 
БОУ РА «Республиканская гимназия имени В.К.Плакаса»  
 Подготовка к ЕГЭ    
Задание №1.    
Тодошева Л.В.-учитель русского языка и литературы 
     
Задание №1.    
 Запомните : в ответе должно быть  только две цифры , не больше и не меньше. Чтобы убедиться в правильности ответа, внимательно посмотрите на выбранные предложения. Они должны иметь в своём составе  одинаковые слова, одинаковую информацию  и могут различаться только построением. 
 Например: 
1) При  охлаждении или нагревании  многие  вещества меняют своё агрегатное состояние  – жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие  свойства.  2) Под влиянием  охлаждения или нагревания меняется   агрегатное состояние  и  свойства  многих вещей.    
     
Прочитайте текст и выполните задания 
(1)«Посеешь поступок — пожнёшь привычку; посеешь привычку — пожнёшь характер; посеешь характер — пожнёшь судьбу». (2) Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3) ______ состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе. 
1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 
- 1. Человек, формируя определённые привычки, создаёт свой характер и сам строит свою судьбу. 
- 2. Древние говорили, что в основе характера лежит привычка, а характер лежит в основе судьбы. 
- 3. Судьба человека зависит от его привычек и характера, и сам человек определяет, какой она будет. 
- 4. Во фразах древних всегда заложен глубокий смысл, и эта пословица не исключение. 
- 5. Состояние организма, здоровье человека, его работоспособность зависят от мелочей. 
 
13 
    
24 
Прочитайте текст и выполните задания 
(1)Яркий пример, доказывающий существование движущей формы естественного отбора в природе, - так называемый индустриальный меланизм. (2) Развитие промышленности и связанное с этим загрязнение стволов деревьев, гибель лишайников, живущих на их коре, привели к резкому возрастанию частоты встречаемости черных (меланических) бабочек. (3) Дело в том, что на потемневших стволах деревьев белые бабочки становились легкой добычей птиц, а черные бабочки, _____ , стали менее заметными. 
1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 
- 1. Пример индустриального меланизма — это резкое возрастание частоты встречаемости чёрных (меланических) бабочек в промышленно загрязнённых районах. 
- 2. Распространение чёрных бабочек в индустриально загрязнённых районах — пример индустриального меланизма, доказывающий существование естественного отбора в природе. 
- 3. Причина возрастания частоты встречаемости чёрных (меланических) бабочек состоит в том, что белые бабочки на тёмных стволах стали лёгкой добычей птиц. 
- 4. Один из примеров, доказывающих существование в природе естественного отбора, — индустриальный меланизм, в частности, распространение чёрных бабочек в загрязнённых районах. 
- 5. Резкое возрастание частоты встречаемости чёрных (меланических) бабочек в индустриально загрязнённых районах — пример индустриального меланизма. 
 
     
Прочитайте текст и выполните задания 
(1)Люди создали надёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2)Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. (3) _____ случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры. 
1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 
- 1. Язык помогает развитию науки и техники. 
- 2. Книгопечатание оказало первую серьёзную помощь в улучшении языка. 
- 3. Люди заставили науку и машины улучшать язык. 
- 4. Первую серьезную помощь в развитии языка оказало изобретение книгопечатания. 
- 5. Наборные литеры, изобретённые Иоганном Гуттенбергом, пришли на помощь языку. 
 
24 
    
Прочитайте текст и выполните задания 
(1) Толерантность — терпимость по отношению к иному мнению, поступкам людей, придерживающихся различных политических, нравственных, религиозных, культурных позиций. (2) ____ это не означает полного безразличия: нельзя терпимо относиться к насилию, несправедливости, террору, угнетению и т.п. (3) Толерантность проявляется в умении выслушать иную точку зрения, уважительно отнестись к чужому мнению, отказаться от попыток найти одну правильную позицию. 
1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 
- 1. Толерантность, или терпимость, не означает безразличного отношения к отрицательным общественным явлениям и проявляется в уважительном отношении к мнениям и поступкам людей, придерживающихся иных мировоззренческих позиций. 2. Толерантность — это терпимость по отношению к мнениям, поступкам людей, которые придерживаются иных политических, нравственных, религиозных, культурных позиций. 
- 3. Толерантность проявляется в терпимом отношении к иным мнениям, взглядам и поступкам, но не предполагает безразличного отношения к отрицательным общественным явлениям. 
- 4. Толерантность — это терпимость по отношению к окружающим, которая проявляется в уважительном отношении к чужому мнению, в отказе от попыток найти единственно правильную позицию. 
- 5. Толерантность проявляется в умении выслушать иную точку зрения, уважительно отнестись к чужому мнению, отказаться от попыток найти одну правильную позицию. 
 
13 
     
Прочитайте текст и выполните задания 
(1) Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких. (2) При этом важно заметить, что экология — это та область исследований, в которой наблюдения наряду с экспериментом всё ещё занимают важное место. (3) _____ натуралисту, для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением. 
1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 
- 1. Для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением. 
- 2. Натуралист должен обладать особым терпением, потому что важное место в изучении растений и животных занимают наблюдения. 
- 3. Поскольку наблюдения и эксперимент в изучении растений и животных всё ещё занимают важное место, натуралисту надо обладать особым терпением. 
- 4. Наблюдения и эксперимент занимают важное место в процессе изучения животных и растений. 
- 5. Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких. 
23 
    
Прочитайте текст и выполните задания 
 (1) Роман Льва Толстого «Анна Каренина» начинается фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (2) На основании этого афоризма выведен так называемый принцип Анны Карениной, который применяют для описания систем в разных науках. (3) ˂…˃ Джаред Даймонд с его помощью объясняет, почему человеком было приручено так мало животных: для успешного приручения необходимо совпадение нескольких факторов, а отсутствие одного из них делает одомашнивание невозможным. (4) Экономисты используют принцип Анны Карениной, говоря об адаптации систем к внешней среде и их поведении в период кризиса: все хорошо приспособленные системы имеют одинаковые черты, а все неприспособленные системы не справляются с адаптацией каждая по-своему. 
1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 
 1) Фраза из романа Льва Толстого «Анна Каренина» помогла ученым сформулировать принцип, который применяется для описания различных систем. 
2) Для описания систем в разных науках ученые используют так называемый принцип Анны Карениной, который сформулирован в романе Льва Толстого: хорошо приспособленные системы имеют одинаковые черты. 
3) В романе «Анна Каренина» Лев Толстой объяснил, почему человеком было приручено так мало животных. 
4) Принцип адаптации систем к внешней среде и их поведении в период кризиса гласит: все хорошо приспособленные системы имеют одинаковые черты, а все неприспособленные системы не справляются с адаптацией каждая по-своему. 
5) Ученые часто используют афоризмы из литературы для наглядного объяснения идей науки  
 
12 
    
Прочитайте текст и выполните задания 
(1)Рукопожатие – очень древний обычай. (2)Оно появилось как символ договора о дружбе и мире. (3)Но так здороваются далеко не везде. (4) Великий русский путешественник Н. М. Пржевальский рассказывал о необычном приветствии у тибетцев. (5)Там при встрече и прощании младшего со старшим первый наклоняет голову и при этом высовывает язык. (6) (…) сейчас тибетские ламы, здороваясь, протягивают руки ладонями к гостю и также высовывают кончик языка, выказывая этим особую почтительность. (7)Приветствия всех народов достойны уважения, – они выражают хорошие чувства людей. 
 В каких из приведѐнных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений. 
1) Издревле рукопожатие – это универсальное приветствие для всех народов мира. Хотя существуют и другие способы поприветствовать друг друга, но рукопожатие остается наиболее распространенным способом приветствия, который символизирует хорошие чувства. 
2) Великий русский путешественник Н. М. Пржевальский рассказывал о необычном приветствии у тибетцев, когда при встрече и прощании младшего со старшим первый наклоняет голову и при этом высовывает язык. 
3) Рукопожатие символизирует дружбу и мир. Но существует и много других способов приветствия. О них рассказывает Н.М. Пржевальский – великий русский путешественник. 
4) Чтобы выразить уважение собеседнику и сообщить о том, что вы пришли с миром, на Тибете наклоняют голову и высовывают язык. 
5) С помощью рукопожатия многие народы показывают, что они пришли с благими намерениями. Существует много других способов приветствия, но все они н 
 
15  
    
Прочитайте текст и выполните задания 
1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ  Зенон  Элейский  сформулировал  парадоксальное  утверждение (апорию)  «Стрела»  о  невозможности  движения  в  природе:  в любое отдельно  взятое  мгновение  времени  летящая  стрела  находится в определённой  точке  пространства,  а  следовательно,  не  существует такого  момента  времени,  в  котором  летящая  стрела  перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3) такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного  наблюдателю  факта  движения,  а в заведомой  ложности выводов,  полученных в  процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности. 
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?  1)  Рассуждения  Зенона  в  апории  «Стрела»  приводят  к  заведомо  ложным выводам  и  легко  опровергаются  простым  указанием  на  факт  существования движения.  2)  Из  рассуждения  о  неподвижности  летящей  стрелы  в  каждый   определённый момент времени древнегреческий философ Зенон сделал   вывод об отсутствии движения как такового.  3)  В  апории  Зенона  «Стрела»  мы  приходим  к  ложному  выводу,руководствуясь  безукоризненным  логическим  рассуждением,  что   свидетельствует  о  принципиальной  невозможности  познания  мира   посредством логики.  4)  Суть  апории  Зенона  «Стрела»  состоит  не  в  отрицании  существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.  5) Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности. 
 
45 
    
Прочитайте текст и выполните задания 
(1)Немало  было  на  Руси  искусных  ремесленников  и  мастеров,  превосходных охотников  и  отважных  рыбаков,  гениальных  зодчих,  иконописцев, музыкантов;  славилась  наша  земля  воинами,  мудрыми  государственными деятелями.  (2)И  всё-таки  основным  занятием  восточных  славян  на протяжении  многих  веков  было  земледелие.  (3)  и  древняя  русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца. 
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?  1) Среди  славян  было  много  искусных  ремесленников  и  мастеров,  но  основным  занятием  этих  народов  на  протяжении  веков  оставалось   земледелие.    2) Русь славилась искусными ремесленниками  и  мастерами,  превосходными охотниками  и  отважными  рыбаками,  гениальными  зодчими,  иконописцами, музыкантами;  воинами,  мудрыми  государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.    3) На  Руси  всегда  было  много  искусных  ремесленников  и  мастеров,  превосходных  охотников  и  отважных  рыбаков,  гениальных  зодчих,  иконописцев, музыкантов.     4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца,  так  как  основным  занятием  восточных  славян  на  протяжении  многих  веков было земледелие.  5) Древняя  русская  культура  в  целом  отражала  мировоззрение  простых  людей – земледельцев и ремесленников.   
24 
    
Прочитайте текст и выполните задания 
(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3)  так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание. 
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?  1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.  2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.  3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.  4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.  5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка. 
 
25 
    
Прочитайте текст и выполните задания 
1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)  очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться. 
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?  1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.  2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.  3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.  4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.  5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно. 
 
12 
     
Прочитайте текст и выполните задания 
(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента.  всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой. 
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?  1) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники. 
2) Алмазная   крошка  из-за  своей  твёрдости   используется   в   качестве   основного компонента зубоврачебного бора.  3)Алмазы,    обладающие    особой    твёрдостью,    используются    для    производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.  4) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.  5) Бриллианты и  режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью. 
35 
    
Прочитайте текст и выполните задания 
(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2)  при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь 
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?  1) Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.  2) Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.  3) При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.  4) В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также   участвуют в водном метаболизме.  5) Жиры – один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют  энергетическую функцию и участвуют  в механизмах водного обмена. 
 
15