I. Оргмомент | – Добрый день, ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебники и письменные принадлежности. Почему это важно? Выскажите свои мысли. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Высказывают предположения | УУД: – умение мобилизоваться для работы |
II. Актуализация изученного 1.Самостоятельная работа 2.Самопроверка. | На доске слова: М_сты, сла_кий, в_ехал, с_сна, ги_кий, под_езжать, л_сёнок, гла_кий, с_ест. - Спишите слова, вставляя нужные буквы. Кто пойдет к доске? Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какую отметку ты бы себе поставил? - У кого не было ни одной ошибки, поднимите руки. Молодцы! -Распределите слова в три группы. По какому признаку распредилили? | Один ученик вставляет буквы, объясняя орфограммы. -Безударная гласная, парные согласные, разделительный Ъ | Предметные: – уметь объяснять изученные орфограммы УУД: – оценивать результаты работы (р.); – слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – осуществлять самоконтроль (р.); |
III. Введение в тему урока. Постановка учебной проблемы. Сообщение темы и цели. IV. Формулирование проблемы. V. Поиск решения. | На доске заготовка предложения «Мам_ слушает дочк_. Задание. - Допишите слова так, чтобы получилось предложение. У всех получилось одинаково? Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях. Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. – Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился? – Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова.– А дочка и дочку? – Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же?– Как называется эта изменяемая часть слова? – Как вы поняли, что такое изменяемая часть? -Итак, какова же тема урока? Цель? – Как обозначается окончание? Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова. Какой вопрос возник? -Попробуем ответить на этот вопрос. – Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? Ученики составляют первое предложение: Звучит нежная мелодия вальса. – Прочитайте слова на второй строчке. – Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение?– Составьте и запишите предложение. Она пробуждает в душе светлые чувства. – Почему же вы изменяли окончания слов? – Так для чего служит окончание? 4. Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте правило на стр.144– Как вы поняли, что такое основа слова? – Как думаете, почему эта часть получила такое название?– Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях). – Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144. – Какие будут предположения? | Разные буквы на конце слов мама и дочка. Это одно и то же слово. Изменилась какая-то их часть. Ученики высказывают предположения. -То, что у слова меняется. - Окончание слова. -Заключается в квадратик. Какую же роль играет окончание? -Нет. Слова между собой не связаны. -Изменить окончания. -Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении. -Для связи слов в предложении. -Часть слова без окончания. -В основе заключён смысл, значение слова. Предположения детей. | -формулировать учебную задачу (п.); -уметь анализировать, делать выводы |
VI. Развитие умений –применение нового знания. 1. Работа с учебником. | 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 176 и упр. 177. Выполняются в паре устно по «шагам» в задании. – Какую новую информацию вы получили из учебника? – Что значит – нулевое окончание? – Как обнаружить нулевое окончание в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.) 3. Упр. 178 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. | Ответы детей. Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово. 2. Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках. Последний, третий вопрос – проблемный. Сначала учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики. Чтение вывода в рамке учебника на с. 145. Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. - ориентироваться в учебнике; воспринимать и находить необходимую информацию; анализировать ее |