Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 «а» классе по теме «Однозначные и многозначные слова»»
Открытый урок в 5 «а» классе по теме «Однозначные и многозначные слова».
Цель урока: 1.Повторить тему «Лексическое значение слова»,
ввести понятие «однозначные и многозначные слова»,
показать различие между однозначными и
многозначными словами.
2.Развивать внимание, образное мышление, языковую
культуру, умение сравнивать и анализировать.
3.Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование урока: учебник, схема, толковые словари, текст, слайды.
Ход урока
Сообщение учителем темы и целей урока.
Этап актуализации опорных знаний учащихся.
На этом этапе учитель работает с незавершенной схемой «Солнышко», просит учащихся сформулировать вопросы друг к другу по известной им информации.
- Почему в центр «Солнышка» помещено слово «слово»?
- Что изучает лексикология?
- Что такое лексикон?
- Для чего используется толковый словарь?
- Какую информацию содержит словарная статья? (При ответе на этот вопрос учащиеся используют план).
Строение словарной статьи.
Заголовочное слово.
Грамматические пометы.
Толкование лексического строения слова.
Пример употребления этого слова в речи.
Стилистические пометы
После ответов на эти вопросы учитель предлагает использовать известные учащимся понятия в высказываниях (в тексте).
Слово – важнейшая единица языка. В лексике проявляется богатство русской речи. Значение слов можно узнать в толковом словаре. Толковый словарь – лучший друг и помощник ученика.
(Полученный текст записывается на доске и в тетрадях. Проводится орфографический разбор слов – единица, богатство, помощник – и пунктуационный анализ предложений с тире.)
На доске индивидуально учащийся работает по карточке № 2
Этап объяснения нового материала.
1. Работа с иллюстрацией.
- Посмотрите на экран монитора компьютера.
С какой темой из раздела «Лексикология» познакомимся на
уроке? (Запись темы в тетради).
Что изображено на иллюстрации к теме «Однозначные и многозначные слова»?
Какое слово вы повторили несколько раз? (Ручка).
Как вы думаете, почему?
Наводящие вопросы:
- Как называется письменная принадлежность, лежащая поверх
листа бумаги? (Ручка)
- Как называется эта часть кресла? (Ручка)
- Как называется приспособление на двери? (Ручка)
- Как называется часть кувшина, предназначенная для удобства
пользования им? (Ручка)
В каких сочетаниях вы употребили слово ручка в своих ответах? Запишите.
опорой для рук, подлокотник. Ручка кресла. 3.Письменная
принадлежность – удлиненный держатель для пера,
стержня. Шариковая ручка.
-Значит, данное слово имеет ни одно, а несколько лексических значений, которые даются в одной словарной статье.
Как будет называться такое слово? (Многозначное).
-А с одним лексическим значением?(Однозначное).
Приведите несколько примеров однозначных и многозначных слов из толкового словаря.
Проведение физминутки.
Этап закрепления нового материала.
Учитель: Записываем предложение.
От всех других планет Земля отличается наличием на ней земли, то есть почвы.
Определяем по словарю значение слова земля. В первом случае это название планеты, во втором случае – почва.
Учитель: Сколько значений слова «земля» зафиксировано в словаре? (6) Какие из значений вам знакомы? Приведите свои примеры употребления слова «земля» в известном вам значении. В каких жизненных ситуациях используется то или иное значение слова «земля»? Учащиеся придумывают предложения и записывают их.
Учащиеся пишут под диктовку учителя.
Мы живем на Донской земле. Веками эта земля была пристанищем самых вольнолюбивых людей.
С первых дней жизни привольные степи, традиции казачьей общины формировали характер Михаила Александровича Шолохова.
Упражнения для глаз.
Учащиеся читают текст.
Солнце – звезда, громаднейший раскаленный газовый шар, самый огромный во всей Солнечной системе. Если представить, что Солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородина.
Какие незнакомые вам слова или понятия встретились в тексте?
Чем этот текст показался вам интересным?
В каких значениях употреблены в этом тексте многозначные слова земля, солнце?
Сделайте вывод: чем однозначные слова отличаются от многозначных. В своем рассказе используйте термины лексическое значение, несколько значений, толковый словарь, словарная статья.
Звучит лингвистический текст, учащиеся дополняют высказывания друг друга. Затем обращаются к учебнику, сравнивают теоретический материал учебника со своими текстами-определениями многозначности и однозначности.
Учитель: А теперь, не глядя в учебник, расскажите, чем однозначные слова отличаются от многозначных. Начните свое высказывание со слова если или когда. (Звучит несколько вариантов формулировки лексических понятий).
Работа с учебником. Чтение правила на странице 80 И выполнение упражнений 249 – 250(устно).
Работа со схемой «Солнышко». Учащиеся дополняют схему понятиями, с которыми они познакомились на уроке.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание дается по учебнику (249 письменно).