Данный урок помогает обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова и способах словообразования; отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора; воспитывает орфографическую зоркость,словообразовательное чутье, внимание, доброе отношение друг к другу, уважение к традициям русского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3 ученик. Вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения:
Белоснежные ели м...хали нам своими зелеными лапами.
111.Работа с текстом. Текст «Береза». На каждой парте текст.
Береза.
Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Я понял, что береза -это воистину крестьянское дерево. В ней есть все: и бабий ситцевый платок, и русская печь, и половик, и курочка ряба.
Всматриваешься в березовый лес и вспоминаешь трудовые крестьянские руки, делающие любую тяжелую работу...
А молодые березки, тоненькие, пряменькие, приподымаются к небу, напоминают девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами,светлоокую, радуют глаз...
Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство. И в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
(По Н.Жукову)
Учитель:
О чем этот текст? Какова его тема?
А основная мысль?
Каков тип речи? Докажите? (описание,? рассуждение?)
Какую картину мы видим,читая текст?
Действительно,удивительное дерево - береза! Как много оно значит для русского человека.
1.Подберите однокоренные слова к слову «береза».
( подберезовик, березовый, березняк - способ образования?)
( суффиксальный.) Если изменить слово по падежам?
2. Какова роль словообразования в языке?
Сколько абзацев или микротем( этот термин нам пока не знаком, но скоро мы узнаем его) в тексте?
Объясните постановку знаков препинания в первом абзаце текста.
1У. Запись на обороте доски.
Загадка.
Слово делится на части.
Ах,какое это счастье!.
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.
( Морфема)
Из каких частей состоит слово? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
Какой у них общий признак? ( Значимые части слова)
Что значит значимые части слова?(Главные при образовании)
Чем отличается от других морфем. Окончание?
Составте слово по окончанию: (ет) — глагол наст. времени,
3 л., ед. ч., 1 спр. - рисует .
(ый)- прилаг.,м.р., ед.ч., им.п. -березовый.
У. Составте схемы этих слов..
-березки
-пряменькие
-проносятся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
( на доске высвечивается)
Здравствуй, мир! Это я
А вокруг страна моя.
Солнце в небесах горит,
А у ног земля лежит!
Там леса,и тут поля,
Здесь друзья и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе проберусь
Стал я бодрый и веселый,
Здравствуй же,родная школа,
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй мир!
Проснулся я!.
У1. Еще какие способы образования слов вы знаете? ( Сложение основ.)
1.Специалист по разведению садов. Садовод.
2.Русская народная игра-пляска. Хоровод.
3.Локомотив с паровым двигателем. Паровоз.
У11.Сложение букв.(аббревиатурный способ)
ТОГУ- Тихоокеанский государственный университет.
ДПС- Дорожно-постовая служба.
Вывод: какие способы образования слов вам запомнились?