kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме «-н- и –нн- в разных частях речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: вспомнить, закрепить, усвоить орфограмму «-н- и –нн- в разных частях речи», отработать данную орфограмму  на примерах текстовых и тестовых заданий. Уметь находить и объяснить данную орфограмму.Цели урока: вспомнить, закрепить, усвоить орфограмму «-н- и –нн- в разных частях речи», отработать данную орфограмму  на примерах текстовых и тестовых заданий. Уметь находить и объяснить данную орфограмму.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме «-н- и –нн- в разных частях речи»»

Открытый урок по теме «-н- и –нн- в разных частях речи»


Цели урока: вспомнить, закрепить, усвоить орфограмму «-н- и –нн- в разных частях речи», отработать данную орфограмму на примерах текстовых и тестовых заданий. Уметь находить и объяснить данную орфограмму.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство с темой урока и целями.

  3. Беседа с классом:

Скажите пожалуйста, в каких частях речи встречается данная орфограмма?

Ответы ребят:

- имя прилагательное

-краткое прилагательное

- причастие

- краткое причастие

- наречие

- деепричастие

4. Знакомство с таблицей: «-н- и –нн- в разных частях речи»

н

нн

1. В отыменных прилагательных, образованных от существительных, в основа которых нет – н -, в непроизводных прилагательных: юбилей→юбилейный, синий, юный, зеленый, румяный, пряный.

1. В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на –н:

Сон →сонный,

истина→истинный

2. В отымённых прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин:

песок -песчаный

глина - глиняный

пчела - пчелиный.

НО: стеклянный, оловянный, дере­вянный

2. В отымённых прилагательных с суффиксами -енн-, -онн-:

искусство искусственный

лекция - лекционный

утро - утренний.


3.В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок (кроме не-) и зависимых слов:

красить крашеный

пугать пуганый, непуганый

путать путаный

звать званый

Не меняется их написание в составе сложных слов:

гладкокрашеный, свежемороженый,
злато-кованый, малоношеный,

домотканый.

НО: желанный, деланный, невиданный,
неслыханный, нечаянный, священный,
нежданный, негаданный, жеманный,
медленный, долгожданный, недреманный, окаянный, и др.

3.В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами: выкрашенный (но: некраше­ный), крашенные (чем?) мас­ляной краской доски; разно­шенный (но: неношеный), но­шенный (кем?) братом костюм.

НО: названый брат, посажёный отец, смышлёный ребенок, при­даное невесты.

В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида: данный, брошенный, купленный, решённый, лишённый и некото­рые др.


4. В кратких причастиях:

засеянный засеяно отражённыйотражено.


  1. В полных причастиях (прилага­тельных) на -(ованный, -ёванный:

балованный, циклёванный.


  1. В кратких прилагательных, если в полных было одно –н-:

Юная девушка → девушка юна

Зеленые деревья → деревья зелены

  1. В кратких прилагательных, если в полных формах было -нн-:

ценная вещь вещь ценна

длинная дорога дорога длинна


Запомните.

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется н или нн в соответствии с произ­водящей основой:

воспитать - воспитанник - воспитанно; путать - путаный след,
путаник, путано отвечал; запутать - запутанный, запутанность, запутанно объяснил



Запомните:

Ветреный (= с ветром) день, человек, но: обветренный, безветренный.

Ветряной (= приводимый в движение ветром) двигатель.

Масленый (-ая, -ые) (= пропитанный маслом) блин, каша, руки,

но: замасленная ткань.

Масляный (-ая) (= на масле) насос, двигатель, лампа.


5. Приведите самостоятельные примеры к таблице -н- и –нн- в разных частях речи:

1 ряд – к пунктам 1, 2,

2 ряд – к пунктам 3, 4,

3 ряд – к пункту 5, запомните.

6. Распределительный диктант ( -н- и –нн-)

Серебряный иней, даль туманна, картинная галерея, окруженный горами, ненапечатанный роман, песчаный берег, радостное чувство, внутренний импульс, посеянные семена, развешенный товар, заклеенный конверт, гуманный поступок, обнаженные деревья, копченое сало, гусиный пух, расстрелянные патроны, подлинное искусство, песчаный берег, преображенный город, лекция прослушана, пораженный красотой, цель продумана до конца.

  1. Работа с текстом и индивидуальная работа с интерактивными тестами:

Прочитайте и сравните выделенные слова. Объясните, какие буквы
в них пропущены, и перепишите примеры.

1) На организова..ой летом встрече юных легкоатлетов уста­новлено несколько рекордов. Соревнование было организова..о хорошо. Участники приехали и уехали очень организова..о.

  1. Для расследования причин пожара образова..а комиссия. Ко­миссия, образова..ая для расследования причин пожара, присту­пила к работе. Ольга Ильинская была умна и образова..а.

  2. Усадьба с двух сторон ограниче..а рекой. С двух сторон ограниче..ая рекой усадьба находилась в красивой лесистой местно­сти. 4) На вопросы экзаменаторов экзаменующийся отвечал спо­койно и продума..о. Проведение туристского похода было проду­ма..о со всех точек зрения. 5) Девочка-сирота была воспита..а в детском доме. Многие из воспита..ых в детском доме детей за­тем поступили в высшие учебные заведения. Воспита..ики с глу­бокой признательностью вспоминали своих наставников.




Отметьте номера существительных, в которых пишется –н-

1) Берестян..ик, 2) великомучен..ик, 3) вишен..ик, 4) воспитан…ик

5) задолжен…ость, 6) злоумышлен…ик, 7) избран…ик, измен…ик, 9) коноплян..ик, 10) копчен..ости, 11) листвен…ица 12) осин..ик, 13) мадон..а, 14) мошен…ичество, 15) маслен…ица 16) наклон…ость, 17) одновремен..ость, 18) подлин..ик, ольшан„ик, 20) племян..ик.

Ответы: 1,2,9,10,15,19.

Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных.
1) Безветрен..ый день, 2) бульон..ый кубик, 3) ворон..ой конь; 4) глинян..ый горшок,

5) грачин..ое гнездо, 6) диван..ая подушка; 7) искуствен..ый шелк, 8) картин..ая галерея, 9) лекарствен..ое растение, 10) овчин..ый полушубок, 11) почтен..ый старик;
12) свин..ые ножки, 13) сметан..ый соус, 14) солян..ая кислота; 15) струн..ый квартет, 16) таможен..ый досмотр, 17) телефон..ый разговор, 18) тыквен„ая каша,

19) экзаменацион..ая работа 20)бедствен..ый.


Ответы: 1, 2, 6-11,13,15-20.




Образуйте от ниже приведенных существительных; прилагательные с суффиксами:

  • — весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина;

  • -ан-(-ян-) - соль, стекло, шерсть, глина, песок, дрова, рожь, лед;

  • -ин- - воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь,соловей, утка, ястреб;


8.Знакомство с заданиями ЕГЭ (задание А12)

«Н и НН в различных частях речи»

1. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) цели..ая земля
2)кипячё..ое молоко
3)море взволновало ветром
4)непроше..ый гость

2. 1)прессова..ое изделие

2) незваный визитёр
3)лебеди..ый пух
4)вещь прода..а

3. 1)комиссия созда..а
2)непроше..ый гость
3)купле..ая книга
4)полотня..ая ткань

4. 1)ю..ое создание

2)взволнова..ый посетитель 3)книги прочитаны 4)крупные мочёные яблоки

5. В каком слове на месте пропуска пишется одно HI

1)рискова..ый поступок 2)покраше..ый пол 3)документы разорваны 4)броше..ый камень

6. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1)работа выполнена 2)песча..ый бархан 3)дорожная плетё..ая корзина 4)маринова..ые грибы

7. На месте каких цифр пишется НН?

В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все нарушения бывают четко зафиксированы кинокамерой.

1)1,2,3,4, 2)2,4 3)2,3 4)3,4

8. В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела,
пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить
толсте(4)ую стену.

1)1,2,4, 2)2,4, 3)3 4)3,4


ответы:

1-1

2-1

3-3

4-2

5-3

6-4

7-3

8-4

9. Итоги урока. Знакомство с сайтами по подготовке к ЕГЭ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Открытый урок по теме «-н- и –нн- в разных частях речи»

Автор: Шухрина Людмила Ивановна

Дата: 03.06.2016

Номер свидетельства: 332382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Открытый урок "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyi-urok-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "100356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402378290"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентацияк открытому уроку на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiiak_otkrytomu_uroku_na_temu_slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_raznym"
    ["file_id"] => string(6) "580976"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1621492503"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819678"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "309548"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819684"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства