kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие об окончании и основе слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина 3 класс.

Тема: Понятие об оконча­нии и основе слова.

Тип урока: Урок введения новых знаний

Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие об окончании и основе слова »

6


Тема: Понятие об оконча­нии и основе слова

Тип урока: Урок введения новых знаний

Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Задачи:

1.Образовательные:

1.1. Развивать навык каллиграфического письма;

2.Развивающие:

2.1. развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

2.2. помочь при оценивании учебных действий в соответствии с поставленной задачей

2.3. научиться прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

2.4. развитие критического мышления.

3. Воспитательные:

3.1.Содействие воспитанию трудолюбия, высокой работоспособности через использование информационных технологий.

3.2. Воспитывать умение слушать и понимать других.

3.3.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые

3.4.Воспитание трудолюбия, способности к познанию

План урока:

1. Организационное начало урока

1.1 Приветствие

2. Минутка чистописания

3. Сообщение темы и цели урока

4. Повторение

5. Итог урока

6. Организационное завершение урока








Ход урока:

1. Организационное начало урока

1.1 Приветствие

- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

- Ребята, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, тетрадь по чистописанию, пенал и дневник.

- У кого всё готово, присаживайтесь.

2. Минутка чистописания

Откройте, пожалуйста, тетради по чистописанию на с.28 урок №75.

- Посмотрите на узор и скажите, какие буквы вы видите? (А, Г, Р)

- А какую букву нужно обвести, догадайтесь?

- Эта буква обозначает согласный звук, этот звук звонкий, парный, бывает твёрдым и мягким. (Г)

- Почему Г? ( у буквы Р нет пары)

- Прописываем букву Г в воздухе вместе со мной.

- Обведите эту букву, а теперь запишите в одну строчку.

- В каких словах пишется заглавная буква Г? (ФИО людей, клички животных, названия гор, сёл и деревень, звёзд, рек, озёр)

Словарная работа:

- Вспомните слово, которое начинается с этой буквы и обозначает фамилию писателя (Голицын), запишите, пожалуйста это слово в тетради по чистописанию и выделите орфограмму, а какое произведение мы у него читали? (Сорок изыскателей), страну (Греция), город (Геленджик - город в Краснодарском крае России, курорт на Черноморском побережье Кавказа), горы (Гималаи), композитор (Эдвард Григ)

- Прочитайте предложение, обведите в нём все слова и найдите орфограммы.

- О чём говорится в предложении? (о горах)

- Придумайте ещё предложение о горах. (Под горой бежала река.)

Запишем это предложение в тетради по чистописанию под диктовку.

- О чём эти предложения? ( о горах)

- Какое слово встречается в этих дух предложениях? (горы, горой) (слова на доске)

- Чем эти слова отличаются? (концовкой, а как называется эта концовка в русском языке? окончанием)

- А что такое окончание?

3. Сообщение темы и цели урока

- Какова сегодня наша тема урока? (Окончание)

- Давайте составим план урока.

- А кто нам может помочь ответить на эти вопросы? (учебник)

- Откройте учебник на с.144

Работа в парах.

- Сейчас вы будете все исследователями, ведь тот, кто исследует – исследователь. Определим, кто из вас самый лучший исследователь, кто сможет ответить на все поставленные вопросы. Я даю вам 3 минуты, как будете готовы, поднимите руки.

Вопросы на доске:

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

Часть слова без окончания-это?

Как обозначить окончание?

Как обозначить основу?

- Итак, у нас есть готовые пары, определитесь, кто из вашей пары пойдёт защищать свою исследовательскую работу. ( у доски)

- Молодцы, присаживайтесь на свои места.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске.

Ёжик бежит по дорожка.

На спина у ёжик гриб.

- Почему вам смешно? Что здесь не так?

- Спишите предложения так, чтобы не было смешно.

- Прочитай, что у тебя получилось?

- Что нужно было сделать, чтобы не было смешно?

(Надо изменить окончание)

Ещё раз прочитайте правило на с.145.

- Посмотрите на доску, записаны слова сестра, брат.

- Найдите в этих словах основу?

- Как выделите основу в слове сестра?

- Ребята, а почему мнения наши разделились? Какая у нас ошибка? (нельзя определить основу, пока не нашли окончание.)

- Что надо сделать, чтобы найти окончание? Правило на с. 145. (можно поставить слово во множественном числе, изменить количество, или подставить предлог).

Сёстры, сестричка, у сестры.

- Выберите из данных слов те, которые подходят к нашему правилу? (сёстры, у сестры)

- Ребята, сестра и сёстры – это одно и тоже слово? (да, только число поменялось)

- А сестричка и сестра – разные слова, потому что появился суффикс, сестричка – маленькая, а сестра – по старше.(значения слов разные)

- определите основу в этих словах? Сестра – сёстры - у сестры, основа одинаковая, потому что это говорится про одну и ту же девочку, а основа в слове сестричка будет другой, почему? (потому что и девочка на фотографии другая).

брат

братья

к брату

с братом

- Что изменилось? (появилась буква в конце слова)

- Найдите в этих словах окончание?

(Новые слова при помощи окончания образовать нельзя!_

4. Повторение

Упр.178 с. 147

- Закройте, пожалуйста, тетрадь по чистописанию и отложите в сторонку.

- Откройте рабочие тетради.

- Найдите в стихотворении слова, выделенные жирным шрифтом, давайте выделим окончание в этих словах.

- Записываем в тетрадь слова через запятую.

Черёмуха, снегом, росе, грачи, полосе.

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы найти окончание? (изменить слово)

- Молодцы!

Работа в группах на листочках фломастерами.

- А сейчас предлагаю поработать в группах. У вас на партах лежат фломастеры и белые листочки. Сейчас вам нужно будет читать вторую строфу стихотворения и выписывать только окончания из выделенных слов. – Что нужно сделать? Повтори, повтори, повтори.

- Когда закончите, подайте сигнал.

5. Итог урока.

Закончите мои предложения:

Окончание-это…

Окончание служит для…

Часть слова без окончания…

Домашнее задание.

Выучить определения на с.144, 145.

6. Организационное завершение урока


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие об окончании и основе слова

Автор: Ягодарова Ольга Леонидовна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Технологическая карта урока "Основа слова""
    ["seo_title"] => string(46) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-osnova-slova"
    ["file_id"] => string(6) "276058"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452674896"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Обобщение знаний о составе слова "
    ["seo_title"] => string(38) "obobshchieniie-znanii-o-sostavie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "190150"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427111918"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация к уроку бобщение знаний о составе слова "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-bobshchieniie-znanii-o-sostavie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "190154"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427112198"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Понятие об окончании и основе слова. "
    ["seo_title"] => string(39) "poniatiie-ob-okonchanii-i-osnovie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "173947"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424070099"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА СЛОВА. Урок в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(43) "okonchaniie-i-osnova-slova-urok-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "171149"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423647261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства