Открытый урок по теме «-н- и –нн- в разных частях речи»
Открытый урок по теме «-н- и –нн- в разных частях речи»
Цели урока: вспомнить, закрепить, усвоить орфограмму «-н- и –нн- в разных частях речи», отработать данную орфограмму на примерах текстовых и тестовых заданий. Уметь находить и объяснить данную орфограмму.Цели урока: вспомнить, закрепить, усвоить орфограмму «-н- и –нн- в разных частях речи», отработать данную орфограмму на примерах текстовых и тестовых заданий. Уметь находить и объяснить данную орфограмму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме «-н- и –нн- в разных частях речи»»
Открытый урок по теме «-н- и –нн- в разных частях речи»
Цели урока: вспомнить, закрепить, усвоить орфограмму «-н- и –нн- в разных частях речи», отработать данную орфограмму на примерах текстовых и тестовых заданий. Уметь находить и объяснить данную орфограмму.
Ход урока.
Организационный момент.
Знакомство с темой урока и целями.
Беседа с классом:
Скажите пожалуйста, в каких частях речи встречается данная орфограмма?
Ответы ребят:
- имя прилагательное
-краткое прилагательное
- причастие
- краткое причастие
- наречие
- деепричастие
4. Знакомство с таблицей: «-н- и –нн- в разных частях речи»
н
нн
1. В отыменных прилагательных, образованных от существительных, в основа которых нет – н -, в непроизводных прилагательных: юбилей→юбилейный, синий, юный, зеленый, румяный, пряный.
1. В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на –н:
Сон→сонный,
истина→истинный
2. В отымённых прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин:
песок -песчаный
глина - глиняный
пчела - пчелиный.
НО: стеклянный, оловянный, деревянный
2. В отымённых прилагательных с суффиксами -енн-, -онн-:
искусство→ искусственный
лекция - лекционный
утро - утренний.
3.В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок (кроме не-) и зависимых слов:
НО: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, священный, нежданный, негаданный, жеманный, медленный, долгожданный,недреманный, окаянный, и др.
3.В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами: выкрашенный (но: некрашеный), крашенные (чем?) масляной краской доски; разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм.
НО: названый брат, посажёный отец, смышлёный ребенок, приданое невесты.
В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида: данный, брошенный, купленный, решённый, лишённый и некоторые др.
4. В кратких причастиях:
засеянный — засеяно отражённый→отражено.
В полных причастиях (прилагательных) на -(ованный, -ёванный:
балованный, циклёванный.
В кратких прилагательных, если в полных было одно –н-:
Юная девушка → девушка юна
Зеленые деревья → деревья зелены
В кратких прилагательных, если в полных формах было -нн-:
ценная вещь →вещь ценна
длинная дорога → дорога длинна
Запомните.
В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется н или нн в соответствии с производящей основой:
Масляный (-ая) (= на масле) насос, двигатель, лампа.
5. Приведите самостоятельные примеры к таблице -н- и –нн- в разных частях речи:
1 ряд – к пунктам 1, 2,
2 ряд – к пунктам 3, 4,
3 ряд – к пункту 5, запомните.
6. Распределительный диктант ( -н- и –нн-)
Серебряный иней, даль туманна, картинная галерея, окруженный горами, ненапечатанный роман, песчаный берег, радостное чувство, внутренний импульс, посеянные семена, развешенный товар, заклеенный конверт, гуманный поступок, обнаженные деревья, копченое сало, гусиный пух, расстрелянные патроны, подлинное искусство, песчаный берег, преображенный город, лекция прослушана, пораженный красотой, цель продумана до конца.
Работа с текстом и индивидуальная работа с интерактивными тестами:
Прочитайте и сравните выделенные слова. Объясните, какие буквы в них пропущены, и перепишите примеры.
1) На организова..ой летом встрече юных легкоатлетов установлено несколько рекордов. Соревнование было организова..о хорошо. Участники приехали и уехали очень организова..о.
Для расследования причин пожара образова..а комиссия. Комиссия, образова..ая для расследования причин пожара, приступила к работе. Ольга Ильинская была умна и образова..а.
Усадьба с двух сторон ограниче..а рекой. С двух сторон ограниче..ая рекой усадьба находилась в красивой лесистой местности. 4) На вопросы экзаменаторов экзаменующийся отвечал спокойно и продума..о. Проведение туристского похода было продума..о со всех точек зрения. 5) Девочка-сирота была воспита..а в детском доме. Многие из воспита..ых в детском доме детей затем поступили в высшие учебные заведения. Воспита..ики с глубокой признательностью вспоминали своих наставников.
Отметьте номера существительных, в которых пишется –н-
В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все нарушения бывают четко зафиксированы кинокамерой.
1)1,2,3,4, 2)2,4 3)2,3 4)3,4
8. В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
1)1,2,4, 2)2,4, 3)3 4)3,4
ответы:
1-1
2-1
3-3
4-2
5-3
6-4
7-3
8-4
9. Итоги урока. Знакомство с сайтами по подготовке к ЕГЭ.