kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание НЕ с причастием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 7 классе.

Тема "Правописание НЕ с причастиями"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание НЕ с причастием»

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме

«Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:

- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;

- способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку;

- способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями; умения работать в группе и самостоятельно;

- способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: частично-поисковый.

Метод проектной технологии: Исследовательские проекты: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты: направлены на изучение характеристик каких-либо процессов, явлений, объектов и предполагают их анализ и обобщение выделенных фактов.

Ролево-игровые проекты: участники исполняют определенные роли (литературных персонажей или выдуманных героев), обусловленные характером и содержанием проекта, имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Оценочные листы. Мультимедийная  установка с экраном (для демонстрации сопроводительного материала к изучению нового материала).


Ход урока

I. Организационный момент. (1 м)

- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Работать мы сегодня будет в группах, а значит на один общий положительный результат. Выберите спикера, который будет отмечать работу группы в оценочном листе и регулировать ответы учащихся.

II. Систематизация известной информации о причастии

- Предлагаю размяться и настроиться на работу.

1 задание «Игра на внимание» (3 м)

- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.

1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию;

2. Причастие имеет признаки наречия и существительн; А признаки, каких частей речи?

3. Причастия бывают полными и краткими;

4. Краткие причастия в предложении являются сказуемым;

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем?

6. Причастия бывают действительными и страдательными?

7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш; А каких?

8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов вш и ш.

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;

10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом.

А когда обособляется причастный оборот?

Оценивание разминки

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать причастие. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тема урока «Правописание частицы НЕ с причастиями».

- Как вы думаете, ребята, какая задача стоит перед нами сегодня на уроке?


III. Дополнительная информация


Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ (3 м)

Стихотворение:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.


- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ

- А что мы знаем о частице НЕ?

Ребятам было дано задание подготовить информацию о частице НЕ

Информационный проект о частице НЕ. (3 м)

Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.

По Этимологическому словарю Фасмера,

НЕ – это отриц. част., употребляется также в качестве приставки в укр., белор. русск. ст.-слав., болг., сербохорв., чеш., польск. Языков

В словаре Ожегова НЕ – частица

1. Служит для выражения отрицания при разных членах предложения. Не уходи. 2. При противопоставлении двух предложений отрицает ситуацию, о к-рой сообщается в первом из них. Не лёд трещит, не комар пищит, то кум до кумы судака тащит (шуточн. песня).

3. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неопределённость состояния, противопоставляемого чему-н. другому. Спит не спит, а вроде как задремал. Болит не болит, а ноет.

4. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая безразличие по отношению к следствию, результату. Хочешь не хочешь, а идёшь.

5. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неполное отрицание при противопоставлении. Дурачок не дурачок, а с придурью.

6. Соединяя неопред. и личную форму одного и того же глагола, выражает отрицание того, что противопоставляется чему-н. другому. Бить не бьёт, а ругается

7. То же, что нет (в 1 знач.) (прост.). Хочешь чаю. Не.


Грамматический словарь: слова с приставкой НЕ


Приставка не- используется для образования слов с противоположным смыслом (сильный - несильный), либо с оттенком ослабленности (трудный - нетрудный).

Чтобы не перегружать лексикон множеством легкообразуемых негативных форм, в словарь внесены только самые употребимые слова с приставкой не-.

Для некоторых слов с приставкой не- в языке утеряны исходные формы без не-:

нельзя

непременный

неотъемлемый

неожиданный

нерадивый

непреложный

неотразимый

нечисть

непрошенный

непреклонный

невмоготу

ненароком

непролазный

непомерный

неоплатный

немножко

непроглядный

непобедимый

неописуемый

нелепый

неколебимо

неизъяснимый

незабвенный

невылазно

неимоверный

неизбежный

негаданный

невтерпёж

невредимый

невпроворот

невинно


невпопад

невзрачный

негодовать


Во многих случаях можно легко найти однокоренное слово без приставки не-, относящееся к другому грамматическому классу, но простое отсечение приставки создает несуществующее в языке слово:

Негаданный (гаданный) - гадать, гадание нелепый (лепый) – лепота невтерпёж – (втерпёж) - терпеть, терпение


Правописание частицы Не

Частица НЕ употребляется с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями. При написании частицы не с частями речи существует определённое правило. Но единым остаётся одно правило для всех. Кто может его назвать? ( Если слово без НЕ не употребляется)

Самой интересной нам показалась информация, которую предоставляют психологи. Они утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается и ученик обязательно забудет правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило.










IV. Изучение нового материала.

2 задание «Изучи сам и расскажи другим» (10 м)

Работа с учебником страница 61, параграф 17

Первая группа читает в учебнике раздельное правописание НЕ с причастиями и записывает примеры в тетрадь, вторая группа читает слитное правописание НЕ с причастиями и записывает примеры в тетрадь. Запомнить и объяснить правописание НЕ с причастиями.

Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежала не прочитанная мною книга.

На вершинах гор лежали никогда не тающие снега.

2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатые работа;

3.Если это краткое причастие:

Задача не решена.

Задание не подготовлено.

1.Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежала непрочитанная книга.

На вершинах гор лежали нетающие снега

2.Если причастие без НЕ не употребляется:

Он обратил внимание на её негодующий взгляд.

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:

Совершенно неподготовленный ответ, крайне необоснованное заявление.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание НЕ с причастием

Автор: Ковалева Татьяна Ивановна

Дата: 25.12.2019

Номер свидетельства: 533556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Самостоятельная работа по теме "Правописание причастий" (7 класс)."
    ["seo_title"] => string(60) "samostoiatielnaiarabotapotiemiepravopisaniieprichastii7klass"
    ["file_id"] => string(6) "289761"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1454857281"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Правописание причастий" "
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "119963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413560436"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Правописание причастий"
    ["seo_title"] => string(23) "pravopisanie_prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "618313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1669289319"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Контроль знаний по теме "Причастие" "
    ["seo_title"] => string(36) "kontrol-znanii-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "244558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445958470"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Не с причастиями. "
    ["seo_title"] => string(21) "nie-s-prichastiiami-1"
    ["file_id"] => string(6) "154202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421134752"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства