Конспект урока Урок развития речи с элементами интеграции на тему: "Мой любимый цветок" (подготовка к сочинению с элементами описания и рассуждения)
Конспект урока Урок развития речи с элементами интеграции на тему: "Мой любимый цветок" (подготовка к сочинению с элементами описания и рассуждения)
Урок развития речи с элементами интеграции на тему: "Мой любимый цветок" (подготовка к сочинению с элементами описания и рассуждения)
Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения с элементами описания и рассуждения, пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина и
П. И. Чайковского, продолжить работу по формированию умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Урок развития речи с элементами интеграции на тему: "Мой любимый цветок" (подготовка к сочинению с элементами описания и рассуждения) »
Урок развития речи с элементами интеграции на тему: "Мой любимый цветок" (подготовка к сочинению с элементами описания и рассуждения)
Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения с элементами описания и рассуждения, пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина и
П. И. Чайковского, продолжить работу по формированию умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы.
■ Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке, где вы можете рисовать, сочинять, писать, фантазировать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. Все мы, ребята, входим в этот мир, как в двери мастерской. И именно в наших силах сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле - цветке, постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы ученики, а точнее подмастерья. Сегодня мы в гостях у Александра Сергеевича Пушкина и Петра Ильича Чайковского. И для начала послушаем музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. А слушать мы с вами будем вальс цветов из балета "Щелкунчик.
Вслушайтесь в музыку великого русского композитора и постарайтесь представить тот радостный танец цветов, который вы создадите силою своего воображения. Какие цветы вы видите в вихре вальса? (слайд 2)
II Беседа с классом.
■ Розу...
(Есть у Пушкина стихи об этом прекрасном цветке:
"В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей..."
■ Ландыш, фиалку...
(В стихотворении "Городок" есть такие строчки:
"Где липы престарелые
С черемухой цветут...
Где ландыш белоснежный
Сплелся с фиалкой нежной..."
■ В балете Чайковского, согласитесь, много лилий, без них нет благородной красоты.
■ Есть лилии и у А.С. Пушкина: "Царицей средь полей лилея горделива в роскошной красоте цветет..."
■ Много и красного цвета в вальсе Петра Ильича, а это - маки. Поэт пишет: " На маках лени, в тихий час, / Он сладко засыпает..."
(Заканчивается вальс)
IIIПоэт и цветы (рассказ учителя с элементами беседы) (слайд 3).
Наш "цветочный разговор" хочу начать с воспоминаний Семена Гейченко -бессменного хранителя Пушкинского музея в Михайловском. Вот что он говорил: "Когда Пушкин прибыл в Михайловское, первыми его встретили цветы! Они ведь в Михайловском повсюду: в лесах, полях, парках и садах... А зимой - дома, на подоконниках, они ведь не просто цветы и цветочные часы, и градусник и барограф (барометр), санитар и лекарь. Один ванька - мокрый чего стоит..." (У вас, наверняка, вызывает недоумение слово барограф.... Как только с ваньки каплет вода - жди дождя).
Цветы разводили все: и господа, и крепостные. Сажал у господского дома необыкновенный махровый шиповник и сирень прадед А.С. Пушкина Ибрагим Ганнибал. Сажала и бабушка Мария Алексеевна, и родители, и нянюшка Арина Родионовна. В таком благоухающем раю прошли детство и юность Александра Сергеевича Пушкина. "Я твой - люблю сей темный сад с его прохладой и цветами".
■ Ребята, а что для вас связано со словом цветок? Закройте глаза, представьте на мгновение свой любимый цветок...
Вот неполный перечень слов, названных учащимися: (лето, радость, природа, красота, сад, аллея, луг, любовь, улыбка, аромат, нежность, радуга...)
■ Подберите слова, рифмующиеся со словом цветок.
■ Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев и облечем их в слова, т.е. подберем наиболее точные и образные слова для описания цветов, (учащиеся подбирают сравнения). Вот какие сравнения предложили ребята:
Цветок
■ бабочка, чаша, пышное платье, роскошный бант;
■ леденец, печенье с начинкой, прическа королевы;
■ белоснежное ожерелье в зеленой оправе.
IV Письменная работа
Учащиеся записывают наиболее яркие сравнения.
■ Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минуту превратиться в цветы.
V Физкультминутка "Из семени в цветок" (слайд 4).
Детям учитель предлагает превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, спрятать голову в колени и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове), ухаживает за ними.
С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Дети поднимаются).
У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый, сильный цветок.
Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам -соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).
Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно.
Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко. Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно.
Скоро опять наступит весна и оно оживет.
VI Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Цветок".
■ Совсем недавно мы отмечали 2-лет со дня рождения А.С. Пушкина. Эпиграфом нашего урока являются строчки А.С. Пушкина из стихотворения "Цветок".
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я...
А.С. Пушкин
(Может вызвать недоумение слово безуханный. Аромат - благоухание, где "ухание" означает запах, а "благо" указывает на то, что запах приятный. Таким образом, безуханный означает "без запаха").
Читаю стихотворение "Цветок".
■ Скажите, о каком цветке идет речь в этом стихотворении?
(Ответы учащихся).
■ У Пушкиных, как и в семьях других дворян, было принято делать гербарии. Бабушка Мария Алексеевна часто брала маленького Сашу в поле, рощу, где они отыскивали самые красивые цветы. Саша видел, как их засушивают. Специальные листы бумаги с высушенными цветами собирали в альбомы, красиво писали названия.
Анализ стихотворения по схеме (слайд 5)
Что вы видите?
Что вы слышите?
Что вы чувствуете?
■ Какой звук вы чаще произносите, когда напеваете мелодию без слов? (Самым музыкальным считается звук "л"). Выпишите все буквосочетания со звуком "л" (ли, ло, ли, лу, ля...). Все буквосочетания в стихотворении с "л" дают как бы нотную запись.
■ Что такое строфа?
■ На сколько частей распадается стихотворение?
■ Определим размер стиха.
(Учащийся выполняет задание, используя строчки эпиграфа).
■ Поэтическую речь украшают эпитеты, метафоры, сравнения.
■ Есть ли они в тексте?
В беседе с учащимися выясняются отдельные особенности стихотворения: простота формы и содержания, отсутствие поэтических тропов, музыкальность, что делает простое на первый взгляд стихотворение шедевром.
Это была пушкинская история забытого цветка, навеянная грустью.
■ А какие вы знаете истории, легенды, мифы о цветах?
VII Рассказы учащихся о цветах (с учетом этимологии слова).
VIII Рассказ учителя о цветке клен - малина из Михайловского (слайд 6).
IX Подготовка к написанию сочинения.
■ Хорошо быть цветком, тебя фотографируют, тебе посвящают стихи и песни, пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника. Давайте, ребята, и мы посвятим свои творческие работы любимому цветку.
Композиция сочинения вам всем известна: вступление, основная часть, где вы не только расскажите о своем любимом цветке, но и поделитесь впечатлениями от знакомства со стихотворением А.С. Пушкина "Цветок", с великолепным вальсом П.И. Чайковского. Как правило, у вас взвывает затруднение написание вступления к сочинению, которое должно быть ярким, но в то же время кратким, т.е. лаконичным.
Обратите внимание: перед вами карточки. Это и есть вступление. Не забудьте расставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Звучит вальс цветов Чайковского.
Взгляните на цветы ...
Помечтайте…
Есть у моря пр.. красный сад. В нем ар...маты и туманы. Море шумит . Его шуму вторит жужжание пч...л и шмелей. Живыми л...пестками вспархивают
бабочки. И среди ал......бел.......голуб...лилов... ж..лт.... цветов есть один,