Урок разработан по УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина 3 класс.
Тема: Понятие об окончании и основе слова.
Тип урока: Урок введения новых знаний
Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие об окончании и основе слова »
6
Тема:Понятие об окончании и основе слова
Тип урока: Урок введения новых знаний
Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.
Задачи:
1.Образовательные:
1.1. Развивать навык каллиграфического письма;
2.Развивающие:
2.1. развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
2.2. помочь при оценивании учебных действий в соответствии с поставленной задачей
2.3. научиться прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
2.4. развитие критического мышления.
3. Воспитательные:
3.1.Содействие воспитанию трудолюбия, высокой работоспособности через использование информационных технологий.
3.2. Воспитыватьумение слушать и понимать других.
3.3.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые
3.4.Воспитание трудолюбия, способности к познанию
План урока:
1. Организационное начало урока
1.1 Приветствие
2. Минутка чистописания
3. Сообщение темы и цели урока
4. Повторение
5. Итог урока
6. Организационное завершение урока
Ход урока:
1. Организационное начало урока
1.1 Приветствие
- Долгожданный дан звонок, начинается урок!
- Ребята, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, тетрадь по чистописанию, пенал и дневник.
- У кого всё готово, присаживайтесь.
2. Минутка чистописания
Откройте, пожалуйста, тетради по чистописанию на с.28 урок №75.
- Посмотрите на узор и скажите, какие буквы вы видите? (А, Г, Р)
- А какую букву нужно обвести, догадайтесь?
- Эта буква обозначает согласный звук, этот звук звонкий, парный, бывает твёрдым и мягким. (Г)
- Почему Г? ( у буквы Р нет пары)
- Прописываем букву Г в воздухе вместе со мной.
- Обведите эту букву, а теперь запишите в одну строчку.
- В каких словах пишется заглавная буква Г? (ФИО людей, клички животных, названия гор, сёл и деревень, звёзд, рек, озёр)
Словарная работа:
- Вспомните слово, которое начинается с этой буквы и обозначает фамилию писателя (Голицын), запишите, пожалуйста это слово в тетради по чистописанию и выделите орфограмму, а какое произведение мы у него читали? (Сорок изыскателей), страну (Греция), город (Геленджик - город в Краснодарском крае России, курорт на Черноморском побережье Кавказа), горы (Гималаи), композитор (Эдвард Григ)
- Прочитайте предложение, обведите в нём все слова и найдите орфограммы.
- О чём говорится в предложении? (о горах)
- Придумайте ещё предложение о горах. (Под горой бежала река.)
Запишем это предложение в тетради по чистописанию под диктовку.
- О чём эти предложения? ( о горах)
- Какое слово встречается в этих дух предложениях? (горы, горой) (слова на доске)
- Чем эти слова отличаются? (концовкой, а как называется эта концовка в русском языке? окончанием)
- А что такое окончание?
3. Сообщение темы и цели урока
- Какова сегодня наша тема урока? (Окончание)
- Давайте составим план урока.
- А кто нам может помочь ответить на эти вопросы? (учебник)
- Откройте учебник на с.144
Работа в парах.
- Сейчас вы будете все исследователями, ведь тот, кто исследует – исследователь. Определим, кто из вас самый лучший исследователь, кто сможет ответить на все поставленные вопросы. Я даю вам 3 минуты, как будете готовы, поднимите руки.
Вопросы на доске:
Что такое окончание?
Для чего служит окончание?
Часть слова без окончания-это?
Как обозначить окончание?
Как обозначить основу?
- Итак, у нас есть готовые пары, определитесь, кто из вашей пары пойдёт защищать свою исследовательскую работу. ( у доски)
- Молодцы, присаживайтесь на свои места.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске.
Ёжик бежит по дорожка.
На спина у ёжикгриб.
- Почему вам смешно? Что здесь не так?
- Спишите предложения так, чтобы не было смешно.
- Прочитай, что у тебя получилось?
- Что нужно было сделать, чтобы не было смешно?
(Надо изменить окончание)
Ещё раз прочитайте правило на с.145.
- Посмотрите на доску, записаны слова сестра, брат.
- Найдите в этих словах основу?
- Как выделите основу в слове сестра?
- Ребята, а почему мнения наши разделились? Какая у нас ошибка? (нельзя определить основу, пока не нашли окончание.)
- Что надо сделать, чтобы найти окончание? Правило на с. 145. (можно поставить слово во множественном числе, изменить количество, или подставить предлог).
Сёстры, сестричка, у сестры.
- Выберите из данных слов те, которые подходят к нашему правилу? (сёстры, у сестры)
- Ребята, сестра и сёстры – это одно и тоже слово? (да, только число поменялось)
- А сестричка и сестра – разные слова, потому что появился суффикс, сестричка – маленькая, а сестра – по старше.(значения слов разные)
- определите основу в этих словах? Сестра – сёстры - у сестры, основа одинаковая, потому что это говорится про одну и ту же девочку, а основа в слове сестричка будет другой, почему? (потому что и девочка на фотографии другая).
брат
братья
к брату
с братом
- Что изменилось? (появилась буква в конце слова)
- Найдите в этих словах окончание?
(Новые слова при помощи окончания образовать нельзя!_
4. Повторение
Упр.178 с. 147
- Закройте, пожалуйста, тетрадь по чистописанию и отложите в сторонку.
- Откройте рабочие тетради.
- Найдите в стихотворении слова, выделенные жирным шрифтом, давайте выделим окончание в этих словах.
- Записываем в тетрадь слова через запятую.
Черёмуха, снегом, росе, грачи, полосе.
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы найти окончание? (изменить слово)
- Молодцы!
Работа в группах на листочках фломастерами.
- А сейчас предлагаю поработать в группах. У вас на партах лежат фломастеры и белые листочки. Сейчас вам нужно будет читать вторую строфу стихотворения и выписывать только окончания из выделенных слов. – Что нужно сделать? Повтори, повтори, повтори.