Просмотр содержимого документа
«Правописание не с причастиями»
Тема урока: «Правописание НЕ с причастиями».
Тип урока : урок открытия новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями.
Планируемые результаты:
Предметные:
Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями.
Закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи.
Метапредметные:
Умение самостоятельно формулировать тему, цель урока.
Умение определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Владение всеми видами речевой деятельности.
Совершенствование умения работать в группах.
Личностные:
Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.
Оборудование: учебник, тетради, персональный компьютер учителя, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (слайд 1)
Здравствуйте , ребята, здравствуйте уважаемые гости! ! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души»
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы
- Ребята, на своих столах вы видите листы самооценки, с которыми вы поработаете в конце урока
II.Актуализация знаний Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела. В этом вам поможет стихотворение, которое вы видите на экране.(слайд 2)
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
Чтобы вспомнить, что вы уже знаете о данной удивительной части речи, сыграем в учебную игру «Светофор».
Напомню вам правила игры:
Для ответа вы используете сигнальные карточки (красная – не согласен с утверждением, желтая – затрудняюсь ответить; зеленая – согласен с утверждением). Если вы не согласны, то должны дать правильный ответ.
Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет)
Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да).
Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да).
Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да).
Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет).
Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет).
Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет).
Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да).
Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет).
Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да).
Молодцы! Спасибо вам за активную работу. Вы показали хорошее знание изученного материала
Ш. Подготовка к восприятию новой темы.
Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.(слайд3)
№1. Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить. (Даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи, необходимо заполнить данными примерами таблицу и объяснить выбор орфограммы
Вовсе( не)интересный фильм,(не)чем удивить, (не)навидеть лень, (не)вежественный человек, (не) выполнил задание, ничуть (не)злой, (не)кто в чёрном, (не)за что хвалить, (не)лепость, , (не) у кого спросить,( не)широкая, но рыбная река; (не)высокий дуб, говорил (не) правду, а ложь, звучал( не) громче обычного.
(слайд4)
Слитно
Раздельно
Нечем удивить, ненавидеть лень, невежественный человек, некто в черном, нелепость, неширокая, но рыбная река, невысокий дуб
Вовсе не интересный фильм, не выполнил задание, , ничуть не злой, не за что хвалить, не у кого спросить, говорил не правду, а ложь, звучал не громче обычного
Не с прилагательными , существительными, местоимениями, глаголами
Слитно
Раздельно
1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный)
1.Есть противопоставление с союзом А( не правда , а ложь)
2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь)
2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не , отнюдь не, ничуть не)
3.Не с отрицательными местоимениями (некто)
3. Зависимое – отрицательное местоимение (никому не интересный)
4.Отрицательное местоимение отделяется предлогом (не с кем)
5.Не с глаголами, краткими прилагательными, прилагательными в сравнительной и превосходной степени(не делал, не могуч, не громче)
IV.Создание проблемной ситуации .Синтаксическая пятиминутка (Слайд6)
- Запишите предложение, которое вы видите на доске
ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.
- Как вы понимаете эти слова?
- Выполните синтаксический разбор предложения.
- Выполните морфологический разбор причастия.
-Сравните свои записи с разбором на доске.(слайд 7)
-В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастии).
- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)
- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)
V.Формулировка темы и цели урока –
Назовите теперь тему сегодняшнего урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».) (Слайд8)
- Запишите ее на оставленной строке. (Записывают тему урока на оставленной строке.)
- Какие цели мы с вами поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Узнать правила слитного и раздельного написания не с причастиями)
- Каков будет конечный результат урока? (Научиться правильно писать не с причастиями)
- Как будем добиваться этой цели?
(Постараемся открыть правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)
- Где можно найти подсказки к открытию нового? (В учебнике, например, а еще где?
(Если ребята сами не догадаются, я задам наводящий вопрос (слайд 9)
Дверь (не)закрыта
(Не)годующий взгляд
Дверь (не)закрытая, а открытая
(Не)закрытая дверь
(Не)закрытая учителем дверь
Крайне (не)воспитанный ребенок
Вовсе (не)решенная задача
- Как думаете, почему словосочетания в пробном задании я записала в два столбика? (В одном – слитно, в другом – раздельно)
- В каком слитно, а в каком наоборот? Почему?
(Во втором столбике есть пример со словом, которое без не не употребляется, значит, 1 столбик – раздельно, 2-слитно)
- Как думаете, почему дверь не закрыта – раздельно? (Краткое причастие)
- Дверь не закрыта, а открыта? (Есть противопоставление с союзом А)
- Не закрытая учителем дверь? (Есть зависимое слово)
VI.Открытие новых знаний. Контроль первичного усвоения знания
В соответствии с поставленной целью вам необходимо самостоятельно сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями (слайд 10)
Слитно
Раздельно
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)
2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)
3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)
1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)
2.С краткими причастиями (не прочитана книга)
3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)
4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)
VII .Физкультминутка
Встали, приготовились. Я называю причастия – вы выполняете действия, но только те, которые обозначены причастиями настоящего времени!
Поднимающий руки.
Опускающий руки.
Поворачивающийся влево.
Поворачивающийся вправо.
Наклоняющийся вперед.
Наклоняющийся назад.
Хлопающий в ладоши.
Упавший на пол.
Приседающий.
Встающий.
Машущий руками.
Севший за стол.
Садящийся за стол.
Закрывший глаза.
Приступающий к работе.
IX.Первичное закрепление.
1. Лингвистический футбол.( Ученик ловит мяч, встает и объясняет выбор орфограммы (слитное и раздельное написание НЕ с причастиями)_
Несжатая полоса, не нарушаемая птичьим пением тишина, земля не вспахана, незабываемое впечатление, не замерзшая, а бурлящая река, не прогретая солнцем земля, ненавидящий подлость человек, вовсе не проверенные данные, не покрытые снегом поляны, не утихающий, а усиливающийся ветер
2.Работаем в парах.. Класс делится на пары. На две пары дается по одной (одинаковой) карточке. Одинаковые пары объединяются в группы для взаимопроверки работ
Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно. (слайд 11)
Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.
. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось раздельно. (Слайд 12)
. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под негреющим солнцем, не полыхали багрянцем осины, не заметало колеи шуршащей листвой.2. И причитает во всю ширь полей несмазанное колесо. 3. Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. 4. Быстро, но осторожно, чтобы никому не попасться на глаза, они перебегали дорожки, пролезали через колючие ограды, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным.
- Не забываем проставлять оценки за все этапы работы в оценочной таблице.
3. Цифровой диктант
- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.
Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1. Слайд 13)
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
-Поставьте себе оценку.
4.Работа с текстом. Упр. 157 (слайд 14)
Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером.
Светлая заря, еще не закрытая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный удар грома потряс весь дом, и полил дождь, не прекращающийся в течение целого часа. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния.
Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращавшегося страха. Казалось, что какая –то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки. ( стиль – художественный. Основная мысль - описание впечатления от грозы)
Тест (слайд 15)
Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
Б) ещё (не)разгаданная тайна Г) тайна (не)разгадана
2) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно
А) окно (не)вымыто В) (не)замеченная ошибка
Б) (не)отвеченное письмо Г) (не)мощеная улица
3) Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ раздельно.
(1) (Не)прочитанный роман; (2) (не)прочитанный мной роман; (3) (не)сказано; (4) (не)окрепший от болезни дедушка; ещё (5) (не)окрепший от болезни; (6) (не)годующий человек; (7) (не)замерзший пруд; (8) (не)замерзший к утру пруд; в доме (9) (не)прибрано; ещё (10) (не)украшенная ёлка
А) 1,3,7,9 В) 3,6,8
Б) 4,5,7,9,10 Г) 2,3,4,5,8,9,10
4) Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно. (слайд 16)
А) (не)оконченная пьеса, (не)выкрашено
Б) (не)доумевающий взгляд, (не)зависимый ни от кого
В) (не)прекращающийся дождь, (не)годующий человек
Г) (не)окрепший от удара, (не)затихающая буря
5) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
А) дело (не)закончено вовремя, (не)законченная история
Б) (не)исследованные районы, никем (не)исследованные районы
В) никем (не)принятое предложение, ещё (не)принятое предложение
Г) дело (не)закончено, (не)принятое решение
Г) ещё (не)спрятанные ценности
ОТВЕТЫ: 1а, 2а, 3г, 4в, 5в (слайд 17)
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Слайд 18
- Какую цель ставили мы перед собой сегодня на уроке? (Научиться писать не с причастиями)
- Удалось достигнуть этой цели? Каким способом мы ее достигли?
- Что было трудным? Что осталось непонятным?
- Выскажите свои впечатления от урока
- хорошо усвоил
- отлично усвоил и могу применить на практике
- усвоил хорошо, но есть вопросы
- многое непонятно.
XI.Домашнее задание. Пр. 26, упр.154, 156 (слайд 19)