kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан к учебнику Рыбченковой Л. М., Александровой О. М. в соответствии с требованиями ФГОС. К уроку есть презентация.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Учитель Лазунина Г. А.

Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Цель: дать представление о типе предложений с прямой речью, разорванной словами автора.

Задачи:

1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах.

2. Познакомить с понятием чужая речь и способами её передачи.

3. Развивать умение находить прямую речь и слова автора в предложении и формировать навыки постановки знаков препинания при них.

4. Совершенствовать умение самостоятельной работы по изучению новой темы, а также орфографические и пунктуационные навыки.

5. Способствовать воспитанию внимания, наблюдательности, личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли.

Оборудование: учебник, проектор, экран, карточки, презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и способов деятельности.

Методы и формы обучения: компьютерная презентация, словесный, наглядный, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Прогнозируемые результаты: учащиеся находят слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью; строят предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, используя различные глаголы –синонимы, вводящие прямую речь; заменяют прямую речь косвенной и используют в качестве синонимов предложения с чужой речью, переданной различными способами.

Ход урока: СЛАЙД №1

-Добрый день, уважаемые гости и ребята!

I. Организационный момент.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

II. Введение в тему урока

1. Лингвистическая разминка

-Скажите, с каким разделом языкознания мы продолжаем работу? (Синтаксис и пунктуация)

-Какие темы мы изучили на уроках? (Обособленные члены предложения, обособление вводных слов и обращений)

-Что значит пунктуация? (Постановка знаков препинания).

2. Орфографическая диктовка

а) Запись слов под диктовку (ученик работает у доски, объясняя орфограммы в словах)

Речь (ь у сущ. 3 скл., ж. р.), автор (слово с традиционным написанием), прямой (безуд. гл.), двоеточие (безуд. гл., соед. гл.), тире (слово с традиционным написанием), запятая (слово с традиционным написанием), кавычки(слово с традиционным написанием).

- Какое слово «лишнее»? Почему?

(прямой – прилагательное)

-Найдите корень в слове запятая СЛАЙД №2

(соврем.: запят-; историч.: запятая – по происхождению является субстантивированным страдат. причастием ж. р. от глагола запяти - «воспрепятствовать, задержать»)

3. Слово учителя

Посмотрите внимательно на те слова, которые вы записали, и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

III. Объявление темы и цели урока (учащиеся определяют тему урока)

Тема нашего урока «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них». СЛАЙД №3

1. Фронтальная опрос (беседа по вопросам)

-Какие задачи нам предстоит сегодня решить? СЛАЙД №4

Сегодня мы обобщим знания по данной теме, полученные в 5-7 классах; вспомним, как построены предложения с прямой речью; повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора, а также познакомимся с понятием чужая речь и способами её передачи; с предложениями с прямой речью, разорванной словами автора и расстановкой знаков препинания в них.

- Как вы думаете, что такое чужая речь?

- Прямая речь?

2. Слово учителя

В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи.

Это: СЛАЙД №5

а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил:

«Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».;

б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями:

Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней.;

в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи:

И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.;

г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи

источника сообщения:

Как говорят поэты, началась осень жизни.

(К.Паустовский)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

IV. Повторения сведений о предложениях с прямой речью

1. Работа с учебником (под редакцией Л. М. Рыбченковой): чтение & 35, стр. 200-201.

2. Фронтальный опрос (беседа по вопросам):

-Что такое прямая речь? СЛАЙД №6

(это точная передача чужого высказывания).

- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

(состоит из двух частей: слов автора (А, а) и собственно чужой речи («П»).

- Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?

(прямая речь может стоять до и после слов автора; слова автора могут стоять до и после прямой речи:

,,П”, - а. А: ,,П”.

-Как пишется прямая речь?

(прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы)

-От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?

(в каком порядке идут прямая речь и слова автора, от цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак)

- Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? СЛАЙД №7

Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора: А: ,,П”.

А: ,,П!” А: ,,П?”

-Перед словами автора? -

Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами

автора: СЛАЙД №8

,,П”, - а. ,,П!” – а. ,,П?” – а.

4. Слово учителя

-Прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном.

3. Тренировочное задание

а) Составить и записать в тетрадь предложения по схемам: СЛАЙД №9

I группа: А: ,,П”. ,,П”, - а.

II группа: А: ,,П!” ,,П!” – а.

III группа: А: ,,П?” ,,П?” – а.

б) Проверка

(обучающиеся читают составленные предложения в соответствии с правилами произношения предложений с прямой речью)

V. Новый материал

1. Слово учителя

Слова автора могут разрывать прямую речь. В этом случае знаки препинания ставятся иначе.

2. Работа с учебником (&45, стр. 202) (совместная работа учителя и обучающихся: по группам)

-Какие знаки препинания ставятся, если слова автора разрывают прямую речь?

VI. Закрепление

1. Работа с текстом (тексты у каждого ученика на парте и на экране) СЛАЙД №10

а) самостоятельная работа учащихся

- Прочитать текст.

- Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объяснить их постановку.

- Найти глаголы-говорения, которые используются автором в тексте, подчеркнуть их двумя чертами.

Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла

пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая Как вишневый сад высматривает соловья.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

б) Проверка СЛАЙД №11

Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

«Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья».

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.


в) Аналитическая беседа

- Определите основную мысль текста.

- Как можно охарактеризовать девочек? Какие они?

- Как догадались?

г) Слово учителя

Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить. Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого: СЛАЙД №12

- глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др.;

- глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.;

- глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться,

возмутиться, усмехнуться и др.;

- отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др.

- называния субъекта речи: кто говорит;

- характеристику речи: тихо, печально, с жаром

2. СЛАЙД №13

Задание: вставить в данные предложения слова автора, употребляя разные

способы их ввода и изменяя их место в предложении. Составить схемы предложений.

I группа: Копаясь в старых бумагах, я нашёл интересные письма.

II группа: Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до её истоков.

III группа: Тише! Слышите, как заливается соловей


3. Работа с учебником (упражнение № 314)

А) Списать предложения, графически объяснив орфограммы и пунктограммы. Составить схемы предложений. 1 группа: 1-3 пр., 2 группа: 4-6 пр., 3группа: 7-9 пр.

1) Что это уд..вился Мишка Кто это тут навр..дил Кто раск..вырял землю 2) Ц..плята в яйцах уже должны быть живые говорю я Может быть уже можно услышать как они там ш..велят(?)ся 3) Вот вид..шь говорит Мишка мне теперь все р..бята на нас ра(с,сс)..рдились А за что на нас с..рдит(?)ся

4) Вот досада ог..рчился Серёжа теперь пр..дёт(?)ся нач..нать всё снов.. 5) Что(же) вы смотр..те закричал он Пчёлы разл..тают(?)ся а они смотрят 6) Тише ты заш..пел Павлик Испуга..ш.. ведь пчели(н,нн)ый рой 7) Ты Шишкин зам..чательный вр..тарь сказал Юра Касаткин Если(бы) ты и(с,з)правно стоял в воротах, наша к..манда была(бы) (не)победимой 8) Чего(же) ты (не)делаеш.. уроки спр..сила Лика Ведь твой мозг наверно давно отдохнул 9) Пусть дума..т закр..чали р..бята (не)надо его торопить

Б) Проверка.

Слайд № 14.

4.Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

(Поднимают сигнальную карточку)

1.Что с вами приключилось, малыши?

2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.

3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…

4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.

5.Сегодня спросил Слава начнётся олимпиада?

6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.

7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.

8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

Слайд № 15

VII. Рефлексия

-Заканчивается урок. Что нужно сделать? (Подвести итог)

Какие задачи ставили на уроке? Слайд №3

-Достигли их? Докажите. 

-Что узнали сегодня на уроке?

-Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?

-Как пишется прямая речь?

-Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

-Что вам помогло преодолеть затруднения? 

-Какой шаг был самым интересным?

-Какой шаг был самым простым?

-Какой шаг был самым трудным?

-Какой шаг осталось сделать? (Получить домашнее задание)

VIII. Домашнее задание: &45, (по выбору ) Слайд № 16

1) подобрать предложений с прямой речью из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью.


Слайд № 17



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лазунина Галина Александровна

Дата: 16.05.2019

Номер свидетельства: 510658

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "« Простые предложения» открытый урок"
    ["seo_title"] => string(40) "prostyie_priedlozhieniia_otkrytyi_urok_1"
    ["file_id"] => string(6) "438012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510246558"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "«Причастие»"
    ["seo_title"] => string(13) "prichastiie_1"
    ["file_id"] => string(6) "390891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486903083"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Анализ литературного произведения "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-litieraturnogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413913080"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства