kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку "Повторение. Имя существительное." 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - урок повторения по разделу "Имя существительное". Для создания благоприятных условий для закрепления знаний - я решила с детьми отправиться в путешествие -  в космос. Детям заранее были даны индивидуальные задания -  кому-то нарисовать рисунки - -как представляют себе инопланетян, кому - то сочинить стихотворение про космос, кто-то разучивал физкультурную зарядкуна тему космоса, а кто-то должен был найти сведения о планете, подготовить выступление и нарисовать её. На уроке планировалось повторить об имени существительном всё, что дети знают: умение определять вид- совершенный, несовершенный, собственное или нарицательное,  умение определять род, число, падеж. Были придуманы разнообразные виды и формы работ, которые дети с удовольствием  выполняли. Плотность урока очень хорошая, темп - быстрый, но дети не утомлялись в процессе выполнения. Маршрутные листы их увлекали, и работать учащимся было интересно. Яркость, контрастность и незабываемость уроку придаёт использование презентации, использование ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Повторение. Имя существительное." 4 класс »

Цели: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи. Совершенствовать умение определять морфологические признаки имени существительного. Способствовать развитию внимания, воображения, устной и письменной речи, памяти, творческого мышления, наблюдательности, расширению кругозора учащихся. Воспитывать гостеприимство, желание вести здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, самостоятельность.

Тип урока: обобщение знаний
Форма урока: путешествие
Оборудование: презентация, компьютер

Ход урока:

Слайд 1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем, Наш урок сейчас начнем

Актуализация знаний Какие словарные слова мы изучали на прошлом уроке? (корреспондент, репортаж) Кто такой корреспондент? Слайд 2 Работа с толковым словарём. Корреспондент – это

Сообщение темы и целей урока. Сегодня я предлагаю вам на уроке побыть корреспондентами, попробуем сделать свой репортаж. Какой раздел мы заканчиваем изучать? (имя существительное) Слайд 3 Что такое имя существительное? (правило) Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься? (повторение по теме «Имя существительное») Каллиграфическая минутка к С м с . Что можете рассказать об этих буквах? (они все согласные, могут обозначать как твёрдые, так и мягкие звуки) Какая из них лишняя? Почему? ( «м» - т.к она звонкая, непарная, «С»- т.к она заглавная) Какая буква повторяется 2 раза? (с) Почему я выбрала две буквы с? Сравните их.( строчная и заглавная). Пропишите их всю строчку: Сс. Пока пишите - подготовьте ответ на мой вопрос: -Что они помогают нам вспомнить по нашей теме урока? (Имена существительные бывают собственными и нарицательными). Приведите примеры. Составьте предложение, в котором все слова будут начинаться на букву «С». Кто затрудняется – запишите 4 слова, где есть буква «С». В предложении подчеркните одной чертой имя существительное, укажите над ним букву «С» -если оно собственное, и букву «Н» если оно нарицательное. Если вы вставите перед одинаковыми согласными – одинаковые гласные, то узнаете, на какую тему будем готовить репортаж. (космос). Слайд 4 Знакомство с новым словарным словом «космос» Работа по толковому словарю. Упражнение «Фоторобот». Назовите особые приметы данного слова. ( имя существительное, нарицательное, 2 слога, первый слог – ударный, неодушевлённое, ед. число, м.р., 2 склонение, И.п, 6 букв, 6 звуков,2 гласные, 4 согласные) Назовите ваши ассоциации к слову «космос» и определите – какими именами существительными являются одушевлёнными или неодушевлёнными. Слайд 5 Упражнение «Кто лишний?». А теперь подумайте, какое слово лишнее. Почему?

Космос, космонавт, ракета, космический.

( «Космический» - т.к. это имя прилагательное, а остальные – существительные, «ракета», т.к. космос, космонавт, космический – родственные)

Что нужно делать, чтобы подготовить репортаж о чём - либо? (отправиться на место события). Что нам нужно для этого? (ракета)

Физминутка. Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи. ип урока: обобщение знаний
Форма урока: игра
Оборудование
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.

Представьте , что наш класс – это ракета. Перед тем, как отправиться в полёт, нам нужно проверить наличие продуктов на борту. Для чего?(мы не знаем, сколько времени займёт наш полёт).

Слайд 6 Информация 12 апреля 1961 года на корабле Восток-1 Юрий Гагарин первый раз в мире совершил полет человека Земли в космическое пространство, длительность которого была 108 минут. Переведите это время в часы и минуты (1 ч 48 минут)

Слайд 7. Через год- 11 августа 1962 году – Андриян Григорьевич Николаев установил рекорд продолжительности полёта – 3 дня 22 часа 25 минут(94 часа 25 минут)

Раньше люди представляли себе еду космонавтов как таблетки, в которых есть всё полезное. Но полёты доказали, что обычную пищу нельзя заменить ничем, но как же космонавт может есть борщ или кашу в невесомости? Ведь всё это будет плавать в воздухе и может попасть не в рот космонавту, а в приборы управления и вывести их из строя. Тогда пищу решили измельчать в пюре и помещать в тюбики, как зубную пасту. А космонавты выдавливали её прямо в рот. Слайд 8

Давайте проверим, что из продуктов питания есть на нашем корабле. Слайд 9 Словарный диктант. (картинный диктант, определить род имён существительных) Молоко, морковь, винегрет, картофель, яблоко, сметана, котлета, компот, яйцо, конфета. А теперь вспомните ещё и сами запишите словарные слова, которые можно съесть в полёте. Взаимопроверка.

Как нужно питаться, чтобы быть здоровыми?

Все готовы к полету? Тогда – в путь! А бортовой компьютер поможет нам в нашем путешествии. Давайте произведем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Полетели! (Звучит «космическая» музыка)

Слайд 10 Бортовой компьютер сообщил, что мы становимся свидетелями очень редкого явления – парада планет.

Информация Пара́д плане́т — астрономическое явление, при котором некоторое количество планет Солнечной системы оказывается по одну сторону от Солнца в небольшом секторе. Малый парад — астрономическое явление, во время которого четыре планеты оказываются по одну сторону от Солнца в небольшом секторе. Большой парад — астрономическое явление, во время которого шесть планет оказываются по одну сторону от Солнца в небольшом секторе. Слайд 11 Работа в парах В данном предложении в выделенных словах определите число им. существительных: Видимые парады планет с участием пяти ярких планет происходят не чаще, чем раз в 18-20 лет, и следующий тесный парад из 5 планет состоится в марте 2022 года.

Давайте вспомним планеты, которые мы знаем:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Работа в группах Записать названия планет в алфавитном порядке и указать их склонение

Проблема: Рассмотрите картинку, что вы видите? Сколько планет насчитали? Почему их изображено 9? (т.к. там изображён Плутон) Слайд 12 С 2006 года Плутон не является планетой. Его классификация изменена на «карликовая планета» Упражнение «Бухгалтер». Записать словосочетание у доски, посчитать количество букв и звуков.

Слайд 13 Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. 
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной, 
С другой — страшный холод и мертвый покой.

В данном тексте определить падеж выделенных слов Первая, самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обойти вокруг Солнца 4 раза.

Слайд 14 Венера - самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов.

Запись предложений на доске. Венера считается красивой и яркой планетой. Поверхность планеты окутали облака.( синтаксический разбор)

Слайд 15 Марс – четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. Посмотрите на эту планету, она отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют красной планетой.

Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво-красного цвета.
Назвали планету в честь бога войны.

Марсиане, где же вы? Все мы — жители Земли. В гости к вам скорей спешим, Познакомиться хотим. Не выходят марсиане, Не хотят позировать. А какими они будут, Будем фантазировать. (детские рисунки)

Слайд 16 Марсиане не вышли к нам познакомиться, показали себя не гостеприимными. А как вы поступаете, когда к вам приходят гости?

Вы видите зашифрованные марсианами слова, давайте их расшифруем.

Слайд 17 Юпитер — царь планет! 
Уж очень он тяжел.
И медленно плывет.
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно!

Подберите однокоренные слова к слову «царь» (царский, царевна, царевич, царство)

Слайд 18 У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос. 
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

Физминутка1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан? Всё в порядке! Раз – присесть, Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать!

Слайд 19  Уран -это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

В данном стихотворении найти антонимы , определить их род,склонение

Уран лежебока и встать ему лень. 
Подняться планете невмочь:
Сорок лет длится там день
И сорок лет – ночь.



Слайд 20 Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

Слайд 21 Разгадать ребусы и просклонять у доски



Слайд 22 Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —  

Ведь другой, похожей, нету!

Что это за планета? (Земля). Правильно! Творческое задание (подготовленный ученик) Слайд 23 Эссе «Обращение к жителям Земли»

Слайд 24 Вот и пришло время возвращаться нам на нашу родную Землю. Все по местам!

Вот вернулись из полета Наши храбрые пилоты. Все присядем мы с дороги, Подведем скорей итоги.

Слайд 25 Рефлексия

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось..

Слайд 26 Домашнее задание Есть предположение, что существует ещё одна планета в нашей Солнечной системе. Пофантазируйте, на что она похожа, что там есть, чем она необычна?

Маршрутный лист ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.Видимые парады планет с участием пяти ярких планет происходят не чаще, чем раз в 18-20 лет, и следующий тесный парад из 5 планет состоится в марте 2022 года.

4.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Первая, самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обойти вокруг Солнца 4 раза.___

7.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Царь ,________________________________________________________________________

10._ Разгадать ребусы и просклонять

_И.п_____________________________________________________________________________Р.п_____________________________________________________________________________Д.п_____________________________________________________________________________В.п_____________________________________________________________________________Т.п_____________________________________________________________________________П.п____________________________________________________________________________

_11. Есть предположение, что существует ещё одна планета в нашей солнечной системе. Пофантазируйте, на что она похожа? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок по русскому языку "Повторение. Имя существительное." 4 класс

Автор: Васютенко Инна Сергеевна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149636

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок русского языка. Тема: Имя прилагательное. Изменение имени прилагательного по числам и родам. "
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-tiema-imia-prilaghatiel-noie-izmienieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-po-chislam-i-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "201930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429154388"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока русского языка. 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "135241"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416891502"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства