продолжение чего?), падеж определить невозможно, слово звучит в вопросе. В следствии появились (в чём?) П.п. В продолжении узнаете (в чём?) П.п. Нет Потому что первые два слова - предлоги | Фронтальная, парная | Личностные: ОД: восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; ФСД: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. -установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: ОД: восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению. ФСД: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -формирование умения слушать и понимать других; -формирование умения формулировать свои мысли в устной форме -формирование умения работать в парах Коммуникативные: ФСД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. Познавательные: ОД: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности - развитие умения получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме - развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям ФСД: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
4.Актуализация знаний | Итак, давайте с вами вспомним, что такое предлог? На какие группы по происхождению делятся предлоги? Что такое непроизводные предлоги? Приведите примеры. Верно. А что представляю собою производные предлоги? | Предлог – служебная ЧР, выражающая зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании, предложении. Производные и непроизводные предлоги Непроизводные предлоги – это предлоги, не образованые от других ЧР (в, на, за, к) Производные предлоги – предлоги, возникшие в результате перехода самостоятельных частей речи в служебные (в течение, ввиду) | | Личностные: ОД: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему ФСД: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Регулятивные: ОД: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ФСД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, Коммуникативные: ОД: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. ФСД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. Познавательные: ОД: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности ФСД: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач |
5.Целеполагание, первичная проверка понимания | Отлично, давайте вернемся к нашему тексту. Какие именно производные предлоги мы встретили в нем? А другие созвучные слова – это слова какой части речи? Вы, наверное, уже заметили внешние отличия слов, принадлежащих к данным частям речи. Поэтому в конце урока мы должны ответить на вопрос: чем отличаются производные предлоги от созвучных существительных? А пока давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Как она будет звучать? Хорошо, а какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Запись даты, классной работы и темы урока А давайте узнаем, что говорит нам ваш учебник о правилах написания производных предлогов? | Вследствие, в продолжение Имена существительные в падежной форме Пишется слитно (вследствие), на конце у предлогов Е «Правописание производных предлогов» Цели урока - научиться отличать производные предлоги от созвучных имен существительных; изучить правило написания производных предлогов. Чтение параграфа, комментирование учителем после каждого пункта | Групповая, индивидуальная. | Личностные: ОД: восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; ФСД: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. -установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: ОД: самостоятельное определение темы урока - осознание целей и задач обучения - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению ФСД: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника -формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) -формирование умения слушать и понимать других -формирование умения формулировать свои мысли в устной форме Коммуникативные: ФСД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. Познавательные: ОД: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности - развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме - развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям ФСД: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
6.Первичное закрепление | Итак, мои юные коллеги, ваше 1 серьезное задание. Называется оно «Проверь себя». Вы, как истинные журналисты, должны обязательно проверять свои силы и возможности! Вот теперь будьте внимательны! На слайде предложения с пропусками. Работаем устно. Задание: прочитайте предложения, укажите, какой частью речи являются интересующие нас слова. Условия выбора комментируются вслух. Мы шли в течени… целого дня и вдруг набрели на реку. В течени… её следовало опасаться водоворотов. Нелегко было пройти через реку (в)следстви… бурного потока. В продолжени… получаса мы выбирались на другой берег. Ну что, коллеги, удалось ли пройти первое журналистское испытание? И вы молодцы, ведь настоящий журналист должен всегда быть уверен в своих силах! Итак, как вы определили: производный предлог ли перед вами или существительное с предлогом? Вы справились с этой задачей! Молодцы. Еще одно задание для вас репортеров. Проведем журналистское расследование. В упражнение с существительными прокрались производные предлоги. Посмотрите на задание «Расследование», там теперь все перемешалось! Вам нужно вернуть все на места. Деление на 3 команды. 1 команда – сочетания с производными предлогами 2 команда - сочетания с непроизводными предлогами 3 команда – сочетания с существительными в падежной форме Работаем быстро, в темпе. Чья команда справится с заданием первой, те получат самые интересные темы для репортажа! Вперед! 1)Не работает (в) следстви.. непогоды / ругаться из-за криков / вмешаться (в)следстви.. 2)Длилось (в)продолжени.. пяти лет / читайте (в) продолжени.. повести / стоит передо мною 3)Заметны (в)течени.. ручья / за тобою иду / приходите (в) течени.. месяца 4)Не успели (в) виду недостатка времени / иметь (в) виду / находиться около оврага 5)Узнал (на) счёт подписки / стоять возле дома / перевести (на) счёт организации Какие вы шустрые журналисты! Теперь давайте быстренько проверим друг друга, не допустили ли ваши товарищи ошибок, правильно ли они выписали слова? | Мы шли в течение целого дня и вдруг набрели на реку (время). В течении её следовало опасаться водоворотов (сущ в П.п.). Нелегко было пройти через реку вследствие (из-за, предлог) бурного потока. В продолжение получаса мы выбирались на другой берег (время). Да, мы выполнили все верно! Во-первых, по значению; во-вторых в сочетании сущ с предлогом можно задать вопрос, где предлог – нельзя. В-третьих, для производных предлогов можно подобрать синонимичные предлоги. 1 команда: не работает вследствие непогоды, длилось в продолжение пяти лет, приходите в течение месяца, не успели ввиду недостатка времени, узнал насчет подписки 2 команда: ругаться из-за криков, стоит передо мною, за тобою иду, находиться около оврага, стоять возле дома 3 команда: вмешаться в следствие, читайте в продолжении повести, заметны в течении ручья, иметь в виду, перевести на счёт организации Проверяют работы друг друга | | Личностные: ОД: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению - применение на практике и последующее повторение нового материала. ФСД: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Регулятивные: ОД: самостоятельное выполнение упражнения с взаимопроверкой по образцу, работа в группах ФСД: учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности Коммуникативные: ОД: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. ФСД: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом. Познавательные: ОД: самостоятельное выполнение упражнения с взаимопроверкой, работа в команде ФСД: грамотное построение устного высказывания |
7.Динамическая пауза | После такой сложной миссии надо отдохнуть. Давайте проведем небольшую разминку. Опустили руки ВДОЛЬ туловища и выполняем повороты головы вправо, влево, вперед и назад В ПРОДОЛЖЕНИЕ 10 секунд. Теперь руки положили НА плечи, выполняем круговые движения руками В ТЕЧЕНИЕ 15 секунд. ВВИДУ долгого сидячего положения наша спина устала, поэтому В ЗАКЛЮЧЕНИЕ поднимем руки наверх и потянемся как можно выше. | | | Личностные: Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке Регулятивные: Выполнение действий по образцу Коммуникативные: Выполнение действий по образцу Познавательные: Выполнение действий по образцу |
Первичное закрепление продолжение | Мы отдохнули и теперь можем приступить к новому заданию, а оно не простое, оно – секретное! Задача каждого из вас собрать секретную информацию, данную в тестовых заданиях. Они перед вами. У вас есть всего 1 минута, чтобы справиться с этим заданием! Итак, приступаем! 1. Найдите предлог а) вследствие б) лишь в) издавна 2. Найдите производный предлог а) На счёт б) в течение в) оттого что 3. Найдите непроизводный предлог а) Ввиду плохой видимости главные трассы закрыты. б) В течение двух часов не работал лифт. в) За окном было морозно. 4. В каких словах на конце пишется И? а) В продолжени… двадцати минут было тихо. б) Вследстви… непогоды вылет задерживается. в) О дальнейшей жизни героев узнаем в продолжении… 5. Найдите ошибку в написании предлога. а) Из за туч выплывало солнце. б) В заключение вечера были прочитаны стихи. в) Вместо веселья я чувствовал страх. А теперь поменялись тетрадками и сверили с ответами на слайде. Поставили друг другу оценки. У кого 5? У кого 4? У кого 3? Как хорошо вы справились! И вас ожидает самое ответственное задание! Сейчас вы в полной мере можете показать свои журналистские способности! Вы делитесь на 3 группы. Ваша задача – написать небольшой репортаж по заданной теме, используя всевозможные производные предлоги. Включите фантазию, творческие способности! 1 группа: «Башкортостан страдает из-за нехватки снега. Куда он делся?» 2 группа: «Суровая зима в Москве. Объявлено штормовое предупреждение» 3 группа: «Проливные дожди в Санкт-Петербурге – обычная ситуация» Отличные репортажи! Теперь вам присвоено звание «Лучший класс репортеров!» | 1-а 2-б 3-в 4-в 5-а Примерный репортаж: В Москве в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог. И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад. | | Личностные: ОД: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению - применение на практике и последующее повторение нового материала. ФСД: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Регулятивные: ОД: самостоятельное выполнение упражнения с взаимопроверкой по образцу, работа в группе ФСД: учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности Коммуникативные: ОД: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. ФСД: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом. Познавательные: ОД: самостоятельное выполнение теста, работа в группе ФСД: грамотное построение устного высказывания |
6.Домашнее задание | Домашнее задание 1.Повторить по теории параграф 147 2.Выполнить упр. 323 с.121 В упражнении вам следует записать предложения, выбирая подходящие предлоги из помещенных справа. А затем выполнить задание 1,2 после текста, т.е. заменить производные предлоги непроизводными, где это возможно. Задание понятно? Хорошо. | Запись домашнего задания в дневник | | Личностные: ФСД: конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. Регулятивные: ФСД: конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. Коммуникативные: ФСД: конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. Познавательные: ФСД: конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. |
7.Рефлексия (итоги урока) | Итак, лучший класс репортеров, давайте же ответим на поставленный в начале урока вопрос: чем отличаются производные предлоги от созвучных существительных? Молодцы! Мы с вами поработали хорошо? Достигли ли мы целей урока? Итак, мои юные коллеги! Наш урок подходит к концу. Понравился ли вам наш урок? Сдайте, пожалуйста, листочки с тестом, за это вы получите оценки. Спасибо за урок! До свидания! | Производные предлоги и созвучные существительные имеют разное значение: в течении реки (в её потоке) / в течение 3 часов (о времени) Производный предлог всегда содержится в вопросе: (Вследствие чего?) вследствие плохой видимости К производному предлогу можно подобрать синоним: ввиду нехватки рабочей силы (ввиду=из-за) Производные предлоги не являются самостоятельными членами предложения В конце производных предлогов пишется Е: в течение, в продолжение, вследствие Цели урока достигнуты Прощаются с учителем | Индивидуальная, групповая | Личностные: ОД: проговаривают правила, с которыми работали на уроке - фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. ФСД: становление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: ОД: фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности ФСД: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. Коммуникативные: ОД: фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности ФСД: смысловое чтение; -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: ОД: фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. ФСД: подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения |