kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению по теме "Мой любимый цветок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. обучать написанию сочинения-описания, сочинения-рассуждения;
  2. обогащать словарный запас учащихся;
  3. обучать умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств;
  4. воспитывать любовь к родной природе;
  5. воспитывать навыки смыслового анализа текста, определения типа, стиля речи, нахождение и определение типичных средств выразительности и использование их в своих сочинениях.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок развития речи.

Оборудование: раздаточный материал (текст №1, текст №2, иллюстрации цветов), мультимедийный проектор, музыкальные композиции из балета "Щелкунчик" П.И. Чайкоского.

Эпиграф:

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедрость нежно людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

К. Жанэ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по теме "Мой любимый цветок" »

УРОК

русского языка

по развитию речи в 5 классе

ТЕМА:



Учитель: Шишкина Т.Г.









Содержание:

1. Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Под затихающие звуки вальса слово учителя:

- Нет на свете ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на свете поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Цветы сопровождают человека всю его жизнь, в печали и в радости. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

- Вот и наш сегодняшний урок должен вдохновить вас, ребята, на создание сочинения по теме: «Мой любимый цветок», а эпиграфом к нашему уроку будут строки:

Цветы как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

К.Жанэ

- Как вы понимаете слова эпиграфа? (ответы учащихся).

- Да, цветы способны «задеть» самые сокровенные струны человека, его души. Цветы – это, прежде всего, красота. Красота обитает повсюду, везде окружает нас: красивы небо, дорога, трава, школа, класс, мальчики, девочки и т.д. Красивыми могут быть отношения между людьми, наши замечательные ответы на уроках, умение общаться, слушать друг друга… Т.е. красота воплощается в разных формах. И одно из самых совершенных её воплощений – цветы. Они разные, но в них гармония красоты, любовь, они чудесны и загадочны.

- А сколько нежности в их названиях: маргаритка, незабудка, фиалка, ромашка…

- А знаете ли вы названия цветов? Мы это сейчас проверим. (учитель загадывает загадки о цветах, учащиеся называют цветок).



Загадки о цветах:

1. Только снег в лесу сошёл,

Я голубеньким расцвёл.

(подснежник)



2. Ой, звоночки – синий цвет!

С язычком, а звона нет.

(колокольчик)



3. Посадили зёрнышко,

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём!

(подсолнух)



4. Что за куст красивый это?

Отцветёт – и вновь, как встарь,

Люди скажут: «Красно лето

Свой открыло календарь».

(сирень)



5. Рос шар бел,

Дунул ветер –

И шар улетел.

(одуванчик)

6. Стоит кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое – что это такое?

(ромашка)



7. На кустах в саду растёт,

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт руками…

(розы)



- Молодцы, ребята, вы прекрасно разбираетесь в названиях цветов. Думаю, вы согласитесь, что цветы не оставляют никого равнодушными. В начале урока вы слышали прекрасные звуки «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик», и это не единственное музыкальное произведение о цветах. А сейчас мы послушаем стихотворения о цветах. (заранее подготовленные учащиеся выступают со стихами)



1 чтец:


Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны.

На солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.




4 чтец:


Сбросили ромашки

Белые рубашки –

Верная примета,

Что уходит лето.

Не хотят, как видно,

Умницы – ромашки,

Чтобы дождь осенний

Намочил рубашки.




2 чтец:


Неказистый, неприметный

Он качает головой,

Не серебряный, не медный

Колокольчик голубой.

Колокольчик молчаливый

Этот маленький цветок.

Перезвоны, переливы

Не разносит ветерок.





5 чтец:


Взгляните на белые лилии,

На стройность их стеблей тугих,

На их молодые усилия

Быть чище и выше других!

А лица анютиных глазок,

Которые расцвели,

Как добрые гномы из сказок,

Возникшие из-под земли!


3 чтец:


Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице –

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное.





6 чтец:


Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты,

И не будет доброты,

И не будет красоты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы.














- У каждого цветка своя история, своё название, связанное часто с древними мифами, с особенностями строения цветка или с именами учёных. Вот одна из таких историй:



ХРИЗАНТЕМА

Японцы издавна отмечают хризантему, так как с магическими свойствами цветка связана и легенда о происхождении Японии.

В давние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов есть растение хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями.

Император и его придворные были людьми грешными, и на остров послали триста молодых юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору; очарованные природой острова, они основали новое государство Японию.

У китайцев именем хризантемы называется девятый месяц года, а девятый день этого месяца считается праздником. Существует народное поверье, что сорванная в этот день хризантема приобретает магическую силу. Любуясь хризантемами, китайцы и японцы не забывают и …употреблять их в пищу. Из лепестков хризантем готовят салат.

Однако, главное в хризантемах не кулинарные, а эстетические достоинства. Последние цветы года – хризантемы – появляются с первыми заморозками и потому по-осеннему холодны и притягательны, как холоден и притягателен иней первых заморозков.

В Китае хризантемы олицетворяют мудрость и долголетие; в Японии – счастье, успех, удачу; во Вьетнаме – душевную чистоту и ясность разума.



- А какой цветок считают «последней улыбкой осени»? (рассказ ученика об астре)

АСТРА

В переводе с греческого «астра» означает «звезда». По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Согласно народному поверью, если ночью притаиться в цветнике из астр и прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – это астры разговаривают со своими сёстрами – звёздами. Родина астры – северные области Китая. В настоящее время известно более 600 сортов астры с красной, белой, голубой, синей, фиолетовой окраской цветов.

- А вот истории известных вам цветов: гордого Пиона и душистого лесного Ландыша. (2 ученика у доски рассказывают истории цветов)



ПИОН

Имя этому цветку дано в честь врача Пеона, который вылечил от ран бога Плутона. По одной из легенд Геркулес (Геракл) смертельно ранил владыку загробного мира, а молодой врач залечил его раны корнями растения, которое и назвали в его честь. Ещё до нашей эры пион был известен в Греции и Китае как декоративное и лекарственное растение, обладающее магическими свойствами и защищающее от злых духов. Цветок этот считается царём цветов.



ЛАНДЫШ

Ландыш – удивительный цветок, его называют «лилией долины, цветущей в мае».

Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волховой. Слёзы царевны, опечаленной тем, что юноша Садко отдал своё сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти. Ландыш обладает нежным, удивительно приятным запахом.



- Да, о цветах можно говорить бесконечно, истории о них удивительны и ,порой, необыкновенны. Немногие знают, что «гладиолус» в переводе с латинского означает «меч», и потому у римлян он считается цветком гладиаторов, а в народе его называют «шпажником» по остроконечной форме стебля и листьев; что «ирис» в переводе с греческого означает «радуга», в 15-16 веке до н.э. он считался символом красноречия, а в народе его называют нежным именем «касатик»; «лилия» получила своё название от древнегалльского слова «ли-ли» - «белый – белый», а греки приписывали лилии божественное происхождение и считали её символом надежды, чистоты и благородства.



2. Но пора перейти от истории цветов в наше сегодняшнее время. Все вы, ребята, знакомы с цветами не понаслышке.

- Где можно встретить цветы? (на лугу, в саду, в лесу и т.д.)

- Какие садовые цветы вы знаете? Для чего их сажают? (роза, тюльпан, гвоздика, георгины и др. Они украшают сады, парки, скверы. Их сажают в декоративных целях)

- Назовите другие цветы. (ромашка, василёк, анютины глазки, незабудка)

- Послушайте стихотворение о луговых цветах, запишите названия цветов, которые звучат в нём:

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер, кашка!

Что ещё?

Кошачьи тапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

- Какую роль играют в жизни человека цветы?

- Многие растения и цветы обладают лечебными свойствами, назовите такие цветки. (одуванчик, валериана, девясил, мать – и - мачеха и др.)

- Несмотря на неказистый вид эти растения приносят пользу людям. Кроме того, красота внешняя не всегда соответствует красоте внутренней.

(чтение сказки)

РОЗА И РОМАШКА

Сколько цветов росло в саду: тюльпаны и гладиолусы, нарциссы и пионы. Но красивее всех была роза.

- Ах, как она прекрасна! – говорили пионы.

- Она великолепна! – шептали гладиолусы. А завистливые тюльпаны то и дело краснели от злости.

Росла в саду совсем-совсем незаметная ромашка. Она молча любовалась красотой розы.

Всему свой черёд: пришло время, все привыкли к красоте розы и перестали её хвалить. А розе было обидно, поэтому она стала ругать другие цветы:

- Вы только посмотрите, как нелепы и долговязы гладиолусы! Как безвкусно расфуфырены пионы!

Однажды садовник полил цветы слишком холодной водой, и роза – неженка простудилась. Она чихала. Ромашке было очень жаль её. Она согрела воду в своих ладошках, оборвала со своего платьица лепестки и настояла на воде.

- Выпейте это, пожалуйста, вам станет лучше, - сказала она розе.

- Что тебе нужно, замарашка! Не дотрагивайся до моего бархатного платья!

Ромашка всё-таки уговорила розу выпить лечебный чай, и роза поправилась. Она снова купалась под душем из-под лейки и больше не болела.

Так бывает и у людей: хорошие люди не всегда заметны, а плохие видны всегда, и слова их колются, как колючки у розы.



3. У каждого из вас есть любимые цветы. Какие цветы вам нравятся больше всего и почему? (учащиеся готовятся заранее по заданию: найти изображение любимого цветка: открытки, рисунок, фото и рассказать о нём, доказывая свою любовь к нему. В данном случае – герань и ирис).



4. Переходим к словарной подготовке:

Выполним следующие задания:

1) Подберите однокоренные слова к слову «цветок» (цвести, цветочный, цветник, цвет, цветочница…)

2) Подберите синонимы к словам «цвет», «запах» (оттенок, нюанс, аромат, благоухание, благовоние)

3) подберите эпитеты и определения к словам: цветок (какой?) – ароматный, прекрасный, нежный, загадочный, неповторимый, гордый; лепестки (какие?) – тонкие, с бахромой, пушистые; стебелёк (какой?) – тонкий, изящный; запах (какой?) – неповторимый, притягательный, волнующий, нежный, загадочный; букет (какой?) – торжественный, загадочный, юбилейный, праздничный, прекрасный.

4) Продолжите предложения:

Цветы – это… (настроение, радость, счастье…).

Мой цветок прекрасен, как… (восход, сама жизнь, рождение ребёнка…).

Цветы приносят людям… (капельку волшебства, удачу, радость…).

Если бы не было цветов, то… (жизнь была бы бесцветной, не было бы счастья, многих замечательных произведений искусств…).

Берегите цветы! Потому что… (это часть жизни; без них жизнь была бы скучной, безрадостной…).



- Дома вам предстоит написать сочинение, а сочинение – это текст. (в классе учащиеся пишут сочинения в черновиках, дорабатывают самостоятельно дома, оформляя на альбомных листах, сложенных вдвое, как книжка)

- Что такое текст? Назовите яркие признаки текста (повторяем сведения, полученные на уроке развития речи).

- Какие вы знаете типы речи? (слайд №20)

- Сейчас обратимся к текстам №1 и №2, которые лежат у вас на столах. Читаем тексты вслух.



Текст №1

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у него имеют форму эллипса, цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется с помощью насекомых. Ландыши широко распространены в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока. Цветы и листья применяются в медицине, получаемое из цветков масло используется в парфюмерии.



Текст №2

В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудесный аромат – это цветёт белый душистый ландыш. Посмотрите, вот виднеется нежная, светлая зелень и резные белоснежные цветы – это всё ландыш!

Тронешь тоненькую веточку с большими красивыми листьями – и задрожат, качая головками, цветы – колокольчики.

Как красивы эти цветы! Как чуден их аромат!



- Чем похожи тексты? Чем отличаются? В каком из двух видно отношение автора к цветку? (Описание ландыша)

- Где можно встретить такое описание, как в тексте №1? (в научной литературе). А такое, как в тексте №2? (в художественной книге)

- В каком из текстов описание ландыша более сочное, яркое, красивое? А за счёт чего создаётся яркость, красочность, образность описания? (прилагательные)

- А эти прилагательные как у нас называются? (эпитеты)

- Какие типы речи мы будем использовать в сочинении? (описание и рассуждение)

- Что мы будем описывать в сочинении? (любимые цветы)

- О чём будем размышлять? (о красоте, радости, которую несут нам цветы, какие цветы существуют, какую пользу приносят…)



- Итак, подведём итоги: для чего нужны цветы? Что цветы значат для человека?

- Красота, цветы – это всегда вдохновение, полёт творческой мысли. О красоте, цветах, как мы уже узнали, слагают стихи, песни, изображают на холсте красками, пишут музыку. У каждого из создателей прекрасного своё орудие: у художника – кисть, у музыканта – ноты и инструменты, у поэтов и писателей – слово. Но мы с вами на уроке русского языка, поэтому будем «орудовать» словом. Прежде чем приступить к написанию сочинения, послушаем ещё раз композицию П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Закройте глаза и мысленно перенеситесь в прекрасный мир музыки, цветов, мир красок, ощущений. Слушая музыку, представьте себе какой-нибудь цветок, как он выглядит, с чем можно сравнить, на какого человека похож. (прослушивание)

- Ребята, вы сегодня на уроке узнали много нового о цветах, и я надеюсь, что свои ощущения вы обязательно отразите в сочинениях. (сообщение оценок).

- Спасибо за урок! До свидания!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Подготовка к сочинению по теме "Мой любимый цветок"

Автор: Шишкина Татьяна Генриховна

Дата: 30.07.2015

Номер свидетельства: 223914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Конспект урока Урок развития речи с элементами интеграции на тему: "Мой любимый цветок" (подготовка к сочинению с элементами описания и рассуждения) "
    ["seo_title"] => string(166) "konspiekt-uroka-urok-razvitiia-riechi-s-eliemientami-intieghratsii-na-tiemu-moi-liubimyi-tsvietok-podghotovka-k-sochinieniiu-s-eliemientami-opisaniia-i-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "243271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445686010"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочий лист к уроку «Мой любимый весенний цветок». Сочинение-миниатюра."
    ["seo_title"] => string(73) "rabochii_list_k_uroku_moi_liubimyi_vesennii_tsvetok_sochinenie_miniatiura"
    ["file_id"] => string(6) "652853"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1718403253"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочий лист к уроку «Мой любимый весенний цветок». Сочинение-миниатюра (вариант 2)."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochii_list_k_uroku_moi_liubimyi_vesennii_tsvetok_sochinenie_miniatiura_varian"
    ["file_id"] => string(6) "652858"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1718444137"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конкурсная программа «Папа, мама, я - дружная семья» "
    ["seo_title"] => string(53) "konkursnaia-proghramma-papa-mama-ia-druzhnaia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "117007"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412682786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Классный час на тему "О той, кто дарует нам жизнь и тепло" "
    ["seo_title"] => string(59) "klassnyi-chas-na-tiemu-o-toi-kto-daruiet-nam-zhizn-i-tieplo"
    ["file_id"] => string(6) "189239"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426845595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства