kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект открытого урока в 8 классе.                                   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе»

Тема: Обобщающее повторение по теме «Односоставные предложения».



Цели урока:

повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях;

учиться различать их виды.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;

обучать школьников анализу текста.

Развивающие задачи:

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

развивать умения решать тестовые задания.

Воспитательные задачи:

воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока- комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).

Форма проведения урока: урок-практикум.

Оборудование урока: учебник: «Русский язык. 8 класс»;Раздел: «Простые односоставные предложения»; компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку, система голосования «Вердикт».

Ход урока.

Организационный момент.

- Ребята, этот урок мы посвятим повторению и обобщению материала, который изучили в теме «Односоставные предложения».

Орфографическая работа.

Аллеи рек, зеркальности озер, хрустальный ключ, безгласные затоны, живая сказка, немолкнущие звоны, мельканье дней, лучше вас, ничего не знаю.

- Эти словосочетания взяты из стихотворения К.Бальмонта «Родное».

(Открыть стихотворение (слайд презентации), прочесть).

Аллеи рек. Зеркальности озёр.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка – страшный тёмный бор.

Его вершин немолкнувшие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

Дополнительные вопросы:

- Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)

-Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)

-Какое значение придают стихотворению данные предложения? (Передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. «Безглагольность» противопоставлена «целому миру», «мельканию дней».)

- Назовите художественные средства, использованные автором.

( Метафоры: «аллеи рек», «апрельский сон с его улыбкой маю»; эпитеты: «хрустальный ключ», «безгласные затоны», «страшный темный бор»)

Восстановить схему.

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (М.Ломоносов)

- О каком из типов односоставных предложений идет речь? (Определенно-личные)

«Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» (А.Пешковский)

— К какому типу односоставных предложений относятся слова ученого А.Пешковского? ( Неопределенно-личные)

- В каких предложениях нет и не может быть подлежащего? (Безличные). (Вывешивается таблица «Односоставные предложения». Остаётся до конца урока.)

Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

1 ряд выписывает определенно-личные предложения; 2 ряд – неопределенно-личные предложения; 3 ряд – безличные.

Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)

Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)

(Не) торопись (не) спеши подождём . Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)

Как много дума(н,нн) исполне(н,нн)о так мало. (В.Брюсов)

И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)

Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антокольский)

Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)

Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.

- Какое предложение не выписали? Почему? (предложение № 6, назывное)

5. Проверка домашнего задания.

Упр. 245. проверка по цепочке. Назвать грамматическую основу и вид односоставного предложения.

Индивидуальная работа по карточкам во время проверки домашнего задания.

Карточка 1.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________ 2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________ 3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________ 4) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец)_________ 5) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц) __________ 6) Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)_____________

Карточка 2.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________ 2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________

3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________

4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________

5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________ 6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц) _______________

Карточка 3.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________



Косточка стухнет за 6 дней, если перед сном...

2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________ 3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин). ______________ 4) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________ 5) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________ 6) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________

6. Синтаксический разбор предложения.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Вопр., невоскл., простое, односост., опред.-личное, сказуемое выражено глаголом 2 лица ед.числа, распр., осл. деепричастием, обращением.)

7. Беседа.

— Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.) в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения:

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- После драки кулаками не машут.

- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- От добра добра не ищут.

- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- На чужой роток не накинешь платок.

-Береги платье снову, а честь смолоду.

- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.

8. Анализ текста.

- Односоставные предложения могут быть и частью сложного предложения.

Запишите стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять».

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

- Какова тема стихотворения? (тема Родины)

- В каких словах выражается любовь к Родине? ( Аршином не измерить, особенная стать, можно верить)

- Что такое аршин? (1.Старая русская мера длины, равная 0,71 м.

2. Линейка, планка такой длины для измерения).

- Как вы понимаете слово стать? (Телосложение, общий склад фигуры. Перен. Характер, внутренний склад). Какое значение слова используется? (переносное).

- Определите структуру предложений, выделив основы. (1 предл. – простое, односоставное, безличное, сказуемое выражено неопределённой формой глагола. 2 предл. – сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1 – односост., безл.; 2 – односост., назывное; 3 – односост., безл.)

9. Физминутка.

А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.

- Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и , не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

- Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные) А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).

10. Контроль знаний.

- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений. Посмотрим , насколько вы усвоили данный материал. Вам предстоит выполнить тесты.

Тест. (Работа проводится с использованием системы голосования «Вердикт»).

Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.

Односоставное определённо-личное предложение.

А) Зима.

Б) Умную голову почитают смолоду.

В) Как чувствуешь себя?

Г) Светает.

2. Односоставное неопределённо-личное предложение.

А) На Бога надейся, а сам не плошай.

Б) Цыплят по осени считают.

В) Мне грустно.

Г) Тишина.

3. Односоставное безличное предложение.

А) Вот и мама!

Б) У соседа ума не займёшь.

В) А судьи кто?

Г) В саду темно.

4. Односоставное назывное предложение.

А) Дрожит как лист на осине.

Б) Сильнее кошки зверя нет.

В) По росту одежду кроят.

Г) Какое дивное утро.

Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?

1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)

А) нужно относиться с уважением

Б) нужно

В) относиться

Г) нужно относиться

2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)

А) осматривай

Б) осматривай со стороны

В) деяние со стороны

Г) со стороны его вреда и пользы

3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)

А) следует доводить

Б) следует доводить до конца

В) следует

Г) доводить

4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)

А) никого так не презирают

Б) никого так не презирают в народе

В) не презирают

Г) не презирают в народе

5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)

А) нет

Б) нет ничего

В) непреодолимого нет ничего

Г) на свете нет ничего

6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.

( Н. Новиков.)

А) презирать и гнушаться

Б) стыдно

В) стыдно презирать

Г) стыдно презирать и гнушаться

11. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?

12. Домашнее задание. Повторить параграфы 20-24, составить по ним тестовые задания. Упражнение 249






Урок русского языка в 8 классе

по теме

«Повторение и обобщение темы

«Односоставные и неполные предложения»

Цели:

1) повторить и обобщить изученное по теме «Односоставные и неполные предложения», закрепить навык употребления односоставных предложений, умение определять их вид, отличать односоставные предложения от неполных; повторить правописание корней с чередованием гласных; привить умения и навыки применять полученные знания на практике, подготовка учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.

2) развивать логическое мышление (умение составлять обобщающие таблицы), образное мышление и речь (умение делать связные сообщения на грамматическую тему с использованием односоставных предложений);

3) воспитывать бережное отношение к русскому языку, а также такие качества, как взаимопомощь, добросовестное отношение к учебе, самостоятельность.

Домашнее задание к уроку:

подготовить сообщение на тему «Односоставные и неполные предложения» с примерами.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

1) Один учащийся составляет обобщающую таблицу «Односоставные и неполные предложения».

2) Слушая отвечающего у доски, класс иллюстрирует его ответ примерами, дополняет, исправляет, оценивает.

Дополнительный вопрос:

Чем односоставные предложения отличаются от неполных?

II. Закрепление изученного.

1.Устная «Ромашка»: отрывая «лепестки» с записанными на них

односоставными предложениями, учащиеся поочередно читают их и

определяют их вид.

2. Программированный диктант.

Задание: прослушав предложение, в тетради записать только его цифровое обозначение (1 ученик работает у доски).

Программа:

1. Двусоставное.

2. Односоставное: а) назывное; б) определенно-личное;

в) неопределенно-личное; г) обобщенно-личное; д) безличное.

1. Потом его без чувств в степи нашли и вновь в обитель принесли.

2. О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад!

3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех

лесов.

4. Да. отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. Мороз и солнце!..

6. Чему смеетесь! Над собой смеетесь!

7. Любишь кататься - люби и саночки возить.

Ответ: 1.2в; 2. 1; 3.2д; 4.2б; 5.2а; 6.2б; 7.2г.

Дополнительный вопрос: Из каких произведений эти строчки?

3. Игра «Четвертое лишнее».

Прежде чем записывать предложения, повторим орфографию: найдите лишнее слово и обоснуйте свое решение.

1) к..снуrъся, к..сание, прик.. .саться, к..сательная;

2) р..стение, р..стительность, р..стительный, р..сток;

3) забл. ..стеть, отп..реть расст..лать, выт..реть.

4. Самостоятельный синтаксический разбор предложений с дополнительными заданиями

(В тетрадях по индивидуальным карточкам).

1.Скользя по утре(н, нн)ему снегу друг милый предадимся бегу(не)терпеливого коня.

2.Под голубыми небесами великолепными коврами блестя на солнце снег лежит.

3.Мы каждый день сыпали на подоконник для любопытных синиц крошки и крупу.

5. Редактирование текста (текст проецируется на экран).

Наступила з...ма. Моро... ск…вал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б...рем лыжи и санки и сп..шим в лес, на л..дяные горки. Мы идем и не. можем надышаться свежим морозным воздухом.

Задания:

1) прочитайте текст;

2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите грамматические основы;

3) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы;

4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;

5) запишите полученный текст;

-Как изменился текст?

-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?

III. Дифференцированное домашнее задание.

С использованием односоставных предложений разных видов на тему «Зимний день»:

1 группе - написать сочинение-миниатюру;

2 группе - самостоятельно составить 5 предложений;

.

Подготовиться к тестированию по теме «Односоставные и неполные предложения».

IV. Итоги, выводы, обобщения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 8 КЛАСС

1. Выпишите номера предложений, в которых нужно поставить тире.

1.1) Биться в одиночку жизни не перевернуть.

2) Пруд как зеркало.

3) Трижды три девять.

4) Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря. 5) Река это путь.

2. 1) Облако будто странный зверь. 2) Езда на велосипеде не трудное дело.

3) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости. 4) Читать вечером книги мое любимое занятие.

5) Средняя скорость ветра двадцать километров в час.

3. 1) Учить ум точить. 2) Снег у крыльца как песок зыбучий. 3) Утро ясное, солнечное.

4) Казань столица Республики Татарстан" href="http://pandia.ru/text/category/tatarstan/" rel="bookmark"Татарстан. 5) Большая радость познавать новое.

2. Выпишите номера предложений, в которых есть несогласованное определение.

1. 1) Я помню осенние ночи.

2) Где роза без шипов растет?

3) Я покинул родимый дом.

4) Я совершенно утратил способность писать.

5) На опушке стояла тонкая осина.

2. 1) Платье из тюля просвечивало. 2) Возьми стул без ножек. 3) Это была обыкновенная кукла.

4) Редеет тумана покров. 5) В окне виднелось невспаханное поле.

3. 1) Я видел невысохшие капли росы. 2) В окне показалась девочка с широко раскрытыми глазами.

3) Первый сборник вышел давно. 4) Это был смышленый мальчик. 5) На лицо веет холодок утра.


3. Выпишите номера предложений, в которых есть приложение.

1. 1) Чижа захлопнула злодейка-западня. 2) Ребята загорелые на улице шумят 3) Ты была б у нас царь-птица. 4) Запели птицы на ветвях деревьев. 5) Река Амур запомнилась туристам надолго.

2. 1) В городе открыли новый театр. 2) Позарастали стежки-дорожки. 3) С утра сидит на озере любитель-рыболов.

4) Народные песни близки не всем. 5) Брат выписывал журнал «Ровесник».

3. 1) Старик сторож приветливо встретил нас. 2) Решетом воду не носят. 3) Недалеко от школы открыли кафе-столовую 4) За молодыми саженцами яблонь ухаживали.

5) Это Москва-матушка.

4. Выпишите номера предложений, в которых приложения пишутся черев дефис

1. 1) За окном видна Дон река. 2) В серой дымке река Дон. 3) Бобры строители очень трудолюбивы.

4) Он читал журнал «Столица». 5) Завод гигант построен недавно.

2. 1) Волшебница зима очаровала нас. 2) Это был пес красавец. 3) Э окне показался солдат казах.

4) На стволе дерева мы заметили птицу дятла. 5) Боровик крепыш отличается от других грибов.

3. 1) На дереве сидел дятел барабанщик. 2) Не ворчи, мой кот мурлыка. 3) В окне видны глазки бусинки.

4) Крепыш боровик выделялся среди других грибов. 5) Он просидел до утра у старика метиса. I


5. Выпишите (подчеркните) номера предложений с прямым дополнением.

1. 1) Мы регулярно читаем книги. 2) Уж мы пойдем ломить стеною. 3) Врач осмотрел больную.

4) Кузнец взмахнул молотом. 5) Тогда считать мы стали раны.

2. 1) Первый приз вручен нашей команде. 2) Мальчик не читал романа. 3) Мы победили их команду.

4) Скрипучий причал на реке раскачала вода. 5) Мальчик выпил молока.

3. 1) Весна показала зеленый язычок. 2) Не могу не выразить свою благодарность. 3) Синеют озера струи.

4) Я стою у дороги. 5) Мальчик взял велосипед напрокат.

6. Выпишите номера определенно-личных од­носоставных предложений.

1. 1) Замечаешь и у ноября свои яркие краски. 2) Печальная картина осени. 3) Несут в сетках желто-красные яблоки.

4) Радостно видеть эту картину. 5) Давай сегодня осмотрим северные склоны.

2. 1) Его в коллективе любят. 2) Гляжу в озера синие. 3) Будете читать эту книгу?

4) По радио передавали классическую музыку. 5) Мне нездоровилось.

3. 1) Построиться в шеренгу. 2) На площадке играли в волейбол. 3) Видишь эту тучу?

4) Приготовьтесь к эксперименту. 5) Берегите наш язык.

7. Выпишите номера неопределенно-личных односоставных предложений.

1. 1) Сладко дремлется 2) Не спеши языком, торопись делом. 3) Об этих событиях писали в газетах.

4) Вам позвонят в течение часа. 5) Напишите ему обязательно!

2. 1) Поздравляю Вас. 2) Вам звонили. 3) Хорошо лежать на опушке леса.

4) Сказали интересную вещь. 5) Ломит от усталости босые ноги.

3. 1) Нежно пахнет почками. 2) Поздняя осень. 3) В наших краях знают толк в пении.

4) Одной рукой узла не завяжешь. 5) Играют только левой рукой.

8. Выпишите номера безличных односоставных предложений.

1. 1) Великий русский холод. 2) Морозно. 3) Помню долгий зимний вечер.

4) Так есть хочется. 5) Ей до сих пор обеда не приносят.

2. 1) Ведь мне нужно что-то есть. 2) В лавках ничего не дают в долг. 3) Идти дальше нельзя.

4) Стою очарован над бездной твоей. 5) В городе открыли новый театр.

3. 1) Приятно пахнет сосной. 2) Фонари скоро зажгут. 3) Шум прибоя. 4) Бездонную бочку водой не наполнишь.

5) Смеркается.

9. Выпишите номера назывных односоставных предложений.

1. 1) Холодает. 2) Берег моря. 3) Об этом сообщили по радио.

4) Сейчас откроют. 5) Вечер.

2. 1) Двадцать первое. 2) Какой скверный городишко! 3) Молод этот солдат.

4) На улицах ни огонька. 5) Хочется спать.

3. 1) Услышал птичье щелканье. 2) Смелому честь и слава 3) Тридцать пять тысяч одних курьеров

4)Не служба солдата красит 5)Покрасили крышу

10. Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односостав­ных предложений.

1. Снова вернулся я в край родимый. (С. Есенин) 2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Баль­монт) 3. Сижу и пью с блюдечка. (М. Зощенко) 4. Стоял теп­лый, солнечный апрель. (Б. Пастернак) 5. Помнишь ли город тревожный, синюю дымку вдали? (А. Блок) 6. Ему дали чаю. (И. Тургенев) 7. Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать? (А. Фет) 8. Поезд отходил поздно ночью. (Б. Пастернак) 9. Они окунали в воду могучие свои ветви, и серебряный иво­вый лист дрожал в бегущей воде. (К. Паустовский) 10. Чело­век есть украшение мира. (М. Горький) 11. Тишина. Кукуш­ка. Я один в лесу глухом. (Б. Боков) 12. Доброе слово всегда бывает кстати. (Пословица) 13. Ветер. Ночь. Путевые огни. Водокачка. Тень семафора. (А. Сурков)

2) Определите лексическое значение слова семафор. Подберите к нему синонимы.

11. Составьте рассказ на тему «Односоставные и неполные предложения». Используйте следующий алан.

1. Что такое односоставное предложение? Приведите примеры.

2. Виды односоставных предложений:

а) назывные предложения (примеры);

б) определенно-личные предложения; способы выражения глав­ного члена предложения (примеры);

в) неопределенно-личные предложения; способы выражения главного члена предложения (примеры);

г) безличные предложения; способы выражения главного члена предложения (примеры).

д) обобщенно-личные предложения; способы выражения главного члена предложения (примеры

рок рус

Тема: Обобщающее повторение по теме «Односоставные предложения».



Цели урока: Повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;

обучать школьников анализу текста.

Развивающие задачи:

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

развивать умения решать тестовые задания.

Воспитательные задачи:

воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).Форма проведения урока: урок-практикум.Оборудование урока: учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Раздел: «Простые односоставные предложения»; компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку, система голосования «Вердикт».

Ход урока.

Организационный момент.

- Ребята, этот урок мы посвятим повторению и обобщению материала, который изучили в теме «Односоставные предложения».

Орфографическая работа.

Аллеи рек, зеркальности озер, хрустальный ключ, безгласные затоны, живая сказка, немолкнущие звоны, мельканье дней, лучше вас, ничего не знаю.

- Эти словосочетания взяты из стихотворения К.Бальмонта «Родное».

(Открыть стихотворение (слайд презентации), прочесть).

Аллеи рек. Зеркальности озёр.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка – страшный тёмный бор.

Его вершин немолкнувшие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

Дополнительные вопросы:

- Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)

-Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)

-Какое значение придают стихотворению данные предложения? (Передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. «Безглагольность» противопоставлена «целому миру», «мельканию дней».)

- Назовите художественные средства, использованные автором.

( Метафоры: «аллеи рек», «апрельский сон с его улыбкой маю»; эпитеты: «хрустальный ключ», «безгласные затоны», «страшный темный бор»)

Восстановить схему.

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (М.Ломоносов)

- О каком из типов односоставных предложений идет речь? (Определенно-личные)

«Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» (А.Пешковский)

— К какому типу односоставных предложений относятся слова ученого А.Пешковского? ( Неопределенно-личные)

- В каких предложениях нет и не может быть подлежащего? (Безличные). (Вывешивается таблица «Односоставные предложения». Остаётся до конца урока.)

Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

1 ряд выписывает определенно-личные предложения; 2 ряд – неопределенно-личные предложения; 3 ряд – безличные.

Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)

Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)

(Не) торопись (не) спеши подождём . Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)

Как много дума(н,нн) исполне(н,нн)о так мало. (В.Брюсов)

И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)

Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антокольский)

Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)

Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.

- Какое предложение не выписали? Почему? (предложение № 6, назывное)

5. Проверка домашнего задания.

Упр. 245. проверка по цепочке. Назвать грамматическую основу и вид односоставного предложения.

Индивидуальная работа по карточкам во время проверки домашнего задания.

Карточка 1.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________ 2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________ 3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________ 4) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец)_________ 5) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц) __________ 6) Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)_____________

Карточка 2.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________ 2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________

3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________

4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________

5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________ 6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц) _______________

Карточка 3.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________



Косточка стухнет за 6 дней, если перед сном...

2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________ 3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин). ______________ 4) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________ 5) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________ 6) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________

6. Синтаксический разбор предложения.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Вопр., невоскл., простое, односост., опред.-личное, сказуемое выражено глаголом 2 лица ед.числа, распр., осл. деепричастием, обращением.)

7. Беседа.

— Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.) в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения:

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- После драки кулаками не машут.

- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- От добра добра не ищут.

- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- На чужой роток не накинешь платок.

-Береги платье снову, а честь смолоду.

- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.

8. Анализ текста.

- Односоставные предложения могут быть и частью сложного предложения.

Запишите стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять».

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

- Какова тема стихотворения? (тема Родины)

- В каких словах выражается любовь к Родине? ( Аршином не измерить, особенная стать, можно верить)

- Что такое аршин? (1.Старая русская мера длины, равная 0,71 м.

2. Линейка, планка такой длины для измерения).

- Как вы понимаете слово стать? (Телосложение, общий склад фигуры. Перен. Характер, внутренний склад). Какое значение слова используется? (переносное).

- Определите структуру предложений, выделив основы. (1 предл. – простое, односоставное, безличное, сказуемое выражено неопределённой формой глагола. 2 предл. – сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1 – односост., безл.; 2 – односост., назывное; 3 – односост., безл.)

9. Физминутка.

А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.

- Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и , не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

- Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные) А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).

10. Контроль знаний.

- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений. Посмотрим , насколько вы усвоили данный материал. Вам предстоит выполнить тесты.

Тест. (Работа проводится с использованием системы голосования «Вердикт»).

Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.

Односоставное определённо-личное предложение.

А) Зима.

Б) Умную голову почитают смолоду.

В) Как чувствуешь себя?

Г) Светает.

2. Односоставное неопределённо-личное предложение.

А) На Бога надейся, а сам не плошай.

Б) Цыплят по осени считают.

В) Мне грустно.

Г) Тишина.

3. Односоставное безличное предложение.

А) Вот и мама!

Б) У соседа ума не займёшь.

В) А судьи кто?

Г) В саду темно.

4. Односоставное назывное предложение.

А) Дрожит как лист на осине.

Б) Сильнее кошки зверя нет.

В) По росту одежду кроят.

Г) Какое дивное утро.

Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?

1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)

А) нужно относиться с уважением

Б) нужно

В) относиться

Г) нужно относиться

2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)

А) осматривай

Б) осматривай со стороны

В) деяние со стороны

Г) со стороны его вреда и пользы

3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)

А) следует доводить

Б) следует доводить до конца

В) следует

Г) доводить

4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)

А) никого так не презирают

Б) никого так не презирают в народе

В) не презирают

Г) не презирают в народе

5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)

А) нет

Б) нет ничего

В) непреодолимого нет ничего

Г) на свете нет ничего

6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.

( Н. Новиков.)

А) презирать и гнушаться

Б) стыдно

В) стыдно презирать

Г) стыдно презирать и гнушаться

11. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?

12. Домашнее задание. Повторить параграфы 20-24, составить по ним тестовые задания. Упражнение 249






Урок русского языка в 8 классе

по теме

«Повторение и обобщение темы

«Односоставные и неполные предложения»

Цели:

1) повторить и обобщить изученное по теме «Односоставные и неполные предложения», закрепить навык употребления односоставных предложений, умение определять их вид, отличать односоставные предложения от неполных; повторить правописание корней с чередованием гласных; привить умения и навыки применять полученные знания на практике, подготовка учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.

2) развивать логическое мышление (умение составлять обобщающие таблицы), образное мышление и речь (умение делать связные сообщения на грамматическую тему с использованием односоставных предложений);

3) воспитывать бережное отношение к русскому языку, а также такие качества, как взаимопомощь, добросовестное отношение к учебе, самостоятельность.

Домашнее задание к уроку:

подготовить сообщение на тему «Односоставные и неполные предложения» с примерами.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

1) Один учащийся составляет обобщающую таблицу «Односоставные и неполные предложения».

2) Слушая отвечающего у доски, класс иллюстрирует его ответ примерами, дополняет, исправляет, оценивает.

Дополнительный вопрос:

Чем односоставные предложения отличаются от неполных?

II. Закрепление изученного.

1.Устная «Ромашка»: отрывая «лепестки» с записанными на них

односоставными предложениями, учащиеся поочередно читают их и

определяют их вид.

2. Программированный диктант.

Задание: прослушав предложение, в тетради записать только его цифровое обозначение (1 ученик работает у доски).

Программа:

1. Двусоставное.

2. Односоставное: а) назывное; б) определенно-личное;

в) неопределенно-личное; г) обобщенно-личное; д) безличное.

1. Потом его без чувств в степи нашли и вновь в обитель принесли.

2. О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад!

3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех

лесов.

4. Да. отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. Мороз и солнце!..

6. Чему смеетесь! Над собой смеетесь!

7. Любишь кататься - люби и саночки возить.

Ответ: 1.2в; 2. 1; 3.2д; 4.2б; 5.2а; 6.2б; 7.2г.

Дополнительный вопрос: Из каких произведений эти строчки?

3. Игра «Четвертое лишнее».

Прежде чем записывать предложения, повторим орфографию: найдите лишнее слово и обоснуйте свое решение.

1) к..снуrъся, к..сание, прик.. .саться, к..сательная;

2) р..стение, р..стительность, р..стительный, р..сток;

3) забл. ..стеть, отп..реть расст..лать, выт..реть.

4. Самостоятельный синтаксический разбор предложений с дополнительными заданиями

(В тетрадях по индивидуальным карточкам).

1.Скользя по утре(н, нн)ему снегу друг милый предадимся бегу(не)терпеливого коня.

2.Под голубыми небесами великолепными коврами блестя на солнце снег лежит.

3.Мы каждый день сыпали на подоконник для любопытных синиц крошки и крупу.

5. Редактирование текста (текст проецируется на экран).

Наступила з...ма. Моро... ск…вал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б...рем лыжи и санки и сп..шим в лес, на л..дяные горки. Мы идем и не. можем надышаться свежим морозным воздухом.

Задания:

1) прочитайте текст;

2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите грамматические основы;

3) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы;

4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;

5) запишите полученный текст;

-Как изменился текст?

-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?

III. Дифференцированное домашнее задание.

С использованием односоставных предложений разных видов на тему «Зимний день»:

1 группе - написать сочинение-миниатюру;

2 группе - самостоятельно составить 5 предложений;

.

Подготовиться к тестированию по теме «Односоставные и неполные предложения».

IV. Итоги, выводы, обобщения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 8 КЛАСС

1. Выпишите номера предложений, в которых нужно поставить тире.

1.1) Биться в одиночку жизни не перевернуть.

2) Пруд как зеркало.

3) Трижды три девять.

4) Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря. 5) Река это путь.

2. 1) Облако будто странный зверь. 2) Езда на велосипеде не трудное дело.

3) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости. 4) Читать вечером книги мое любимое занятие.

5) Средняя скорость ветра двадцать километров в час.

3. 1) Учить ум точить. 2) Снег у крыльца как песок зыбучий. 3) Утро ясное, солнечное.

4) Казань столица Республики Татарстан" href="http://pandia.ru/text/category/tatarstan/" rel="bookmark"Татарстан. 5) Большая радость познавать новое.

2. Выпишите номера предложений, в которых есть несогласованное определение.

1. 1) Я помню осенние ночи.

2) Где роза без шипов растет?

3) Я покинул родимый дом.

4) Я совершенно утратил способность писать.

5) На опушке стояла тонкая осина.

2. 1) Платье из тюля просвечивало. 2) Возьми стул без ножек. 3) Это была обыкновенная кукла.

4) Редеет тумана покров. 5) В окне виднелось невспаханное поле.

3. 1) Я видел невысохшие капли росы. 2) В окне показалась девочка с широко раскрытыми глазами.

3) Первый сборник вышел давно. 4) Это был смышленый мальчик. 5) На лицо веет холодок утра.


3. Выпишите номера предложений, в которых есть приложение.

1. 1) Чижа захлопнула злодейка-западня. 2) Ребята загорелые на улице шумят 3) Ты была б у нас царь-птица. 4) Запели птицы на ветвях деревьев. 5) Река Амур запомнилась туристам надолго.

2. 1) В городе открыли новый театр. 2) Позарастали стежки-дорожки. 3) С утра сидит на озере любитель-рыболов.

4) Народные песни близки не всем. 5) Брат выписывал журнал «Ровесник».

3. 1) Старик сторож приветливо встретил нас. 2) Решетом воду не носят. 3) Недалеко от школы открыли кафе-столовую 4) За молодыми саженцами яблонь ухаживали.

5) Это Москва-матушка.

4. Выпишите номера предложений, в которых приложения пишутся черев дефис

1. 1) За окном видна Дон река. 2) В серой дымке река Дон. 3) Бобры строители очень трудолюбивы.

4) Он читал журнал «Столица». 5) Завод гигант построен недавно.

2. 1) Волшебница зима очаровала нас. 2) Это был пес красавец. 3) Э окне показался солдат казах.

4) На стволе дерева мы заметили птицу дятла. 5) Боровик крепыш отличается от других грибов.

3. 1) На дереве сидел дятел барабанщик. 2) Не ворчи, мой кот мурлыка. 3) В окне видны глазки бусинки.

4) Крепыш боровик выделялся среди других грибов. 5) Он просидел до утра у старика метиса. I


5. Выпишите (подчеркните) номера предложений с прямым дополнением.

1. 1) Мы регулярно читаем книги. 2) Уж мы пойдем ломить стеною. 3) Врач осмотрел больную.

4) Кузнец взмахнул молотом. 5) Тогда считать мы стали раны.

2. 1) Первый приз вручен нашей команде. 2) Мальчик не читал романа. 3) Мы победили их команду.

4) Скрипучий причал на реке раскачала вода. 5) Мальчик выпил молока.

3. 1) Весна показала зеленый язычок. 2) Не могу не выразить свою благодарность. 3) Синеют озера струи.

4) Я стою у дороги. 5) Мальчик взял велосипед напрокат.

6. Выпишите номера определенно-личных од­носоставных предложений.

1. 1) Замечаешь и у ноября свои яркие краски. 2) Печальная картина осени. 3) Несут в сетках желто-красные яблоки.

4) Радостно видеть эту картину. 5) Давай сегодня осмотрим северные склоны.

2. 1) Его в коллективе любят. 2) Гляжу в озера синие. 3) Будете читать эту книгу?

4) По радио передавали классическую музыку. 5) Мне нездоровилось.

3. 1) Построиться в шеренгу. 2) На площадке играли в волейбол. 3) Видишь эту тучу?

4) Приготовьтесь к эксперименту. 5) Берегите наш язык.

7. Выпишите номера неопределенно-личных односоставных предложений.

1. 1) Сладко дремлется 2) Не спеши языком, торопись делом. 3) Об этих событиях писали в газетах.

4) Вам позвонят в течение часа. 5) Напишите ему обязательно!

2. 1) Поздравляю Вас. 2) Вам звонили. 3) Хорошо лежать на опушке леса.

4) Сказали интересную вещь. 5) Ломит от усталости босые ноги.

3. 1) Нежно пахнет почками. 2) Поздняя осень. 3) В наших краях знают толк в пении.

4) Одной рукой узла не завяжешь. 5) Играют только левой рукой.

8. Выпишите номера безличных односоставных предложений.

1. 1) Великий русский холод. 2) Морозно. 3) Помню долгий зимний вечер.

4) Так есть хочется. 5) Ей до сих пор обеда не приносят.

2. 1) Ведь мне нужно что-то есть. 2) В лавках ничего не дают в долг. 3) Идти дальше нельзя.

4) Стою очарован над бездной твоей. 5) В городе открыли новый театр.

3. 1) Приятно пахнет сосной. 2) Фонари скоро зажгут. 3) Шум прибоя. 4) Бездонную бочку водой не наполнишь.

5) Смеркается.

9. Выпишите номера назывных односоставных предложений.

1. 1) Холодает. 2) Берег моря. 3) Об этом сообщили по радио.

4) Сейчас откроют. 5) Вечер.

2. 1) Двадцать первое. 2) Какой скверный городишко! 3) Молод этот солдат.

4) На улицах ни огонька. 5) Хочется спать.

3. 1) Услышал птичье щелканье. 2) Смелому честь и слава 3) Тридцать пять тысяч одних курьеров

4)Не служба солдата красит 5)Покрасили крышу

10. Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односостав­ных предложений.

1. Снова вернулся я в край родимый. (С. Есенин) 2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Баль­монт) 3. Сижу и пью с блюдечка. (М. Зощенко) 4. Стоял теп­лый, солнечный апрель. (Б. Пастернак) 5. Помнишь ли город тревожный, синюю дымку вдали? (А. Блок) 6. Ему дали чаю. (И. Тургенев) 7. Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать? (А. Фет) 8. Поезд отходил поздно ночью. (Б. Пастернак) 9. Они окунали в воду могучие свои ветви, и серебряный иво­вый лист дрожал в бегущей воде. (К. Паустовский) 10. Чело­век есть украшение мира. (М. Горький) 11. Тишина. Кукуш­ка. Я один в лесу глухом. (Б. Боков) 12. Доброе слово всегда бывает кстати. (Пословица) 13. Ветер. Ночь. Путевые огни. Водокачка. Тень семафора. (А. Сурков)

2) Определите лексическое значение слова семафор. Подберите к нему синонимы.

11. Составьте рассказ на тему «Односоставные и неполные предложения». Используйте следующий алан.

1. Что такое односоставное предложение? Приведите примеры.

2. Виды односоставных предложений:

а) назывные предложения (примеры);

б) определенно-личные предложения; способы выражения глав­ного члена предложения (примеры);

в) неопределенно-личные предложения; способы выражения главного члена предложения (примеры);

г) безличные предложения; способы выражения главного члена предложения (примеры).

д) обобщенно-личные предложения; способы выражения главного члена предложения (примеры

рок рус

Тема: Обобщающее повторение по теме «Односоставные предложения».



Цели урока: Повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;

обучать школьников анализу текста.

Развивающие задачи:

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

развивать умения решать тестовые задания.

Воспитательные задачи:

воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).Форма проведения урока: урок-практикум.Оборудование урока: учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Раздел: «Простые односоставные предложения»; компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку, система голосования «Вердикт».

Ход урока.

Организационный момент.

- Ребята, этот урок мы посвятим повторению и обобщению материала, который изучили в теме «Односоставные предложения».

Орфографическая работа.

Аллеи рек, зеркальности озер, хрустальный ключ, безгласные затоны, живая сказка, немолкнущие звоны, мельканье дней, лучше вас, ничего не знаю.

- Эти словосочетания взяты из стихотворения К.Бальмонта «Родное».

(Открыть стихотворение (слайд презентации), прочесть).

Аллеи рек. Зеркальности озёр.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка – страшный тёмный бор.

Его вершин немолкнувшие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

Дополнительные вопросы:

- Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)

-Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)

-Какое значение придают стихотворению данные предложения? (Передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. «Безглагольность» противопоставлена «целому миру», «мельканию дней».)

- Назовите художественные средства, использованные автором.

( Метафоры: «аллеи рек», «апрельский сон с его улыбкой маю»; эпитеты: «хрустальный ключ», «безгласные затоны», «страшный темный бор»)

Восстановить схему.

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (М.Ломоносов)

- О каком из типов односоставных предложений идет речь? (Определенно-личные)

«Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» (А.Пешковский)

— К какому типу односоставных предложений относятся слова ученого А.Пешковского? ( Неопределенно-личные)

- В каких предложениях нет и не может быть подлежащего? (Безличные). (Вывешивается таблица «Односоставные предложения». Остаётся до конца урока.)

Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

1 ряд выписывает определенно-личные предложения; 2 ряд – неопределенно-личные предложения; 3 ряд – безличные.

Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)

Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)

(Не) торопись (не) спеши подождём . Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)

Как много дума(н,нн) исполне(н,нн)о так мало. (В.Брюсов)

И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)

Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антокольский)

Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)

Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.

- Какое предложение не выписали? Почему? (предложение № 6, назывное)

5. Проверка домашнего задания.

Упр. 245. проверка по цепочке. Назвать грамматическую основу и вид односоставного предложения.

Индивидуальная работа по карточкам во время проверки домашнего задания.

Карточка 1.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________ 2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________ 3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________ 4) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец)_________ 5) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц) __________ 6) Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)_____________

Карточка 2.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________ 2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________

3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________

4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________

5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________ 6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц) _______________

Карточка 3.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________



Косточка стухнет за 6 дней, если перед сном...

2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________ 3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин). ______________ 4) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________ 5) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________ 6) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________

6. Синтаксический разбор предложения.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Вопр., невоскл., простое, односост., опред.-личное, сказуемое выражено глаголом 2 лица ед.числа, распр., осл. деепричастием, обращением.)

7. Беседа.

— Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.) в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения:

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- После драки кулаками не машут.

- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- От добра добра не ищут.

- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- На чужой роток не накинешь платок.

-Береги платье снову, а честь смолоду.

- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.

8. Анализ текста.

- Односоставные предложения могут быть и частью сложного предложения.

Запишите стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять».

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

- Какова тема стихотворения? (тема Родины)

- В каких словах выражается любовь к Родине? ( Аршином не измерить, особенная стать, можно верить)

- Что такое аршин? (1.Старая русская мера длины, равная 0,71 м.

2. Линейка, планка такой длины для измерения).

- Как вы понимаете слово стать? (Телосложение, общий склад фигуры. Перен. Характер, внутренний склад). Какое значение слова используется? (переносное).

- Определите структуру предложений, выделив основы. (1 предл. – простое, односоставное, безличное, сказуемое выражено неопределённой формой глагола. 2 предл. – сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1 – односост., безл.; 2 – односост., назывное; 3 – односост., безл.)

9. Физминутка.

А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.

- Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и , не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

- Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные) А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).

10. Контроль знаний.

- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений. Посмотрим , насколько вы усвоили данный материал. Вам предстоит выполнить тесты.

Тест. (Работа проводится с использованием системы голосования «Вердикт»).

Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.

Односоставное определённо-личное предложение.

А) Зима.

Б) Умную голову почитают смолоду.

В) Как чувствуешь себя?

Г) Светает.

2. Односоставное неопределённо-личное предложение.

А) На Бога надейся, а сам не плошай.

Б) Цыплят по осени считают.

В) Мне грустно.

Г) Тишина.

3. Односоставное безличное предложение.

А) Вот и мама!

Б) У соседа ума не займёшь.

В) А судьи кто?

Г) В саду темно.

4. Односоставное назывное предложение.

А) Дрожит как лист на осине.

Б) Сильнее кошки зверя нет.

В) По росту одежду кроят.

Г) Какое дивное утро.

Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?

1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)

А) нужно относиться с уважением

Б) нужно

В) относиться

Г) нужно относиться

2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)

А) осматривай

Б) осматривай со стороны

В) деяние со стороны

Г) со стороны его вреда и пользы

3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)

А) следует доводить

Б) следует доводить до конца

В) следует

Г) доводить

4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)

А) никого так не презирают

Б) никого так не презирают в народе

В) не презирают

Г) не презирают в народе

5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)

А) нет

Б) нет ничего

В) непреодолимого нет ничего

Г) на свете нет ничего

6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.

( Н. Новиков.)

А) презирать и гнушаться

Б) стыдно

В) стыдно презирать

Г) стыдно презирать и гнушаться

11. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?

12. Домашнее задание. Повторить параграфы 20-24, составить по ним тестовые задания. Упражнение 249






Урок русского языка в 8 классе

по теме

«Повторение и обобщение темы

«Односоставные и неполные предложения»

Цели:

1) повторить и обобщить изученное по теме «Односоставные и неполные предложения», закрепить навык употребления односоставных предложений, умение определять их вид, отличать односоставные предложения от неполных; повторить правописание корней с чередованием гласных; привить умения и навыки применять полученные знания на практике, подготовка учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.

2) развивать логическое мышление (умение составлять обобщающие таблицы), образное мышление и речь (умение делать связные сообщения на грамматическую тему с использованием односоставных предложений);

3) воспитывать бережное отношение к русскому языку, а также такие качества, как взаимопомощь, добросовестное отношение к учебе, самостоятельность.

Домашнее задание к уроку:

подготовить сообщение на тему «Односоставные и неполные предложения» с примерами.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

1) Один учащийся составляет обобщающую таблицу «Односоставные и неполные предложения».

2) Слушая отвечающего у доски, класс иллюстрирует его ответ примерами, дополняет, исправляет, оценивает.

Дополнительный вопрос:

Чем односоставные предложения отличаются от неполных?

II. Закрепление изученного.

1.Устная «Ромашка»: отрывая «лепестки» с записанными на них

односоставными предложениями, учащиеся поочередно читают их и

определяют их вид.

2. Программированный диктант.

Задание: прослушав предложение, в тетради записать только его цифровое обозначение (1 ученик работает у доски).

Программа:

1. Двусоставное.

2. Односоставное: а) назывное; б) определенно-личное;

в) неопределенно-личное; г) обобщенно-личное; д) безличное.

1. Потом его без чувств в степи нашли и вновь в обитель принесли.

2. О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад!

3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех

лесов.

4. Да. отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. Мороз и солнце!..

6. Чему смеетесь! Над собой смеетесь!

7. Любишь кататься - люби и саночки возить.

Ответ: 1.2в; 2. 1; 3.2д; 4.2б; 5.2а; 6.2б; 7.2г.

Дополнительный вопрос: Из каких произведений эти строчки?

3. Игра «Четвертое лишнее».

Прежде чем записывать предложения, повторим орфографию: найдите лишнее слово и обоснуйте свое решение.

1) к..снуrъся, к..сание, прик.. .саться, к..сательная;

2) р..стение, р..стительность, р..стительный, р..сток;

3) забл. ..стеть, отп..реть расст..лать, выт..реть.

4. Самостоятельный синтаксический разбор предложений с дополнительными заданиями

(В тетрадях по индивидуальным карточкам).

1.Скользя по утре(н, нн)ему снегу друг милый предадимся бегу(не)терпеливого коня.

2.Под голубыми небесами великолепными коврами блестя на солнце снег лежит.

3.Мы каждый день сыпали на подоконник для любопытных синиц крошки и крупу.

5. Редактирование текста (текст проецируется на экран).

Наступила з...ма. Моро... ск…вал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б...рем лыжи и санки и сп..шим в лес, на л..дяные горки. Мы идем и не. можем надышаться свежим морозным воздухом.

Задания:

1) прочитайте текст;

2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите грамматические основы;

3) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы;

4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;

5) запишите полученный текст;

-Как изменился текст?

-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?

III. Дифференцированное домашнее задание.

С использованием односоставных предложений разных видов на тему «Зимний день»:

1 группе - написать сочинение-миниатюру;

2 группе - самостоятельно составить 5 предложений;

.

Подготовиться к тестированию по теме «Односоставные и неполные предложения».

IV. Итоги, выводы, обобщения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 8 КЛАСС

1. Выпишите номера предложений, в которых нужно поставить тире.

1.1) Биться в одиночку жизни не перевернуть.

2) Пруд как зеркало.

3) Трижды три девять.

4) Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря. 5) Река это путь.

2. 1) Облако будто странный зверь. 2) Езда на велосипеде не трудное дело.

3) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости. 4) Читать вечером книги мое любимое занятие.

5) Средняя скорость ветра двадцать километров в час.

3. 1) Учить ум точить. 2) Снег у крыльца как песок зыбучий. 3) Утро ясное, солнечное.

4) Казань столица Республики Татарстан" href="http://pandia.ru/text/category/tatarstan/" rel="bookmark"Татарстан. 5) Большая радость познавать новое.

2. Выпишите номера предложений, в которых есть несогласованное определение.

1. 1) Я помню осенние ночи.

2) Где роза без шипов растет?

3) Я покинул родимый дом.

4) Я совершенно утратил способность писать.

5) На опушке стояла тонкая осина.

2. 1) Платье из тюля просвечивало. 2) Возьми стул без ножек. 3) Это была обыкновенная кукла.

4) Редеет тумана покров. 5) В окне виднелось невспаханное поле.

3. 1) Я видел невысохшие капли росы. 2) В окне показалась девочка с широко раскрытыми глазами.

3) Первый сборник вышел давно. 4) Это был смышленый мальчик. 5) На лицо веет холодок утра.


3. Выпишите номера предложений, в которых есть приложение.

1. 1) Чижа захлопнула злодейка-западня. 2) Ребята загорелые на улице шумят 3) Ты была б у нас царь-птица. 4) Запели птицы на ветвях деревьев. 5) Река Амур запомнилась туристам надолго.

2. 1) В городе открыли новый театр. 2) Позарастали стежки-дорожки. 3) С утра сидит на озере любитель-рыболов.

4) Народные песни близки не всем. 5) Брат выписывал журнал «Ровесник».

3. 1) Старик сторож приветливо встретил нас. 2) Решетом воду не носят. 3) Недалеко от школы открыли кафе-столовую 4) За молодыми саженцами яблонь ухаживали.

5) Это Москва-матушка.

4. Выпишите номера предложений, в которых приложения пишутся черев дефис

1. 1) За окном видна Дон река. 2) В серой дымке река Дон. 3) Бобры строители очень трудолюбивы.

4) Он читал журнал «Столица». 5) Завод гигант построен недавно.

2. 1) Волшебница зима очаровала нас. 2) Это был пес красавец. 3) Э окне показался солдат казах.

4) На стволе дерева мы заметили птицу дятла. 5) Боровик крепыш отличается от других грибов.

3. 1) На дереве сидел дятел барабанщик. 2) Не ворчи, мой кот мурлыка. 3) В окне видны глазки бусинки.

4) Крепыш боровик выделялся среди других грибов. 5) Он просидел до утра у старика метиса. I


5. Выпишите (подчеркните) номера предложений с прямым дополнением.

1. 1) Мы регулярно читаем книги. 2) Уж мы пойдем ломить стеною. 3) Врач осмотрел больную.

4) Кузнец взмахнул молотом. 5) Тогда считать мы стали раны.

2. 1) Первый приз вручен нашей команде. 2) Мальчик не читал романа. 3) Мы победили их команду.

4) Скрипучий причал на реке раскачала вода. 5) Мальчик выпил молока.

3. 1) Весна показала зеленый язычок. 2) Не могу не выразить свою благодарность. 3) Синеют озера струи.

4) Я стою у дороги. 5) Мальчик взял велосипед напрокат.

6. Выпишите номера определенно-личных од­носоставных предложений.

1. 1) Замечаешь и у ноября свои яркие краски. 2) Печальная картина осени. 3) Несут в сетках желто-красные яблоки.

4) Радостно видеть эту картину. 5) Давай сегодня осмотрим северные склоны.

2. 1) Его в коллективе любят. 2) Гляжу в озера синие. 3) Будете читать эту книгу?

4) По радио передавали классическую музыку. 5) Мне нездоровилось.

3. 1) Построиться в шеренгу. 2) На площадке играли в волейбол. 3) Видишь эту тучу?

4) Приготовьтесь к эксперименту. 5) Берегите наш язык.

7. Выпишите номера неопределенно-личных односоставных предложений.

1. 1) Сладко дремлется 2) Не спеши языком, торопись делом. 3) Об этих событиях писали в газетах.

4) Вам позвонят в течение часа. 5) Напишите ему обязательно!

2. 1) Поздравляю Вас. 2) Вам звонили. 3) Хорошо лежать на опушке леса.

4) Сказали интересную вещь. 5) Ломит от усталости босые ноги.

3. 1) Нежно пахнет почками. 2) Поздняя осень. 3) В наших краях знают толк в пении.

4) Одной рукой узла не завяжешь. 5) Играют только левой рукой.

8. Выпишите номера безличных односоставных предложений.

1. 1) Великий русский холод. 2) Морозно. 3) Помню долгий зимний вечер.

4) Так есть хочется. 5) Ей до сих пор обеда не приносят.

2. 1) Ведь мне нужно что-то есть. 2) В лавках ничего не дают в долг. 3) Идти дальше нельзя.

4) Стою очарован над бездной твоей. 5) В городе открыли новый театр.

3. 1) Приятно пахнет сосной. 2) Фонари скоро зажгут. 3) Шум прибоя. 4) Бездонную бочку водой не наполнишь.

5) Смеркается.

9. Выпишите номера назывных односоставных предложений.

1. 1) Холодает. 2) Берег моря. 3) Об этом сообщили по радио.

4) Сейчас откроют. 5) Вечер.

2. 1) Двадцать первое. 2) Какой скверный городишко! 3) Молод этот солдат.

4) На улицах ни огонька. 5) Хочется спать.

3. 1) Услышал птичье щелканье. 2) Смелому честь и слава 3) Тридцать пять тысяч одних курьеров

4)Не служба солдата красит 5)Покрасили крышу

10. Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односостав­ных предложений.

1. Снова вернулся я в край родимый. (С. Есенин) 2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Баль­монт) 3. Сижу и пью с блюдечка. (М. Зощенко) 4. Стоял теп­лый, солнечный апрель. (Б. Пастернак) 5. Помнишь ли город тревожный, синюю дымку вдали? (А. Блок) 6. Ему дали чаю. (И. Тургенев) 7. Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать? (А. Фет) 8. Поезд отходил поздно ночью. (Б. Пастернак) 9. Они окунали в воду могучие свои ветви, и серебряный иво­вый лист дрожал в бегущей воде. (К. Паустовский) 10. Чело­век есть украшение мира. (М. Горький) 11. Тишина. Кукуш­ка. Я один в лесу глухом. (Б. Боков) 12. Доброе слово всегда бывает кстати. (Пословица) 13. Ветер. Ночь. Путевые огни. Водокачка. Тень семафора. (А. Сурков)

2) Определите лексическое значение слова семафор. Подберите к нему синонимы.

11. Составьте рассказ на тему «Односоставные и неполные предложения». Используйте следующий алан.

1. Что такое односоставное предложение? Приведите примеры.

2. Виды односоставных предложений:

а) назывные предложения (примеры);

б) определенно-личные предложения; способы выражения глав­ного члена предложения (примеры);

в) неопределенно-личные предложения; способы выражения главного члена предложения (примеры);

г) безличные предложения; способы выражения главного члена предложения (примеры).

д) обобщенно-личные предложения; способы выражения главного члена предложения (примеры


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок в 8 классе

Автор: Солтанмурадова Гьадият Расуловна

Дата: 23.05.2024

Номер свидетельства: 651352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Открытый урок : «КЛАСС ПТИЦЫ»"
    ["seo_title"] => string(26) "otkrytyi-urok-klass-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "263238"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449505149"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Открытый урок "Класс птиц""
    ["seo_title"] => string(25) "otkrytyi_urok_klass_ptits"
    ["file_id"] => string(6) "537864"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580325057"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Открытый урок "Класс Земноводные""
    ["seo_title"] => string(33) "otkrytyi_urok_klass_ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "360105"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479466364"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по столярному   делу . На тему: «Табурет детский». "
    ["seo_title"] => string(61) "otkrytyi-urok-po-stoliarnomu-dielu-na-tiemu-taburiet-dietskii"
    ["file_id"] => string(6) "168736"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423294142"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Открытый урок по русскому языку. 5 класс Имя прилагательное как часть речи"
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyiurokporusskomuiazyku5klassimiaprilaghatielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "291779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455187228"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства