kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 9 классе: "Двоеточие в БСП"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Работа по отработке у учащихся навыков постановки двоеточия в БСП; развивать навыки выполнения синтаксического разбора БСП, умение находить грамматическую основу, определять смысловые отношения между частями БСП, составлять схемы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9 классе: "Двоеточие в БСП"»

Урок в 9 классе : «Двоеточие в БСП»

  1. Орг момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рад вас видеть. Сегодня у нас гости. Надеюсь, все мы готовы к познанию нового, к плодотворному сотрудничеству и самореализации.

- Начнём урок с прекрасной фразы Антона Павловича Чехова:

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.(Простое предложение с однородными членами)

2.Проверка домашнего задания (упражнение 193)

Спрашиваю с места получившиеся предложения

-Что отличает Бсп отдругих типов предложения ?

-В каких случаях мы ставим запятую, а в каких точку с запятой?

-А какие ещё знаки препинания могут быть в БСП?

- Каковы же цели нашего урока?

А теперь давайте обратимся к учебнику на с132. правило

3. Изучение нового материала

1.  Подготовка к восприятию новой темы

     Разбор предложений  (на доске, 1-е из каждой пары, 2-е закрыто). Тип

     предложения ( СПП ), какие союзы соединяют простые предложения  в

     составе  сложного (потому что, что, а именно ), определить вид  

     придаточного  (обстоятельственное причины, изъяснительное,  

    однородное подчинение), начертить схемы предложений.

1)  Уж татары по мне лучше, потому что  они хоть непьющие.        

     [ -  = ],  ( потому что  -  = ).

     Уж татары по мне лучше:  они хоть непьющие.          

     [ -  = ] : [ -  = ].

2)   Я тотчас увидел, что  это был повеса Азамат.    

      [ -  = ],  ( что   =  - ).

     Я тотчас увидел:  это был повеса Азамат. 

       [ -  = ] : [ =  - ].

3)   Всё было нехорошо, а именно:  Азамат  ужасно падок был на деньги,  

       он  любил стрелять по живой  мишени.  

       [ -  = ], а  именно:  [ -  = ], [ -  = ].

      Всё было нехорошо: Азамат ужасно падок был на деньги, он любил

      стрелять по живой мишени.

       [ -  = ]: [ -  = ], [ -  = ].



4Анализ предложений (раздаточный материал без союзов). Работа у доски

Вставьте подходящие по смыслу  союзы, определите произошедшие

изменения (предложения по смыслу не изменились, но потеряли свою  выразительность и эмоциональность, значит, двоеточие придаёт особую

эмоциональную окраску высказыванию).

1)  Я помню чудное мгновенье: (потому что) передо мной явилась ты.

2) Я знаю: (что) город будет. Я знаю: (что) саду  цвесть.

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)


5.  Закрепление

1. Письменная работа с использованием раздаточного материала

    (раздаточный материал без знаков препинания).

    Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор, начертить схему

    предложения.

    1)  Я говорил тебе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти.

         (что, изъяснение)

    2)  Непогода  затягивалась: ливень то лил беспрестанно, то из-за туч  

         проглядывало скупое солнце.

         ( а именно, пояснение)

   3)  Я взглянул  на море:  нигде не было  никакого движения.

        ( и увидел, что,   изъяснение)

   4)  Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но

        не одного человека: это  портрет, составленный из пороков всего

        нашего поколения.

       (ибо, так как,  причина)

5.Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

6. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)

7. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

8. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)




 - Перестройте предложения из СПП в БСП

- Как изменяется пунктуационное оформление? Какие союзы и союзные слова будут участвовать в соединении предложений?

 

        1)      Я решил, что завтра обязательно поеду к деду.

  2)      Не стоит забывать наших ветеранов, потому что они готовы были отдать свою жизнь нашей Родине.

  3)      Я оглянулся и увидел, что Николай пошел в другую сторону.

  4)      Вдруг я заметил, что рядом никого нет.

  5)      Я не еду к морю, так как погода совсем испортилась.

  6)      Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.



ДЛЯ СИЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ

Творческое задание (по группам):

Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.

А. Природа всегда вдохновляет: …

Б. Лес влияет на температуру воздуха: …

В. Берегите книгу: …

Г. Я посмотрел вокруг: …

Д. Я рад: …

Е. Я прошу тебя: …

Ж. За лесом прогремело: …


6. Работа с текстом.


- Среди данных предложений, найти БСП, пояснить знаки препинания

            Задание №1 ОГЭ Найти Бессоюзные сложные предложения

(1) Был солнечный день.(2) Я шагал в соседнюю деревню и увидел

 у дороги в ольховнике ёлочку. (3)Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. (4)Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога.(5) Снял  я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. (6)Сказал: « Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь».

   (7)Через неделю шёл я той же дорогой.(8) Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки. (9)И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.


7. Работа со схемой                                                   

1) Предложение с обращением

А) Вы должны были, братья, устоять, как стена.

2) Простое предложение

Б) Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою.

3) БСП со значением перечисления

В) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.

4) Сложноподчиненное предложение

Г) Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки

5) БСП со значением причины

Д) Иди, куда влечет тебя свободный ум.

6) Сложносочиненное предложение

Е) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.



8. Итоги урока.

Пришло время подвести итоги урока.

-Какова была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Чем объясняется выбор двоеточия в бессоюзном сложном предложении?

- Что показалось наиболее сложным для понимания? Почему?



9. Домашнее задание.

Упражнение 198. Стр. 134. Дописать предложения, чтобы получились БСП, указать значение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок в 9 классе: "Двоеточие в БСП"

Автор: Евгений Николаевич Войнов

Дата: 16.05.2023

Номер свидетельства: 631657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Открытый урок по русскому языку «Сложные предложения и знаки препинания в них»"
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyiurokporusskomuiazykuslozhnyiepriedlozhieniiaiznakipriepinaniiavnikh"
    ["file_id"] => string(6) "300791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456803050"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "открытый урок "Знаки препинания в БСП" 9класс. "
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyi-urok-znaki-priepinaniia-v-bsp-9klass"
    ["file_id"] => string(6) "198463"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428409576"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План - конспект урока русского языка в 9 классе « Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_9_klassie_dvoietochiie_v_biessoiuznom_sl"
    ["file_id"] => string(6) "429426"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506194594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства