Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями. Воспитывать уважение к памяти тех, кто защищал Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поэзия о Великой Отечественной войне.»
Поэзия о Великой Отечественной войне.
1941-1945
Учитель русского языка и литературы высшей категории
Гилязова Мандуза Харрасовна.
Цели урока:
Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
Развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности; расширить и углубить известные учащимся сведения об интервью как жанре сочинения, формировать умение задавать вопросы и слушать собеседника.
Воспитывать уважение к памяти тех, кто защищал Родину.
Для оформления использованы:
Тематический стенд «Строки, опаленные войной»
Фонозапись песен «Священная война», «В землянке».
Презентация «Ради жизни на земле».
Фотографии из хроники военных лет.
Ход урока:
Сегодня наша встреча, наш урок «Великая Отечественная война
в стихотворениях русских поэтов» проходит в рамках общешкольного военно-патриотического месячника, посвященного Дню защитника Отечества.
Поэзия о войне…
Ребята, какие у вас возникают ассоциации со словом «война»?
(Война – люди – подвиг – память-
Огонь- герои - вечность - бой …)
Какой эпитет используется со словом память? (вечная)
Что значит вечная память? Какая она? (живая память, в каждом из нас)
Поэзия о Великой отечественной войне – она тоже решает эти задачи.
Если для создания больших произведений требуется много времени, философское осмысление событий, изучение дополнительных источников информаций, то поэзия – это оперативный и популярный жанр военного времени. Именно в поэзии отражается самые первые впечатления о войне, высокие патриотические чувства соединяются с глубоко личными, т.е. в поэзии война показывается «изнутри» - через переживания и потрясения.
Вот в этом эмоциональная сила воздействия поэзии на читателя.
2. В годы войны многие писатели сражались с оружием в руках, другие это делали пером. Перо было приравнено к штыку.
1215 писателей ушли воевать с врагом. Каждый третий из них не вернулся с поля боя.
Ребята, давайте вспомним поэтов, которые воевали на фронтах В.О. войны, писали о трудностях отступления, о смерти однополчан в бою, о героическом подвиге народа во имя Победы.
Можно обратиться к нашему стенду «Строки, опаленные войной…»
А это легендарный герой поэмы Александра Твардовского« Василий Тёркин», веселый, бравый солдат, он умеет и воевать, и веселиться.
(Нет, ребята, я не гордый и т. д.-чтение наизусть)
Лев Ошанин («Дороги»), Исаковский («Катюша»), Давид Самойлов («Сороковые»). Без сомнения - это великие поэты, все они беспристрастно поведали нам, о мужестве и стойкости, о боли и страданиях миллионов людей.
Своими стихами помогали выжить в страшных испытаниях, поднимали в атаку, в редкие минуты отдыха согревали проникновенными строчками о любви и верности, укрепляли веру в Победу.
Ведь «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (В. С. Шефнер).
3. Уже на третий день войны была создана песня на стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война», ставшая символом единства народа в войне с врагом. (Звучит 1-ый куплет песни в записи).
В каких строчках выражена главная мысль стихотворения? (Мне в холодной землянке тепло…)
Какое художественное средства использовано для выражения основной мысли? (Антитеза - в холодной - тепло) Что такое антитеза?
Вывод:
Что бы вы спросили у Алексея Суркова?
6. Юлия Друнина. «Зинка» 3 группа
О чем это стихотворение? Прокомментируйте
Посмотрите внимательно на текст стихотворения.
В основе создания стихотворения лежит антитеза (Противопоставления)
Какие картины, какие события противопоставляется?
Война Мирная жизнь
Зачитайте строчки, рисующие картины войны.
Зачитайте строки, рисующие мирную жизнь.
Перечислите эпитеты, характеризующие военные картины
Продрогшая земля яблочное захолустье
В сырой шинели цветастое платье
На гнилой земле
Светлокосый солдат
Потрепанный батальон
Черная рожь
Смертельные рубежи
Найдите антитезу к слову война (Весна)
Что, по-вашему, обозначает слово (Весна)- символ жизни, обновления,
молодости, вечности.
Найдите риторический вопрос (почему же в бинтах кровавых…)
Что бы вы спросили у Юлии Друниной (почему вы пошли на фронт?)
-По зову сердца, быть на передовой, где труднее,
Я знаю, я должна…
7. Самостоятельная работа по созданию рубрик к большой газете.
Ребята, вы должны сделать небольшие рубрики к нашей газете по творчеству Симонова, Алексея Суркова и Юлии Друниной. Каждая группа работает над своей рубрикой. Материалы прилагаются, вы должны их привести в систему скомпоновать, расположить, как интервью (вспомните требования к интервью.
8. Итоги работы. Выступления учащихся.
9. Ребята, мы сегодня говорили о немногих поэтах.
О судьбе и творчестве поэтов военного времени выпущен сборник стихов «Имена на проверке»
10. Сергей Гудзенко
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую праву солдат
Вывод: Память живет тогда, когда она становится памятью сердца, когда трепещут сердца не от страха, а от гордости за свою страну, за ее героев сумевших не покориться врагу, выстоять в страшной той войне и создать во имя солдата-героя, народа-героя такие произведения, такие стихи, песни, которые спустя много лет после войны не оставляют человека равнодушным.
11. Песни о войне. Многие стихи стали популярными любимыми песнями в народе. Их знают взрослые и дети. Мы тоже знаем эти песни (включается песня)
12. Вот на такой оптимистичной ноте мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что урок прошел не зря, что мы получили урок мужества.