-А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» (Слайд 3) Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да - розовая карточка» или «нет - зеленая», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно. Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы» ученики задают 1. Верите ли вы, что имена существительные отвечают на два вопроса КТО? ЧТО? (нет) А на какие ещё вопросы может отвечать? 2. Верите ли вы, что всем имена существительные только собственные? (нет) А какие ещё бывают имена существительные? 3. Верите ли вы, что имя существительное может быть женского, среднего и мужского рода? (да) А скажите, какой ещё род есть у имени существительного (общий -Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (имя существительное – СЛАЙД 4) - А теперь, отгадав загадку, попробуйте сформулировать тему нашего урока: (ученик загадывает загадку ) Поставил по порядку предложенья По смыслу, теме без сомненья И на абзацы разделил. Скажите, что я получил? (текст СЛАЙД 5) - Сформулируем тему нашего урока! -Запишите тему урока в тетрадь.(слайд 6) (на столе лежит хлеб, накрытый полотенцем) УЧЕНИК ЗАДАЕТ ЗАГАДКУ ВСЕМУ КЛАСсу Отгадать легко и быстро. Мягкий, пышный он, душистый. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. - Что это? (Правильно, хлеб- поднимаю полотенце) - О нем – его умножении, бережном к нему отношении наш урок. Мы должны доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что « имя существительное - хлеб языка». (СЛАЙД 7) - Как вы понимаете это высказывание? (если затрудняются ответить, говорю, что вернемся к этому высказыванию в конце урока). - А чем же является хлеб для людей во все времена? (отвечают). Ответить на вопрос нам поможет следующий текст! (СЛАЙД 8 текст) Работа с текстом. Слайд №8 (текст, тексты на парте ещё лежат) читает Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей. О хлебе созданы разного рода поверья, легенды, сказки, были. Хлеб – это и рука друга, протянутая в час испытаний. Хлеб – солдат, дипломат и строитель. Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине святое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба. Комплексный анализ текста. - О чем этот текст? -Как можно озаглавить текст? (Хлеб – всему голова). -Что означает слово «испокон веков» (напечатано слово) (давным-давно, с давних пор) - Перед вами лежат схемы с текстом. Вам необходимо дополнить свою схему соответствующими наименованиями из текста, наклеив нужное имя существительное к определенной группе, для этого разделимся на группы по 4 человека. Начинаем работать, кто выполнил, выходит и вешает на доску свою схему (озвучиваю группы, кто что делает) Задание по группам. (по 2,3 слова, ставя в начальную форму находят нужные слова, которые я раздаю и наклеивают на листы и на доску листы с таблицей и слова печатаю) 1 группа - выписать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; 2 группа - выписать собственные и нарицательные имена существительные; 3 группа – выписать существительные мужского, женского и среднего рода; 4 группа – выписать существительные 1-го скл., 2-го скл., 3-го скл. СЛАЙД С РЕЗУЛЬТАТАМИ 9-12 - Какие морфологические признаки имени существительного мы повторили? (Постоянные) - А какие ещё есть признаки у имени существительного? (непостоянные) - Что относим к непостоянным признакам существительного? (падеж, число) 2. - Посмотрите на имена существительные, выделенные красным цветом и скажите, какой непостоянный признак можем определить у этих слов? (падеж) (работа в парах, далее самопроверка с экраном) СЛАЙД 13 - Итак, давайте сделаем вывод, сколько падежей у имени существительного? (6) 3 .- Какой непостоянный признак имени существительного у нас остался? (число) - Устно определим число у имен существительных, выделенных зелёным цветом. - Сделаем вывод, как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по падежам и числам). 3.Синтаксическая роль. -А сейчас сделаем вывод, какими членами предложения являются существительные, выделенные синим цветом? (работаем по рядам 1ряд - За хлеб, который был нужен 2 ряд - Хлеб-это и рука 3 ряд - А как бывает горько Михайлов С. у доски Хлеб- солдат...) - Какова синтаксическая роль имени существительного? (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство) СЛАЙД 14 Зерно в землю упадет | присаживаютя | И росточком прорастет. | Поднимаются и руки вверх поднимают | Солнце будет его жарить, | Пальцы сжимают и разжимают | Дождь сто раз его польет. | Крутятся вокруг | А потом под снегом мерзнуть | Переступать с ноги на ногу. | И под ветром устоять | Наклоны влево-вправо. | Очень трудно хлеб дается | Погрозить ук.пальцем левой, правой руки. | Должен ты об этом знать. | Дотрагиваются рукой головы и круговые движения |
-Знакомо ли вам слово хлебороб – на доске? Раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. А кто такой хлебопашец? “Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”. -Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки (читает) Слайд №16 картина завтрак хлебороба (на группу один текст и один словарь, закладки уже есть и слова на закладке написаны) “Работа у крестьянина ос…нью заметно убывает; но все же он не остается без дела. В начале осени нужно пахать и боронить поля; потом надо свозить хле.. с п...лей в риги. Свезши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего веч..ра слышатся осенью на гумнах”. - Что вы заметили в данном отрывке? (непонятные слова) - В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Давайте найдем их значение по словарю(работа в группах - 4 словаря, на группу по одному слову) ПОСЛЕ СЛАЙДЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ СЛАЙД 17 - Часто эти устаревшие слова мы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках. Игра «Кто быстрее» (составить пословицу из карточек с устаревшими словами и пословицы о хлебе) на доску вывешивают Учитель раздаёт по одному конверту на парту (когда составили, читают). - У нашего господина ни ржи, ни овина. - Хоть овин гори, молотильщиков корми. - Кто ленив с сохой, тому и год плохой. Хлеб - батюшка, вода - матушка. Объясните смысл этих пословиц и поговорок. После СЛАЙД 18 с пословицами - Почему Лев Успенский называет имя существительное хлебом языка? СЛАЙД 7 -Обратимся к нашему эпиграфу. Докажите верность этого утверждения. (Хлеб -самый важный продукт). - Для чего нам нужен хлеб? (Для того, чтобы расти сильными и здоровыми). Хлеб является судьбой страны, судьбой народа. Хлеб - всему голова. Ведь свой день мы начинаем с хлеба и заканчиваем с хлебом. Значит, имя существительное – самая важная часть речи. Слайд 19 Написать мини-сочинение, используя только имена существительные. |