Урок русского языка «Подготовка к ЕГЭ(задания 2, 5, 9, 15, 16-20)».предназначен для работы в группах учащихся 10-11 класса. В игровой форме подобран материал на основе песен разных жанров и содержания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Подготовка к ЕГЭ (задания 2, 5, 9, 15, 16-20)».»
Урок русского языка в 10 классе
«Подготовка к ЕГЭ(задания 2, 5, 9, 15, 16-20)».
Подготовил учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 100» г. Саратова
Миронова Т.А.
Вступительное слово:
Здравствуйте! Глубоко вдохнули через нос и выдохнули через рот и ещё раз. Садимся! У нас сегодня необычный урок. Мы работаем в группах. Старшие группы следят за общей работой и выполняют письменные задания для группы. Чья группа быстрее справляется с заданием, та и отвечает. За каждый правильный ответ группа получает купон, если ответ неполный или ошибочный, то другие группы получают возможность ответить правильно или добавить ответ отвечающей группы. Удачи всем!
Лингвистическая тема нашего урока: «Подготовка к ЕГЭ». Повторим с вами некоторые темы, с которыми встретимся в заданиях по орфографии (в 9,15), конечно вспомним пунктуацию и столкнёмся с самыми сложными заданиями (это задание 8 с грамматическими ошибками, 2 и 5 – задания на знание лексики). Но самое главное, это работа над нашей речью, чтобы наша речь была правильной и красивой.
А вот общую тему мы сейчас с вами сами определим.
Работа с эпиграфами
Чтение 1 эпиграфа
.
Догадались о чём пойдёт речь? Не случайно выбрала такую тему, Действительно умственное развитие невозможно без музыки. Поэтому мы будем работать с музыкальными произведениями, а точнее с песнями.
Чтение 2 эпиграфа
Действительно, песни будут сопровождать человека всю его жизнь, независимо от его желания, предпочтения, вкуса. И песни, подобранные мною, не являются какими-то шедеврами. Они различны по времени написания, своей тематике. Не все вы их знаете или любите. Я руководствовалась своим вкусом.
Работа с песней Рафаила Хозака на стихи Евгения Аграновича
1) - Начнем с самой серьезной и старой песни. Музыка Рафаила Хозака, стихи Евгения Аграновича. Исполнительный талант в этой песне проявился у помощника режиссёра, без музыкального образования и знания нотной грамоты, Владимира Златоустовского.
- Я сейчас допустила лексическую ошибку. Заметили, какую? (исполнительский) Как называются такие слова? (паронимы). Объясните лексическое значение слов. Составьте сч.
(клип песни «От героев былых времён» из к/ф «Офицеры»)
Каково идейное содержание песни?
Вставьте правильно орфограммы и объясните их.
От героев былых времён Не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землёй и травой. Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых. Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Этот взгляд словно высший суд Для ребят, что сейчас растут. И мальчишкам нельзя Ни солгать, ни обмануть, Ни с пути свернуть.
Как определить написание НН в бесприставочных причастиях?
Вставьте НН или Н в данных причастиях:
Насыщены, крашенный краской, тканый коврик
(сдают учителю листочки и объясняют правописание слов)
Объясните написание слова растут.
- Назовите слова исключения (Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль)
- Назовите корни с чередованием, зависящие от последующего согласного. (лож-лаг, скоч-скак). Назовите исключения. (скачок, скачу, скачи)
6. Вставьте О или А: Водоросли, росток, вскочить, скачок
7. Найдите в отрывке грамматическую ошибку. Озвучьте правильный вариант. Как называется такая грамматическая ошибка в 8 задании? (нарушение связи между подлежащим и сказуемым)
Работа с песней «Сансара» Басты
1) Следующая песня современная, вернее трек, уже очень известен.
- А чем песня отличается от трека? Что такое трек? (Трек – песня с обязательной технической обработкой, записанной на звуковую дорожку)
- Песня называется «Сансара». Кто-нибудь знает, что такое сансара? Об этом и песня. (Обозначает процесс постоянного перерождения души, приносящий ей страдание; круговорот)
2)(клип с песней)
3)Расставить знаки препинания, обменяться листочками, проверить
4) Найдите просторечное слово, замените его общеупотребительным.
Они сказали, нас поздно спасать и поздно лечить.
Плевать, ведь наши дети будут лучше, чем мы.
Когда меня не станет, я буду петь голосами
Моих детей и голосами их детей.
Нас просто меняют местами,
Таков закон сансары, круговорот людей.
О-о-ой, мама…
Работа с песней Джонни «Комета»
Все песни являются синглами. Что это такое? (сингл-это тип релиза, обычно песня, состоящая из меньшего количества треков, чем пластинка или альбом. Это может быть выпущено для продажи публике в различных форматах. В большинстве случаев сингл-это песня, выпущенная отдельно от альбома, хотя обычно она также появляется на альбоме).
А что такое релиз? Дайте определение по следующей подсказке: Чем чаще это событие происходит, тем быстрее идет продвижение. Рассказ о релизе нужно тщательно и заранее готовить: после выхода трека будет уже поздно. Чем больше людей узнают о релизе, тем больше будет прослушиваний на сервисах. (Релиз — это выпуск новой песни или альбома).
(клип песни)
Найдите в тексте сравнительные обороты
Найдите обособленное обстоятельство. Чем он выражен?
Всё без тебя не так, Лечу к тебе я, словно комета. И даже под дулом пистолета Я найду тебя, я найду тебя
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет То заплачет, как дитя. И если ты найдешь во мне Инь-Янь, Останови это мучение. В тот миг, когда я потерял тебя, Там вдали падала Луна.
Работа с песней Рауфа и Фаика с Нилетто «Если тебе будет грустно» (клип песни)
Объяснить все знаки препинания в отрывке
Лето, расскажи о том, что наболело.
Под дождем бежал к тебе с букетом,
Оказалось, ты промокла с кем-то другим.
[Бридж: NILETTO]
Если тебе будет грустно,
Приходи туда, где провожали мы закат.
Если тебе будет пусто,
Не забывай меня.
[Аутро: Rauf & Faik]
Гуляли мы с тобой.
Там все желания сбудутся (не спорь, не спорь, не спорь).
Навсегда моя спутница (давай, давай, давай)
Всех тех, кто будет после тебя.
Объясните смысл песенных терминов: бридж и аутро
(Бридж (предприпев) — связующее звено между куплетом и припевом. Аутро всегда идёт в конце песни для указания на развязку песни).
Подведение итогов.
Итак, какие орфограммы и пунктуационные правила?
Какие новые слова узнали?
Посчитаем баллы каждой группы, определяем победителя.
- Старшие группы, определите лучших в своей группе. Они получают «5».
Домашнее задание: дать краткие определения всем новым словам.
Секунду назад
Дополнительный материал.
Найти корни с чередованием и объяснить написание.
Объяснить отсутствие запятой перед И.
Диана Арбенина «Секунду назад»
Секунду назад было нежно и тихо,
Летали, шептали, любили, затихли –
И так без конца.
Секунду назад было нежно и cладко
Ты спал, я тобой любовалась украдкой,
Касалась лица.
Люся Чеботина «Солнце Монако»
Зачем мне солнце Монако? Для чего, скажи мне, луна Сен Тропе? Когда твой взгляд светит ярко, В этом смысла ноль, если тебя рядом нет.
Я открываю шкаф и голову ломаю, Что мне к тебе надеть я вечером не знаю. Продумала сто раз я, как попрощаюсь, И ты так смотришь на меня, что я теряюсь. Ты и я отдельный мир во всей вселенной, Я тебя прошу лишь одного, Держи меня ты изо всех как можно крепче, Я тебя заберу с собой.