kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 5 «а» классе по теме «Однозначные и многозначные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 «а» классе по теме «Однозначные и многозначные слова».

Цель урока: 1.Повторить тему «Лексическое значение слова»,

                       ввести понятие «однозначные и многозначные слова»,

                      показать различие между однозначными и

                      многозначными словами.

                     2.Развивать внимание, образное мышление, языковую  

                      культуру, умение сравнивать и анализировать.

                     3.Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 «а» классе по теме «Однозначные и многозначные слова»»

Открытый урок в 5 «а» классе по теме «Однозначные и многозначные слова».

Цель урока: 1.Повторить тему «Лексическое значение слова»,

ввести понятие «однозначные и многозначные слова»,

показать различие между однозначными и

многозначными словами.

2.Развивать внимание, образное мышление, языковую

культуру, умение сравнивать и анализировать.

3.Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование урока: учебник, схема, толковые словари, текст, слайды.

Ход урока

  1. Сообщение учителем темы и целей урока.

Этап актуализации опорных знаний учащихся.

На этом этапе учитель работает с незавершенной схемой «Солнышко», просит учащихся сформулировать вопросы друг к другу по известной им информации.

- Почему в центр «Солнышка» помещено слово «слово»?

- Что изучает лексикология?

- Что такое лексикон?

- Для чего используется толковый словарь?

- Какую информацию содержит словарная статья? (При ответе на этот вопрос учащиеся используют план).

Строение словарной статьи.

  1. Заголовочное слово.

  2. Грамматические пометы.

  3. Толкование лексического строения слова.

  4. Пример употребления этого слова в речи.

  5. Стилистические пометы

После ответов на эти вопросы учитель предлагает использовать известные учащимся понятия в высказываниях (в тексте).

Слово – важнейшая единица языка. В лексике проявляется богатство русской речи. Значение слов можно узнать в толковом словаре. Толковый словарь – лучший друг и помощник ученика.

(Полученный текст записывается на доске и в тетрадях. Проводится орфографический разбор слов – единица, богатство, помощник – и пунктуационный анализ предложений с тире.)

На доске индивидуально учащийся работает по карточке № 2

Этап объяснения нового материала.

1. Работа с иллюстрацией.

- Посмотрите на экран монитора компьютера.

  • С какой темой из раздела «Лексикология» познакомимся на

уроке? (Запись темы в тетради).

  • Что изображено на иллюстрации к теме «Однозначные и многозначные слова»?

  • Какое слово вы повторили несколько раз? (Ручка).

  • Как вы думаете, почему?

Наводящие вопросы:

- Как называется письменная принадлежность, лежащая поверх

листа бумаги? (Ручка)

- Как называется эта часть кресла? (Ручка)

- Как называется приспособление на двери? (Ручка)

- Как называется часть кувшина, предназначенная для удобства

пользования им? (Ручка)

  • В каких сочетаниях вы употребили слово ручка в своих ответах? Запишите.

(Шариковая ручка, ручка кресла, дверная ручка, ручка кувшина)

2. Работа со словарем.

-Давайте определим лексическое значение слова ручка.

Но сначала вспомним, что такое лексическое значение. (Ответы учащихся).

  • Итак, какое же лексическое значение имеет слово ручка?

Обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Ручка – 1.Часть предмета, за которую его держат или

берутся рукой. Дверная ручка. 2.Часть мебели, служащая

опорой для рук, подлокотник. Ручка кресла. 3.Письменная

принадлежность – удлиненный держатель для пера,

стержня. Шариковая ручка.

-Значит, данное слово имеет ни одно, а несколько лексических значений, которые даются в одной словарной статье.

Как будет называться такое слово? (Многозначное).

-А с одним лексическим значением?(Однозначное).

Приведите несколько примеров однозначных и многозначных слов из толкового словаря.

Проведение физминутки.

Этап закрепления нового материала.

  1. Учитель: Записываем предложение.

От всех других планет Земля отличается наличием на ней земли, то есть почвы.

Определяем по словарю значение слова земля. В первом случае это название планеты, во втором случае – почва.

Учитель: Сколько значений слова «земля» зафиксировано в словаре? (6) Какие из значений вам знакомы? Приведите свои примеры употребления слова «земля» в известном вам значении. В каких жизненных ситуациях используется то или иное значение слова «земля»? Учащиеся придумывают предложения и записывают их.

Учащиеся пишут под диктовку учителя.

Мы живем на Донской земле. Веками эта земля была пристанищем самых вольнолюбивых людей.

С первых дней жизни привольные степи, традиции казачьей общины формировали характер Михаила Александровича Шолохова.

Упражнения для глаз.

Учащиеся читают текст.

Солнце – звезда, громаднейший раскаленный газовый шар, самый огромный во всей Солнечной системе. Если представить, что Солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородина.

  • Какие незнакомые вам слова или понятия встретились в тексте?

  • Чем этот текст показался вам интересным?

  • В каких значениях употреблены в этом тексте многозначные слова земля, солнце?

Сделайте вывод: чем однозначные слова отличаются от многозначных. В своем рассказе используйте термины лексическое значение, несколько значений, толковый словарь, словарная статья.

Звучит лингвистический текст, учащиеся дополняют высказывания друг друга. Затем обращаются к учебнику, сравнивают теоретический материал учебника со своими текстами-определениями многозначности и однозначности.

Учитель: А теперь, не глядя в учебник, расскажите, чем однозначные слова отличаются от многозначных. Начните свое высказывание со слова если или когда. (Звучит несколько вариантов формулировки лексических понятий).

Работа с учебником. Чтение правила на странице 80 И выполнение упражнений 249 – 250(устно).

Работа со схемой «Солнышко». Учащиеся дополняют схему понятиями, с которыми они познакомились на уроке.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание дается по учебнику (249 письменно).


18.11.2010 год.


Учитель: Фатун Л.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок в 5 «а» классе по теме «Однозначные и многозначные слова»

Автор: Фатун Людмила Викторовна

Дата: 17.05.2017

Номер свидетельства: 416376

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Открытый урок по теме "  Огромный мир слов""
    ["seo_title"] => string(42) "otkrytyi-urok-po-tiemie-oghromnyi-mir-slov"
    ["file_id"] => string(6) "287519"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454499193"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Открытый урок по теме "  Огромный мир слов""
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-po-tiemie-oghromnyi-mir-slov-1"
    ["file_id"] => string(6) "287520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454499201"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Открытый урок по теме "  Огромный мир слов""
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-po-tiemie-oghromnyi-mir-slov-2"
    ["file_id"] => string(6) "287521"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454499207"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  на тему "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "124264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414669850"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Открытый урок по теме "Лексика""
    ["seo_title"] => string(32) "otkrytyi-urok-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "287508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454498693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства