Повторение изученного по разделу « Морфемика. Орфография. Культура речи»
Повторение изученного по разделу « Морфемика. Орфография. Культура речи»
Урок обобщение изученного материала по теме " Морфемика. Орфография. Культура речи". В ходе работы используются различные задания творческого и поискового характера.
Задачи урока:
обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем;
- развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка; отрабатывать орфографическую грамотность;
- воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи; внимание, самодисциплину; умение работать группой; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного по разделу « Морфемика. Орфография. Культура речи» »
Тема: Повторение изученного по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Цели:обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем;
- развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка; отрабатывать орфографическую грамотность;
- воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи; внимание, самодисциплину; умение работать группой; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
Ход урока.
Оргмомент.
Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я люблю учиться.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
У меня сегодня всё получится.
Я начинаю учиться.
Ребята, мы завершили изучение большой темы «Морфемика. Орфография. Культура речи». Однако двигаться дальше по пути изучения русского языка мы не сможем, пока не выясним, насколько хорошо вы усвоили материал по этой теме, чему научились практически.
Поэтому сегодня мы с вами проведём урок повторения, но не обычный, а урок-путешествие. Наш урок я хотела бы начать с притчи:
«Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих министров.
- О, мои подданные! – обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её.
Повёл он их в сад, в углу была дверь с огромным замком.
- Тот, кто откроет дверь, станет первым министром.
Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, - отходили. Но один министр внимательно осмотрел дверь, навалился на неё плечом, толкнул и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал:
- Ты станешь первым министром, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
- Ребята, я очень хочу, чтобы каждый из вас поверил в свои силы, и тогда вы сможете «открыть» любую дверь
Сообщение темы и целей урока.
Работа по теме урока
Лексический диктант.
Итак в путь! Нас ждут жители страны «Морфемика».
- Ребята, что такое морфемика?
- В какой морфеме заключено лексическое значение всех однокоренных слов?
- Правильно. А теперь первое испытание.
1. По лексическому значению слова и рисунку – подсказке угадайте слово, запишите его, обозначьте все орфограммы в этом слове, графически объясняя их выбор.
Бесчувственный человек, не испытывающий жалости. (Безжалостный).
Тихая погода, полное отсутствие ветра. (Безветрие).
Вид театрального искусства, объединяющий выступления клоунов, акробатов, дрессировщиков. (Цирк).
Собрание каких – либо однородных предметов, расположенных в определённой системе. (Коллекция).
Молодой стебель растения, показавшийся из – под земли. (Росток).
Число, которое складывается с другим с помощью сложения. (Слагаемое).
Разместиться в определённом месте. (Расположиться).
Сладкая плитка. (Шоколадка).
Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок. (Шёпот).
10.Многоэтажная постройка с множеством квартир. (Здание).
2. Сочетания слов замените словами – синонимами, запишите их
Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль)
Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей).
Водитель машины (шофёр).
Точная выдержка из какого-либо текста (цитата)
Человек, любящий нарядно одеваться (щёголь).
Глухой звук от соприкосновения с чем – либо (шорох).
Выдолбленная из дерева лодка (чёлн).
Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. ( цыкнуть)
Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).
«В городе Ц».
А мы продолжаем наше путешествие и прибываем в город Ц. В нём живут очень хитрые слова и буквы. Когда они встречаются в словах, то не всегда пишутся так, как слышатся.
- Вспомните правило написания букв И – Ы после Ц.
- Смотрите, нас встречает цыплёнок. Давайте поможем ему.
Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал
И ц_фры знал немало.
Он из ц_линдра доставал
Морковь и огурц_.
И только одного не знал:
Где И, а где же Ы.
- А вы знаете? Выпишите слова с пропущенными буквами, выделяя орфограмму.
Ой, смотрите, что это? Жители страны «Морфемика» хотят нас запутать. Они подготовили для нас текст про известного сказочного героя – Буратино, в котором много слов с корнями –лаг- и –лож-. Нужно найти эти слова и исправить где нужно ошибки
«Уважаемые господа! Предлажение Буратино интересно. Полагая,что правила грамматики усугубляют незавидное его полажение в школе, он предлогает их отменить. Слогаемые его жизни – это велосипед, компьютер, мяч. Это наши грустные предположения, но он своей искренностью распологает нас к себе. Ему нужно помочь, объяснить, и он приложит усилия, чтобы одолеть трудности языка».
- Удалось ли вас запутать?
Динамическая минутка.
Жители «Морфемики» очень любят поиграть и пошалить. Давайте мы с вами тоже немного отдохнём и поиграем.
Почему в щёчке – ё, а в крыжовнике – о?
Ё – привстать на носочки, потянуться руками вверх, О – присесть, руки вперёд.
- Что вы знаете о шиповнике? (Колючий кустарник, лекарственное растение).
Шиповник в 16 – 17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные меха. В шиповнике витамина С в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше, чем в черной смородине. Витамин С полезен при простудных заболеваниях.
- Ребята, нам пришло сообщение.
Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, ребята!
Прислушайтесь к нашим советам:
чаще бывайте на свежем воздухе;
катайтесь на коньках и лыжах;
стройте снежные крепости;
укрепляйте своё здоровье!
С уважением, жители страны «Морфемика».
- Назовите однокоренные слова в этом сообщении.
(Здравствуйте и здоровье).
- А что вы знаете об этих словах?
- Слова здоровье, здравствуйте, на первый взгляд нам кажутся совсем разными, но они являются однокоренными, в этих словах происходит историческое чередование оро и ра. Поэтому, когда мы говорим при встрече человеку, здравствуй, мы желаем ему здоровья. Военные приветствуют старшего по званию и говорят «Здравия желаю».
Осложнённое списывание (самостоятельно).
1. Прочтите текст (на экране и на партах):
Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра..вета но выехали поз..но. Солнце поднималось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В степи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Солнце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к селению. Тяж..лое путешествие подошло к к..нцу. Мы распол..жились на ночлег.
2.Докажите, что это текст.
3.Озаглавьте текст.
4.Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания и графически объясните их. Давайте проверим.
Итог урока.
Тест
Найди лишнее слово:
А) горе; Б) гористый; В) горец; Г) пригорок 2. Найди слово с Ё после шипящей в корне слова: А) ж…лудь; Б) ш…рох; В) ш…в; Г) крыж…вник 3). Найди слово с буквой Ы после Ц: А) ц…ркуль; Б) ц…кнуть; В) ц…ферблат; Г) бледнолиц…й 4.. Найди слово с приставкой без-: А) бе…шумный; Б) бе…жалостный; В) бе…работный; Г) бе…цветный 5. Найди слово с А в корне: А) р…сток Б) подр…сла