Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и способов деятельности.
Методы и формы обучения: компьютерная презентация, словесный, наглядный, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Прогнозируемые результаты: учащиеся находят слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью; строят предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, используя различные глаголы –синонимы, вводящие прямую речь; заменяют прямую речь косвенной и используют в качестве синонимов предложения с чужой речью, переданной различными способами.
а) Запись слов под диктовку (ученик работает у доски, объясняя орфограммы в словах)
Речь (ь у сущ. 3 скл., ж. р.), автор (слово с традиционным написанием), прямой (безуд. гл.), двоеточие (безуд. гл., соед. гл.), тире (слово с традиционным написанием), запятая (слово с традиционным написанием), кавычки(слово с традиционным написанием).
- Какое слово «лишнее»? Почему?
(прямой – прилагательное)
-Найдите корень в слове запятая СЛАЙД №2
(соврем.: запят-; историч.: запятая – по происхождению является субстантивированным страдат. причастием ж. р. от глагола запяти - «воспрепятствовать, задержать»)
3. Слово учителя
Посмотрите внимательно на те слова, которые вы записали, и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
III. Объявление темы и цели урока (учащиеся определяют тему урока)
Тема нашего урока «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них». СЛАЙД №3
1. Фронтальная опрос (беседа по вопросам)
-Какие задачи нам предстоит сегодня решить? СЛАЙД №4
Сегодня мы обобщим знания по данной теме, полученные в 5-7 классах; вспомним, как построены предложения с прямой речью; повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора, а также познакомимся с понятием чужая речь и способами её передачи; с предложениями с прямой речью, разорванной словами автора и расстановкой знаков препинания в них.
- Как вы думаете, что такое чужая речь?
- Прямая речь?
2. Слово учителя
В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи.
Это: СЛАЙД №5
а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил:
«Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».;
б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями:
Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней.;
в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи:
И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.;
г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи
источника сообщения:
Как говорят поэты, началась осень жизни.
(К.Паустовский)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
IV. Повторения сведений о предложениях с прямой речью
1. Работа с учебником (под редакцией Л. М. Рыбченковой): чтение & 35, стр. 200-201.
2. Фронтальныйопрос (беседа по вопросам):
-Что такое прямая речь? СЛАЙД №6
(это точная передача чужого высказывания).
- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
(состоит из двух частей: слов автора (А, а) и собственно чужой речи («П»).
- Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?
(прямая речь может стоять до и после слов автора; слова автора могут стоять до и после прямой речи:
,,П”, - а. А: ,,П”.
-Как пишется прямая речь?
(прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы)
-От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?
(в каком порядке идут прямая речь и слова автора, от цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак)
- Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? СЛАЙД №7
Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора: А: ,,П”.
А: ,,П!” А: ,,П?”
-Перед словами автора? -
Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами
автора: СЛАЙД №8
,,П”, - а. ,,П!” – а. ,,П?” – а.
4. Слово учителя
-Прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном.
3.Тренировочное задание
а) Составить и записать в тетрадь предложения по схемам: СЛАЙД №9
I группа: А: ,,П”. ,,П”, - а.
II группа: А: ,,П!” ,,П!” – а.
III группа: А: ,,П?” ,,П?” – а.
б) Проверка
(обучающиеся читают составленные предложения в соответствии с правилами произношения предложений с прямой речью)
V. Новый материал
1. Слово учителя
Слова автора могут разрывать прямую речь. В этом случае знаки препинания ставятся иначе.
2. Работа с учебником (&45, стр. 202) (совместная работа учителя и обучающихся: по группам)
-Какие знаки препинания ставятся, если слова автора разрывают прямую речь?
VI. Закрепление
1. Работа с текстом (тексты у каждого ученика на парте и на экране) СЛАЙД №10
а) самостоятельная работа учащихся
- Прочитать текст.
- Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объяснить их постановку.
- Найти глаголы-говорения, которые используются автором в тексте, подчеркнуть их двумя чертами.
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла
пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая Как вишневый сад высматривает соловья.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
б) Проверка СЛАЙД №11
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
«Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья».
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
в) Аналитическая беседа
- Определите основную мысль текста.
- Как можно охарактеризовать девочек? Какие они?
- Как догадались?
г) Слово учителя
Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить. Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого: СЛАЙД №12
- глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др.;
- глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.;
- глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться,
возмутиться, усмехнуться и др.;
- отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др.
- называния субъекта речи: кто говорит;
- характеристику речи: тихо, печально, с жаром
2. СЛАЙД №13
Задание: вставить в данные предложения слова автора, употребляя разные
способы их ввода и изменяя их место в предложении. Составить схемы предложений.
I группа: Копаясь в старых бумагах, я нашёл интересные письма.
II группа: Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до её истоков.
1) Что это уд..вился Мишка Кто это тут навр..дил Кто раск..вырял землю 2) Ц..плята в яйцах уже должны быть живые говорю я Может быть уже можно услышать как они там ш..велят(?)ся 3) Вот вид..шь говорит Мишка мне теперь все р..бята на нас ра(с,сс)..рдились А за что на нас с..рдит(?)ся
4) Вот досада ог..рчился Серёжа теперь пр..дёт(?)ся нач..нать всё снов.. 5) Что(же) вы смотр..те закричал он Пчёлы разл..тают(?)ся а они смотрят 6) Тише ты заш..пел Павлик Испуга..ш.. ведь пчели(н,нн)ый рой 7) Ты Шишкин зам..чательный вр..тарь сказал Юра Касаткин Если(бы) ты и(с,з)правно стоял в воротах, наша к..манда была(бы) (не)победимой 8) Чего(же) ты (не)делаеш.. уроки спр..сила Лика Ведь твой мозг наверно давно отдохнул 9) Пусть дума..т закр..чали р..бята (не)надо его торопить
Б) Проверка.
Слайд № 14.
4.Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
(Поднимают сигнальную карточку)
1.Что с вами приключилось, малыши?
2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.
3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…
4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.
5.Сегодня спросил Слава начнётся олимпиада?
6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.
7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.
8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
Слайд № 15
VII. Рефлексия
-Заканчивается урок. Что нужно сделать? (Подвести итог)
Какие задачи ставили на уроке? Слайд №3
-Достигли их? Докажите.
-Что узнали сегодня на уроке?
-Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
-Как пишется прямая речь?
-Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?
-Что вам помогло преодолеть затруднения?
-Какой шаг был самым интересным?
-Какой шаг был самым простым?
-Какой шаг был самым трудным?
-Какой шаг осталось сделать? (Получить домашнее задание)
VIII.Домашнее задание: &45, (по выбору ) Слайд № 16
1) подобрать предложений с прямой речью из народных сказок;
2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью.