Работа по отработке у учащихся навыков постановки двоеточиявБСП; развивать навыки выполнения синтаксического разбора БСП, умение находить грамматическую основу, определять смысловые отношения между частями БСП, составлять схемы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9 классе: "Двоеточие в БСП"»
Урок в 9 классе : «Двоеточие в БСП»
Орг момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рад вас видеть. Сегодня у нас гости. Надеюсь, все мы готовы к познанию нового, к плодотворному сотрудничеству и самореализации.
- Начнём урок с прекрасной фразы Антона Павловича Чехова:
В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.(Простое предложение с однородными членами)
2.Проверка домашнего задания (упражнение 193)
Спрашиваю с места получившиеся предложения
-Что отличает Бсп отдругих типов предложения ?
-В каких случаях мы ставим запятую, а в каких точку с запятой?
-А какие ещё знаки препинания могут быть в БСП?
- Каковы же цели нашего урока?
А теперь давайте обратимся к учебнику на с132. правило
3. Изучение нового материала
1. Подготовка к восприятию новой темы
Разбор предложений (на доске, 1-е из каждой пары, 2-е закрыто). Тип
предложения ( СПП ), какие союзы соединяют простые предложения в
составе сложного (потому что, что, а именно ), определить вид
2) Я знаю: (что) город будет. Я знаю: (что) саду цвесть.
1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)
2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)
5. Закрепление
1. Письменная работа с использованием раздаточного материала
(раздаточный материал без знаков препинания).
Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор, начертить схему
предложения.
1) Я говорил тебе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти.
(что, изъяснение)
2) Непогода затягивалась: ливень то лил беспрестанно, то из-за туч
проглядывало скупое солнце.
( а именно, пояснение)
3) Я взглянул на море: нигде не было никакого движения.
( и увидел, что, изъяснение)
4) Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но
не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего
нашего поколения.
(ибо, так как, причина)
5.Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)
6. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)
7. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)
8. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)
- Перестройте предложения из СПП в БСП
- Как изменяется пунктуационное оформление? Какие союзы и союзные слова будут участвовать в соединении предложений?
1) Я решил, что завтра обязательно поеду к деду.
2) Не стоит забывать наших ветеранов, потому что они готовы были отдать свою жизнь нашей Родине.
3) Я оглянулся и увидел, что Николай пошел в другую сторону.
4) Вдруг я заметил, что рядом никого нет.
5) Я не еду к морю, так как погода совсем испортилась.
6) Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.
ДЛЯ СИЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ
Творческое задание (по группам):
Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.
А. Природа всегда вдохновляет: …
Б. Лес влияет на температуру воздуха: …
В. Берегите книгу: …
Г. Я посмотрел вокруг: …
Д. Я рад: …
Е. Я прошу тебя: …
Ж. За лесом прогремело: …
6. Работа с текстом.
- Среди данных предложений, найти БСП, пояснить знаки препинания
Задание №1 ОГЭ Найти Бессоюзные сложные предложения
(1) Был солнечный день.(2) Я шагал в соседнюю деревню и увидел
у дороги в ольховнике ёлочку. (3)Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. (4)Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога.(5) Снял я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. (6)Сказал: « Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь».
(7)Через неделю шёл я той же дорогой.(8) Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки. (9)И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.
7. Работа со схемой
1) Предложение с обращением
А) Вы должны были, братья, устоять, как стена.
2) Простое предложение
Б) Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою.
3) БСП со значением перечисления
В) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.
4) Сложноподчиненное предложение
Г) Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки
5) БСП со значением причины
Д) Иди, куда влечет тебя свободный ум.
6) Сложносочиненное предложение
Е) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
8. Итоги урока.
Пришло время подвести итоги урока.
-Какова была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
- Чем объясняется выбор двоеточия в бессоюзном сложном предложении?
- Что показалось наиболее сложным для понимания? Почему?
9. Домашнее задание.
Упражнение 198. Стр. 134. Дописать предложения, чтобы получились БСП, указать значение