kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку "Имена существительные в тексте".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с нормами ФГОС. Учащиеся работают индивидуально, в группах, коллективно, в парах. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные в тексте»

Тема: Имена существительные в тексте


Тип урока. Урок развития речи.

Цели как деятельность учеников.

М/к: договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1. Орг. момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  Я надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески (Слайд 1)

В тетрадках запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку. (Слайд 2)




2. Актуализация знаний















3. Формулирование темы и цели урока.






























4. Работа с высказыванием Л.В. Успенского








5. Развитие умений работать с текстом.











































































6. Физкультминутка












7. Обобщение и систематизация изученного.







































7. Итог.













8. Рефлексия.



9. Домашнее задание


-А  сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» (Слайд 3) Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.

Я буду задавать тонкие  вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да - розовая карточка» или «нет - зеленая», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы» ученики задают

1. Верите ли вы, что имена существительные отвечают на два вопроса КТО? ЧТО? (нет) А на какие ещё вопросы может отвечать?

2. Верите ли вы, что всем имена существительные только собственные? (нет) А какие ещё бывают имена существительные?

3. Верите ли вы, что имя существительное может быть женского, среднего и мужского рода? (да) А скажите, какой ещё род есть у имени существительного (общий

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (имя существительное – СЛАЙД 4)

- А теперь, отгадав загадку, попробуйте сформулировать тему нашего урока:

(ученик загадывает загадку )

Поставил по порядку предложенья

По смыслу, теме без сомненья

И на абзацы разделил.

Скажите, что я получил? (текст СЛАЙД 5)

- Сформулируем тему нашего урока!

-Запишите тему урока в тетрадь.(слайд 6)

(на столе лежит хлеб, накрытый полотенцем)

УЧЕНИК ЗАДАЕТ ЗАГАДКУ ВСЕМУ КЛАСсу

Отгадать легко и быстро.

Мягкий, пышный он, душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

- Что это? (Правильно, хлеб- поднимаю полотенце)

- О нем – его умножении, бережном к нему отношении наш урок.

Мы должны доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что « имя существительное - хлеб языка». (СЛАЙД 7)

- Как вы понимаете это высказывание? (если затрудняются ответить, говорю, что вернемся к этому высказыванию в конце урока).

- А чем же является хлеб для людей во все времена? (отвечают). Ответить на вопрос нам поможет следующий текст! (СЛАЙД 8 текст)

Работа с текстом. Слайд №8 (текст, тексты на парте ещё лежат) читает

Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести.

Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.

О хлебе созданы разного рода поверья, легенды, сказки, были. Хлеб – это и рука друга, протянутая в час испытаний. Хлеб – солдат, дипломат и строитель.

Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине святое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба.

Комплексный анализ текста.

- О чем этот текст?

-Как можно озаглавить текст? (Хлеб – всему голова).

-Что означает слово «испокон веков» (напечатано слово) (давным-давно, с давних пор)

- Перед вами лежат схемы с текстом. Вам необходимо дополнить свою схему соответствующими наименованиями из текста, наклеив нужное имя существительное к определенной группе, для этого разделимся на группы по 4 человека. Начинаем работать, кто выполнил, выходит и вешает на доску свою схему (озвучиваю группы, кто что делает)

Задание по группам. (по 2,3 слова, ставя в начальную форму находят нужные слова, которые я раздаю и наклеивают на листы и на доску листы с таблицей и слова печатаю)

1 группа - выписать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

2 группа - выписать собственные и нарицательные имена существительные;

3 группа – выписать существительные мужского, женского и среднего рода;

4 группа – выписать существительные 1-го скл., 2-го скл., 3-го скл.

СЛАЙД С РЕЗУЛЬТАТАМИ 9-12

- Какие морфологические признаки имени существительного мы повторили? (Постоянные)

- А какие ещё есть признаки у имени существительного? (непостоянные)

- Что относим к непостоянным признакам существительного? (падеж, число)

2. - Посмотрите на имена существительные, выделенные красным цветом и скажите, какой непостоянный признак можем определить у этих слов? (падеж)

(работа в парах, далее самопроверка с экраном) СЛАЙД 13

- Итак, давайте сделаем вывод, сколько падежей у имени существительного? (6)

3 .- Какой непостоянный признак имени существительного у нас остался? (число)

- Устно определим число у имен существительных, выделенных зелёным цветом.

- Сделаем вывод, как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по падежам и числам).

3.Синтаксическая роль.

-А сейчас сделаем вывод, какими членами предложения являются существительные, выделенные синим цветом? (работаем по рядам 1ряд - За хлеб, который был нужен

2 ряд - Хлеб-это и рука

3 ряд - А как бывает горько

Михайлов С. у доски Хлеб- солдат...)

- Какова синтаксическая роль имени существительного? (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство) СЛАЙД 14

Зерно в землю упадет

присаживаютя

И росточком прорастет.

Поднимаются и руки вверх поднимают

Солнце будет его жарить,

Пальцы сжимают и разжимают

Дождь сто раз его польет.

Крутятся вокруг

А потом под снегом мерзнуть

Переступать с ноги на ногу.

И под ветром устоять

Наклоны влево-вправо.

Очень трудно хлеб дается

Погрозить ук.пальцем левой, правой руки.

Должен ты об этом знать.

Дотрагиваются рукой головы и круговые движения



-Знакомо ли вам слово хлебороб – на доске? Раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. А кто такой хлебопашец?

“Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”.

-Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки (читает)

Слайд №16 картина завтрак хлебороба

(на группу один текст и один словарь, закладки уже есть и слова на закладке написаны)

“Работа у крестьянина ос…нью заметно убывает; но все же он не остается без дела. В начале осени нужно пахать и боронить поля; потом надо свозить хле.. с п...лей в риги. Свезши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего веч..ра слышатся осенью на гумнах”.

- Что вы заметили в данном отрывке? (непонятные слова)

- В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Давайте найдем их значение по словарю(работа в группах - 4 словаря, на группу по одному слову)

ПОСЛЕ СЛАЙДЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ СЛАЙД 17

- Часто эти устаревшие слова мы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках.

Игра «Кто быстрее» (составить пословицу из карточек с устаревшими словами и пословицы о хлебе) на доску вывешивают

Учитель раздаёт по одному конверту на парту (когда составили, читают).

- У нашего господина ни ржи, ни овина.

- Хоть овин гори, молотильщиков корми.

- Кто ленив с сохой, тому и год плохой.

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Объясните смысл этих пословиц и поговорок.

После СЛАЙД 18 с пословицами

- Почему Лев Успенский называет имя существительное хлебом языка? СЛАЙД 7

-Обратимся к нашему эпиграфу. Докажите верность этого утверждения. (Хлеб -самый важный продукт).

- Для чего нам нужен хлеб? (Для того, чтобы расти сильными и здоровыми).

Хлеб является судьбой страны, судьбой народа. Хлеб - всему голова. Ведь свой день мы начинаем с хлеба и заканчиваем с хлебом. Значит, имя существительное – самая важная часть речи.

Слайд 19

  • Охарактеризуйте свою работу на уроке, используя выражения:

  • Работал спустя рукава

  • Сидел сложа руки

Написать мини-сочинение, используя только имена существительные.


ТОУУ
































Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

Познавательные УУД

1. Извлекать и преобразовывать информацию (составлять схему, графический образец, конструировать по схеме).

2. Анализировать, синтезировать, делать выводы.















Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.













Познавательные УУД

1. Анализировать, обобщать, строить логическое рассуждение.

2. Классифицировать, группировать, устанавливать иерархию по заданным основаниям.






































































































Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ






Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.








© ООО «Баласс», 2012 Страница 1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку "Имена существительные в тексте".

Автор: Черенко Татьяна Валерьевна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок русского языка. Тема: Имя прилагательное. Изменение имени прилагательного по числам и родам. "
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-tiema-imia-prilaghatiel-noie-izmienieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-po-chislam-i-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "201930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429154388"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок-открытие по русскому языку "Разносклоняемые существительные""
    ["seo_title"] => string(67) "urokotkrytiieporusskomuiazykuraznoskloniaiemyiesushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "304271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457693788"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях." "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-propisnaia-bukva-v-sobstviennykh-naimienovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "148126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419589983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства