Просмотр содержимого документа
«"Поэзия первой половины XX века («Человек и эпоха») в 8 классе"»
09.02.2023
Открытый онлайн – урок по литературе в 8 классе
Урок внеклассного чтения. Поэзия первой половины XX века («Человек и эпоха»)
Цель:
Обучающая дать понятие о связи исторического и литературного процессов XIX, начала XX века.Расширить представление о поэтах 20 века;
Развивающая обеспечить условия для развития умений и навыков с источниками научной и учебной информации, развитие связной речи (выделять главное и характерное);
Воспитательная создать условия для воспитания интереса к русской литературе;
Ход урока
Орг момент 5 мин)
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок: урок – портрет. Портрет не просто как лицо человека, а портрет истории первой половины 20 века, отразившей в своей судьбе эпоху, а в своих стихах – судьбу.
Итак, тема урока «Поэзия первой половины XX века («Человек и эпоха»)»
2. Целеполагание
Начало двадцатого столетия вошло в историю литературы под красивым названием «Серебряный век» (золотым веком называли пушкинскую пору).
Серебряный век русской культуры - исторически непродолжительный период на рубеже 19-20 веков , отмеченный необыкновенным творческим подъемом в науке, поэзии, җивописи, музыке, театральном искусстве, подаривший русской культуре множество новых имен, в частности в литературе появляются такие писатели как Иван Бунин, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Александр Блок, Владимир Маяковский и другие.(СЛ)
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке и какие цели мы перед собой поставим? (ответы ребят)(СЛ)
Цели выводим на экран.
4. Работа по теме урока
Итак, эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции, и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первой третью XIX века), ретроспективно (взгляд в прошлое) оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него.
А по набережной легендарной Приближался не календарный — Настоящий Двадцатый Век. (СЛ )
Так в «Поэме без героя» Анна Ахматова сказала о времени на рубеже 19 – 20 веков.
Вступая в XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905–1907 гг.
Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры – героический и трагический одновременно.
Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.
Открытия русских ученых имели мировое значение.
*Так, в естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. (СЛ
*Классическую теорию химического строения органических тел создал Александр Мих. Бутлеров(СЛ )
*Константин Эдуард. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов (СЛ)
* Энциклопедические труды Владимира Ив. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии.
* Степан Осипович Макаров совершил 2 кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей.
А также происходит ряд исторических событий.
Давайте вспомним, какие важнейшие исторические события происходили в России в начале XX века?
Россия пережила три революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.), русско-японскую войну 1904-1905 г., первую мировую войну 1914-1918 гг., гражданскую войну.
1894 - начало царствования Николая II, «кровавое воскресенье».
Объявление Германией войны России вызвало невиданный всплеск патриотизма в русском обществе. В столицах и крупных городах прошли митинги под лозунгом «Война до победного конца». В это время взворачивается кампания по оказанию помощи фронту: занимались помощью раненым, формировали санитарные поезда, собирали средства… На выполнении военных заказов было занято 76 % всей рабочей силы страны. Продолжительность рабочего дня увеличилась до 16 часов…
Но все это негативно сказалось на положении в тылу. На фронт ушла почти половина трудоспособных мужчин! Это привело к нехватке рабочей силы. Сократился экспорт зерна, но для мирного населения хлеба всё равно не хватало! Цены на продукты выросли в 4 раза. По мере того как война затягивалась, патриотические настроения в стране сменились апатией, а затем и недовольством. Военные неудачи усилили оппозиционность к власти. Но те не шли на контакт с обществом! Страна стояла на пороге революции. Поднялось рабочее движение, постоянными стали забастовки с антивоенными лозунгами. Стихия народного протеста становилась все более мощной.
Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, «переоценки ценностей» рождают в искусстве тему человека и эпохи, так как понимание законов развития человеческой личности неразрывно связано с той исторической обстановкой, в которой этот человек существует.
- Ребята, как вы думаете, актуальна ли тема нашего урока для нас, людей, живущих в не менее сложный переломный период истории? (ответы детей). Анализируя исторические процессы 20 века и те события, которые происходят сегодня в нашей стране, можем ли мы говорить о цикличности истории, о том, что исторические события повторяются через определенный промежуток времени?
Удивительно то, что поэт А.Блок, русский поэт Серебряного века, который принадлежал к лагерю символистов (напомню: символисты воспринимали окружающую действительность как систему символов) с удивительной точностью простыми словами описал цикличность, ограниченность и однообразность жизни. А от перестановки окружающих предметов местами результат не меняется. Из замкнутого круга «исхода нет».
Не случайно Блок выбрал в стихотворении описание городского пейзажа. В начале XX века не только в России, но и во всем мире появилась идея обреченности мира. Стих полностью пропитан темными красками. Единственный источник освещения – фонарь, который дает лишь «бессмысленный и тусклый цвет». Его лирическому герою становится абсолютно все равно, жив он или мертв. Ведь его обреченность остается неизменной.
Следующий писатель «серебряного века», о котором мы поговорим – С.А. Есенин. Замечу, что в 1814 году Сергею Есенину было 18 лет.
Откликом на Первую мировую войну стали историческая поэма «Марфа Посадница», стихотворения «Молитва матери», «Богатырский посвист» и др.
Сейчас мы рассмотрим стихотворение «Молитва матери»
Ссылка https://youtu.be/NvCfxK21LAk
Стихотворение по интонации напоминает печальную народную песню, плач. Старенькая мать молится перед иконой Богу о сохранении невредимым сына. Тема стихотворения навеяна начавшейся Первой Мировой войной. Поэт сознательно лишил свое произведение примет времени, и образ воина, и образ матери — собирательные, а захват вражеского знамени — символ совершенного подвига.
Завершить урок хочу стихотворением поэта В.Маяковского «Послушайте! Если звезды зажигают..
https://youtu.be/V4tCY7SV5BI
Произведение начинается со страстного обращения к людям – «Послушайте!». Автор пытается обратить на себя внимание, чтобы донести свою мысль. Для этого он задает неожиданный вопрос о причинах появления звезд.
Бесполезной человеческой суете он противопоставляет серьезное философское размышление. Люди бесцельно проживают свою жизнь, думая, что занимаются чем-то важным. Их физическое существование ничтожно по сравнению с вечным небосводом. Но звезды не могли возникнуть из ниоткуда. Вероятно, их появление тоже связано с чьей-то страстной мольбой, значит «это кому-нибудь нужно?». К кому же он обращается? К. Маяковский этим стихотворением просил задуматься о «плевочках» на ночном небе, потому что в этом видел миссию поэта: искать, находить и привносить смысл в жизнь людей.
Вывод
Переломная эпоха не только обогатила литературу и искусство, но и подарила целую плеяду новых имен. Поэзия “серебряного века” открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами “серебряного века” новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии. С момента возникновения этого яркого явления прошло более века, а интерес к сочинениям мастеров этого времени не ослабевает! Серебряный век по праву можно назвать национальным достоянием русской поэзии.