kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени существительного;

тренировать в написании безударных окончаний;

развивать орфографическую зоркость;

продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления, развивать интерес к предмету;

воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах "»



Коммунальное учреждение

«Общеобразовательная школа IIII ступеней № 15

имени М. С. Батраковой

города Енакиево»













Урок русского языка

«Правописание безударных окончаний

имен существительных во всех падежах»





Подготовила и провела

учитель начальных классов

Чернышова Е. Е.



-2015-






Тема: " Правописание безударных окончаний имен существительных во всех

падежах " (обобщение и систематизация знаний)  


Цель урока:  обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени

существительного;

тренировать в написании безударных окончаний;

развивать орфографическую зоркость;

продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления,

развивать интерес к предмету;

воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.

Задачи:

  • Образовательные: закрепление знаний о склонении, падежах имен существитель-

  • ных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существи-

  • тельных.

  • Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в груп-

  • пах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.

  • Развивающие: развитие речи обучающихся, логического образного мышления,

  • находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать.

  • Формирование универсальных учебных действий.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Экран

  3. Презентация

  4. Демонстрационные таблицы «Падежи», «Склонение существительных», «Падежные окончания имен существительных»

  5. Магнитная доска

  6. Карточки для групповой работы

  7. Карточками для работы в парах.

  8. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

  9. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – 6-у изд. – М.: Просвещение, 2016.




Ход урока


– Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем гостей. Я надеюсь,

что вы покажете гостям, как вы умеете работать.

Слайд

– Ребята, а может у кого из вас есть особые пожелания друг для друга?


1 ученик

- Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.


2 ученик

- Я хочу, чтобы у каждого всё получилось.


3 ученик

- Хочу, чтобы все были внимательны, слушали учителя и ребят-одноклассников.


4 ученик

- Ребята, я желаю, чтобы все справились с заданиями.


– Ребята, я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас всё

получится.


– Сегодня проведём урок немного необычно – в виде презентации, она поможет

нам наиболее глубже повторить и ещё раз закрепить материал пройденной темы.


– Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:


Слайд

– Как вы это понимаете?

– Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому

открываем тетради:


Слайд

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.



– Запишите число, классная работа.


Слайд

Десятое декабря

Классная работа


– Ребята, поднимите руку, кто из вас любит осень? Зиму? Весну? Лето?

– Сегодня за один урок мы побываем с вами во всех временах года. Вы готовы

отправиться в гости к временам года? (Да).


Осень

II. Актуализация знаний


1. Минутка чистописания

Слайд

– Посмотрите на слайд (осенний коллаж) и скажите, в какое же время года мы

попали? (Осень)

– Правильно. Осенью часто идет дождь. Слайд (капелька) .

– В каких буквах мы можем встретить элементы, похожие на капельку? (з, д, у)

– Как называется этот элемент буквы? (петелька)

– Как правильно записать петлю? (до середины строки и пересекается на линии)

– Молодцы, запишите буквы, записанные на доске. Не забывайте о наклоне тетрад-

ки и правиле посадки при письме (Дети записывают).


2. Словарная работа

Слайд

– Осенью созревает урожай на грядках. Давайте соберем его в корзину. А для этого

выполним словарную работу. На следующей строке записали:


Словарный диктант


– Овощи выращивать – это большая работа. Вот нам надо сначала разгадать загадки.

    1. На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …

(Горох)


    1. Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ...

(Капуста)


    1. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель)




    1. Кто играет с нами в прятки

На осенней дачной грядке?

Спрятался под листиком Хитрец

Это пупырчатый…

(огурец)


    1. Вкусный, красный, но не сладкий.

Зреет на садовой грядке,

В сказках, помнишь, с давних пор

Все зовут его: «Синьор»!

(Помидор)


Ребята записывают слова в тетрадь.

Во время проверки ученик читает слово, называет орфограммы и на экране

высвечивается словарное слово. Всего словарных слов пять.


Слайд

– Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово капуста, т.к. все слова 2 скл, ка-

пуста – 1 скл.)

На слайде только список слов.

Проверка по слайду (склонения слов) – комментирует ученик

– Для чего нужно знать склонение слов? (Чтобы правильно записывать окончания

существительных)


– Мы выполнили все задания, собрали урожай и теперь отправляемся дальше .


Зима

III. Сообщение темы и задач урока.

Слайд

– В каком времени года мы оказались? (Это зима) (Дети видят зимний коллаж и

должны определить, что это зима)


Слайд

– Чтобы в зимний мороз не замёрзли, мы поиграем в игру «Бегущая минутка».

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание).

  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

  4. Постоянный признак имён существительных… (род).

  5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).

  6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

  8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).





  1. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

Сколько падежей в русском языке? … (шесть).


– Молодцы! Справились с заданием!

– Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).


Слайд

Склонение

Падежи

Окончания


– Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.


Слайд

Тема:«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»


Запишите тему урока.


– Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

Слайд

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.


– Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окон-

чание имени существительного. Слайд


IV. Работа по теме.


– Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.


– Продолжим «зимнюю» тему и составим текст «За что дети любят зиму?»

– В какие игры играет зимой детвора?

– На чём можно кататься зимой?

– Что можно лепить из снега?

– Где можно играть детям в зимние игры?

– Почему опасно играть на проезжей части дороги?


    Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках.

В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снегови-

ков и зверушек из липкого снега. В зимние игры дети играют на катке, на горке, на

детской площадке, в парке, в лесу.

На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.


- Запишите выделенное предложение с комментированием.


Работа в группах

1 группа

Задание:




Над каждым словом надписать часть речи.


2 группа

Задание:

Выполнить синтаксический разбор.


3 группа

Задание:

В парке – морфологический разбор


4 группа

Задание:

К слову зима придумать однокоренные слова и одно из этих слов разобрать по

составу.


5 группа

Задание:

Выполнить фонетический разбор слова дети.

V. Физкультминутка. 

(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)

– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.

Я буду называть имена существительные.

Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете;
если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Слова для физкультминутки: Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2),

парта (1), старость (3), степь (3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед(2),

осень (3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3).


Весна

VI. Обобщение материала.


1.Работа в парах.

Слайд

– Весной принято наводить порядок. Вот и в наших словах во время зимней вьюги

некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить поря-

док веселее. Работаете в паре по рядам на карточках.

(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)




2. Работа с учебником.

Слайд

стр. 127, упр. 239

– Мы потренировались в написании падежных окончаний существительных, рабо-

тая в парах, а теперь поработайте самостоятельно по учебнику.

– Откройте учебник на стр. 127, упр. 239.


Слайд (взаимопроверка)

Смеяться от радости (3 скл., Р.п.), рисовать в тетради (3скл., П.п.), подъехать к де-

ревне (1скл., Д.п.), написать тете Ире (1скл., Д.п.), закричать от боли (3скл., Р. п.),

побывать в Сибири (3скл., П. п.), работать за компьютером (2скл., Т. п.), приехать

к бабушке Сони (1скл., Д.п.), идти по тропинке (1скл., Д.п.).


Лето

VII. Закрепление материала.

– Молодцы. Трудные были задания, но мы с ними справились. А мы отправляемся

дальше. В каком времени года мы оказались? (Лето.)


– Лето!!! Пора каникул, отдыха, веселья и игр. И сейчас мы с вами поплаваем по

реке. Но, к сожалению, во время плавания письмо упало в реку и смыло несколько

слов из письма. Их надо восстановить (задание выполняется устно). Дополните

предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связ-

ный рассказ. Озаглавь.

Слайд

Брат меня и маму катал на ___________ по тихой реке. Он ловко работал ______.

На воде тихо качались белые __________, желтые _________. Берега реки утопа-

ют в __________. Хорошо летом на реке!


Проверка: ученик называет слово, которое надо вставить и какое окончание надо

записать.


VIII. Итог урока


Слайд

Закончите фразу:

В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….(е)

И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…(е)





А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …(и)


XIII. Домашнее задание

Слайд

– Откройте учебники на странице 127 упражнение 241.

– Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы)


IX. Завершение урока

Слайд


– Давайте изобразим шкалу успеха. Покажите, насколько вы сегодня:

а) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

б) разобрались с темой урока;

в) умеете применять свои знания?


(Сидя за партами – плохо, слабо;

просто стоят – хорошо;

стоят, руки вверх – отлично)


- Ребята, спасибо за урок. Молодцы!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чернышова Елена Евгеньевна

Дата: 27.02.2016

Номер свидетельства: 299706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Презентация открытого урока по русскому языку "«Правописание безударных окончаний  имен существительных во всех падежах»""
    ["seo_title"] => string(124) "priezientatsiiaotkrytoghourokaporusskomuiazykupravopisaniiebiezudarnykhokonchaniiimiensushchiestvitielnykhvovsiekhpadiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "299712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456580613"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "конспект открытого урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»."
    ["seo_title"] => string(95) "konspiektotkrytoghourokapravopisaniiebiezudarnykhpadiezhnykhokonchaniiimionsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302024"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457028005"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства