Образовательные: закрепление знаний о склонении, падежах имен существитель-
ных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существи-
тельных.
Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в груп-
пах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.
Развивающие: развитие речи обучающихся, логического образного мышления,
находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать.
Формирование универсальных учебных действий.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Экран
Презентация
Демонстрационные таблицы «Падежи», «Склонение существительных», «Падежные окончания имен существительных»
Магнитная доска
Карточки для групповой работы
Карточками для работы в парах.
Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – 6-у изд. – М.: Просвещение, 2016.
Ход урока
– Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем гостей. Я надеюсь,
что вы покажете гостям, как вы умеете работать.
Слайд
– Ребята, а может у кого из вас есть особые пожелания друг для друга?
1 ученик
- Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.
2 ученик
- Я хочу, чтобы у каждого всё получилось.
3 ученик
- Хочу, чтобы все были внимательны, слушали учителя и ребят-одноклассников.
4 ученик
- Ребята, я желаю, чтобы все справились с заданиями.
– Ребята, я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас всё
получится.
– Сегодня проведём урок немного необычно – в виде презентации, она поможет
нам наиболее глубже повторить и ещё раз закрепить материал пройденной темы.
– Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:
Слайд
– Как вы это понимаете?
– Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому
открываем тетради:
Слайд
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Запишите число, классная работа.
Слайд
Десятое декабря
Классная работа
– Ребята, поднимите руку, кто из вас любит осень? Зиму? Весну? Лето?
– Сегодня за один урок мы побываем с вами во всех временах года. Вы готовы
отправиться в гости к временам года? (Да).
Осень
II. Актуализация знаний
1. Минутка чистописания
Слайд
– Посмотрите на слайд (осенний коллаж) и скажите, в какое же время года мы
попали? (Осень)
– Правильно. Осенью часто идет дождь. Слайд (капелька) .
– В каких буквах мы можем встретить элементы, похожие на капельку? (з, д, у)
– Как называется этот элемент буквы? (петелька)
– Как правильно записать петлю? (до середины строки и пересекается на линии)
– Молодцы, запишите буквы, записанные на доске. Не забывайте о наклоне тетрад-
ки и правиле посадки при письме (Дети записывают).
2. Словарная работа
Слайд
– Осенью созревает урожай на грядках. Давайте соберем его в корзину. А для этого
выполним словарную работу. На следующей строке записали:
Словарный диктант
– Овощи выращивать – это большая работа. Вот нам надо сначала разгадать загадки.
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
(Горох)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
(Капуста)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
Кто играет с нами в прятки
На осенней дачной грядке?
Спрятался под листиком Хитрец
Это пупырчатый…
(огурец)
Вкусный, красный, но не сладкий.
Зреет на садовой грядке,
В сказках, помнишь, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»!
(Помидор)
Ребята записывают слова в тетрадь.
Во время проверки ученик читает слово, называет орфограммы и на экране
высвечивается словарное слово. Всего словарных слов пять.
Слайд
– Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово капуста, т.к. все слова 2 скл, ка-
пуста – 1 скл.)
На слайде только список слов.
Проверка по слайду (склонения слов) – комментирует ученик
– Для чего нужно знать склонение слов? (Чтобы правильно записывать окончания
существительных)
– Мы выполнили все задания, собрали урожай и теперь отправляемся дальше .
Зима
III. Сообщение темы и задач урока.
Слайд
– В каком времени года мы оказались? (Это зима) (Дети видят зимний коллаж и
должны определить, что это зима)
Слайд
– Чтобы в зимний мороз не замёрзли, мы поиграем в игру «Бегущая минутка».
За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
Изменяемая часть слова … (окончание).
Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
Постоянный признак имён существительных… (род).
Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
– Молодцы! Справились с заданием!
– Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).
Слайд
Склонение
Падежи
Окончания
– Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
– Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:
Слайд
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
– Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окон-
чание имени существительного. Слайд
IV. Работа по теме.
– Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.
– Продолжим «зимнюю» тему и составим текст «За что дети любят зиму?»
– В какие игры играет зимой детвора?
– На чём можно кататься зимой?
– Что можно лепить из снега?
– Где можно играть детям в зимние игры?
– Почему опасно играть на проезжей части дороги?
Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках.
В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снегови-
ков и зверушек из липкого снега. В зимние игры дети играют на катке, на горке, на
детской площадке, в парке, в лесу.
На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.
- Запишите выделенное предложение с комментированием.
Работа в группах
1 группа
Задание:
Над каждым словом надписать часть речи.
2 группа
Задание:
Выполнить синтаксический разбор.
3 группа
Задание:
В парке – морфологический разбор
4 группа
Задание:
К слову зима придумать однокоренные слова и одно из этих слов разобрать по
составу.
5 группа
Задание:
Выполнить фонетический разбор слова дети.
V. Физкультминутка.
(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)
– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.
Я буду называть имена существительные.
Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.
Слова для физкультминутки: Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2),