kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные способы образования новых слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова и способах         словообразования;  отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора;  воспитывает орфографическую зоркость,словообразовательное чутье, внимание, доброе отношение друг к другу, уважение к традициям русского народа.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные способы образования новых слов »

5 класс. Русский язык.


Тема: Основные способы образования слов:


Цель: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова и способах словообразования;

  • отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора;

  • воспитывать орфографическую зоркость,словообразовательное чутье, внимание, доброе отношение друг к другу, уважение к традициям русского народа.

  • Развивать: память, логическое мышление, речь,способности.


На доске эпиграф: Если знаешь части слова,то напишешь их толково.


  • Тема, цель.

1.Мы продолжаем говорить о словообразовании.

Повторим.

  • Что такое морфемы?

  • Какие способы словообразования знаете?

( приставочный,суффиксальный, приставочно-суффиксальный, аббревиатурный, сложение)

  • а) Разбор предложения. Отвечают 3 человека.


1 ученик. Последний луч солнца еще касается верхушек берез, и старинные купола башен ярко сверкали.

2ученик. Старинные - по составу.( как образовалось,сколько морфем?)

3 ученик. Схема предложения.[- =],[- =]


б) работа по карточкам:


1 ученик. Сделать словообразовательный разбор:

шелковистый

водянистый

землистый

2 ученик. Выписать родственные слова:

носить, переносица, носильщик, поднос, носик, носовой, ноша, носище.

3 ученик. Вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения:

Белоснежные ели м...хали нам своими зелеными лапами.

111.Работа с текстом. Текст «Береза». На каждой парте текст.

Береза.

Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Я понял, что береза -это воистину крестьянское дерево. В ней есть все: и бабий ситцевый платок, и русская печь, и половик, и курочка ряба.

Всматриваешься в березовый лес и вспоминаешь трудовые крестьянские руки, делающие любую тяжелую работу...

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, приподымаются к небу, напоминают девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами,светлоокую, радуют глаз...

Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство. И в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

(По Н.Жукову)


Учитель:

  • О чем этот текст? Какова его тема?

  • А основная мысль?

  • Каков тип речи? Докажите? (описание,? рассуждение?)

  • Какую картину мы видим,читая текст?



Действительно,удивительное дерево - береза! Как много оно значит для русского человека.

1.Подберите однокоренные слова к слову «береза».

( подберезовик, березовый, березняк - способ образования?)

( суффиксальный.) Если изменить слово по падежам?

2. Какова роль словообразования в языке?

  • Сколько абзацев или микротем( этот термин нам пока не знаком, но скоро мы узнаем его) в тексте?

  • Объясните постановку знаков препинания в первом абзаце текста.



1У. Запись на обороте доски.

Загадка.

Слово делится на части.

Ах,какое это счастье!.

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей.

( Морфема)


  • Из каких частей состоит слово? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

  • Какой у них общий признак? ( Значимые части слова)

  • Что значит значимые части слова?(Главные при образовании)

  • Чем отличается от других морфем. Окончание?

Составте слово по окончанию: (ет) — глагол наст. времени,

3 л., ед. ч., 1 спр. - рисует .

(ый)- прилаг.,м.р., ед.ч., им.п. -березовый.


У. Составте схемы этих слов..

-березки

-пряменькие

-проносятся.




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

( на доске высвечивается)


Здравствуй, мир! Это я

А вокруг страна моя.

Солнце в небесах горит,

А у ног земля лежит!

Там леса,и тут поля,

Здесь друзья и здесь друзья!

Я легко к земле нагнусь,

К каждой травке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь,

По округе проберусь

Стал я бодрый и веселый,

Здравствуй же,родная школа,

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй мир!

Проснулся я!.




У1. Еще какие способы образования слов вы знаете? ( Сложение основ.)


1.Специалист по разведению садов. Садовод.

2.Русская народная игра-пляска. Хоровод.

3.Локомотив с паровым двигателем. Паровоз.

У11.Сложение букв.(аббревиатурный способ)

ТОГУ- Тихоокеанский государственный университет.

ДПС- Дорожно-постовая служба.

Вывод: какие способы образования слов вам запомнились?


Домашнее задание .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Основные способы образования новых слов

Автор: Глотова Галина Петровна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке" "
    ["seo_title"] => string(74) "plan-konspiekt-uroka-osnovnyie-sposoby-obrazovaniia-slov-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "152639"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420889233"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Основные способы образования новых слов в русском языке "
    ["seo_title"] => string(60) "osnovnyie-sposoby-obrazovaniia-novykh-slov-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "131789"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416229817"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Основные способы образования слов в русском языке. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(53) "osnovnyiesposobyobrazovaniiaslovvrusskomiazykie6klass"
    ["file_id"] => string(6) "277560"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452935834"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokaosnovnyiesposobyobrazovaniiaslovvrusskomiazykie6klass"
    ["file_id"] => string(6) "277562"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452935935"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Словообразование. Основные способы образования слов. "
    ["seo_title"] => string(53) "slovoobrazovaniie-osnovnyie-sposoby-obrazovaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "151643"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420728552"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства