Организация повторения изученного об имени существительном в игровой форме
Организация повторения изученного об имени существительном в игровой форме
Постоянное совершенствование учебного процесса, поиск новых форм и методов обучения языку и использование их в сочетании с традиционными — вот чем характеризуется деятельность учителя на современном этапе. Как известно, целью обучения языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков. В ходе таких уроков решается целый комплекс задач:
? расширяются знания школьников об изучаемых языковых средствах, формируется потребность в их практическом использовании;
? создаются предпосылки для активного участия в решении учебных заданий, обсуждении различных проблем;
? воспитывается интерес и уважение к предмету; желание самостоятельно пополнять свои знания и повышать культуру речи;
? развиваются интеллектуальные и познавательные способности, ценностные ориентации, чувства и эмоции учеников.
Результативности каждого урока можно достичь, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных задач, можно судить о прочности его знаний.
Предлагаю конспект подобного занятия, на котором повторялись и закреплялись знания и умения учащихся по теме «Имя существительное». Тема эта очень важная в курсе русского языка. Организуя ее повторение, целесообразно предусмотреть работу над общим смысловым значением изученной части речи, ее грамматическими признаками и синтаксической ролью, над орфографическим материалом данной темы, над особенностями использования слов данной части речи при построении высказываний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация повторения изученного об имени существительном в игровой форме »
САМ ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ
Организация повторения изученного об имени существительном в игровой форме
Цели урока: повторить общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль имени существительного, изученные орфографические правила; совершенствовать умения распознавать имена существительные, правильно употреблять их в устной и письменной речи, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их воображение и фантазию.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды презентации; толковый словарь; учебник русского языка для 6 класса.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учащихся, ознакомление с целями и задачами урока.
Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное космическое путешествие на планету Имя Существительное вместе со сказочным героем Незнайкой и друзьями.
Однажды утром Незнайка проснулся и увидел у себя на подоконнике белый конверт, на котором были надписи: в левом вернем углу — «Дорогому другу Незнайке из Цветочного города. Планета Земля» в правом нижнем углу — «Друзья с планеты Имя Существительное». «Как оно здесь очутилось? — подумал Незнайка. — Удивительно, что с таким оформлением оно дошло до меня. Почта, конечно же, никогда бы мне его не доставила». Он осторожно взял конверт и распечатал его. Это оказалось послание от его друзей, которым срочно требовалась помощь. (Демонстрируется слайд.)
Дарагой друк!
На нашу планету напал страшный дракон. Мы вынуждены спасаца бегством когда нибудь мы фстретимся памаги нам Незнайка.
Твои друзья.
Можно ли сразу понять, о чем идет речь в письме (Нет. В тексте письма много ошибок, что затрудняет понимание его содержания.)
В сказочной истории Незнайка все-таки получил письмо. А дошло бы послание с подобным оформлением в реальной жизни?
Чего ему недостает? Как следует правильно оформлять конверт?
Отредактируйте текст и помогите Незнайке прочитать письмо.
После редактирования учащиеся сверяют с правильным вариантом, который демонстрируется на следующем слайде.
Дорогой друг!
На нашу планету напал страшный дракон. Мы вынуждены спасаться бегством. Когда-нибудь мы встретимся. Помоги нам, Незнайка!
Твои друзья.
Учитель. Узнав о такой беде. Незнайка решил вместе с другими коротышками из Цветочного города построить ракету и отправиться в путь, чтобы спасти друзей. Давайте и мы поможем Незнайке в этом нелёгком и опасном путешествии. Вы должны вспомнить все, что узнали и чему научились, работая над темой «Имя существительное». Чтобы не заблудиться на пути к планете, мы должны повторить всё, что знаем об этой части речи. А поможет нам в этом карт звёздного неба.
Итак, отправляемся в путь! Желаю удачи!
II. Работа над темой урока.
1. Воспроизведение сведений о существительном
Демонстрируется слайд, на котором изображена наподобие солнечной, система имени существительного. «Планетами» этой системы являются различные категории этой части речи: собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род (мужской женский, средний, общий), число (единственное, множественное), склонение (первое, второе, третье; разносклоняемые, несклоняемые). Учащиеся отвечают на вопросы.
Что такое имя существительное?
Как изменяется существительное?
Как называют изменение существительных по падежам? (Склонением.) Приведите примеры.
Какова синтаксическая роль существительного в предложении?
2.Совершенствование учебно-языковых умений.
Различение собственных и нарицательных существительных.
Учитель. Незнайке предстоит очень трудная дорога. Кого же из коротышек он взял себе в помощь? Об этом вы узнаете из данного текста. Прочитайте его, спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
Жил в этом доме охотник (П,п)улька. У него была маленькая собака (Б.б)улька и ещё было ружьё которое стреляло пробками. Жил художник (Т,т)юбик, музыкант (Г,г)усля и другие малыши (Т,т)оропыжка, (В,в)орчун, (М.м)олчун, (П,п)ончик, (С.с)иропчик.
Над какими существительными вы работали, раскрывая скобки? (Над собственными именами существительными.)
Чем различаются собственные и нарицательные имена существительные?(Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов, а нарицательные — это общее название для всех однородных предметов и явлений.)
А есть ли разница в их написании?(Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.)
Запишите имена друзей Незнайки в алфавитном порядке.(Демонстрируется слайд, на котором слова расположены в произвольном порядке.)
Учитель. Незнайка и его команда готовы к старту космического корабля. Выбрать правильную дорогу в галактике и двигаться по ней им помогут ваши правильные ответы, но прежде, чем отправиться в путь, давайте выясним по толковому словарю значение некоторых слов.
Что обозначает слово галактика? (Галактика — гигантская звездная система.)
Какие галактики различают? (Нашу Галактику, то есть ту, к которой принадлежит Солнце, и другие галактики.)
Как следует писать это слово в каждом случае? (В первом случае оно пишется с большой буквы, а во втором — с маленькой.)
О какой галактике идет речь на уроке? (О той, что принадлежит к другим галактикам.)
Определение синтаксической роли существительного в предложении.
Учащиеся записывают примеры, подчеркивают имена существительные как члены предложения.
В одном сказочном городе жили коротышки.
Незнайка целыми днями слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал.
Коротышки из Цветочного города — герои фантастического рассказа.
Шпунтик придумал сварить специальный суп-пюре.
Различение существительных, принадлежащих к определенному роду и числу.
Выполняются несколько заданий. Вначале учащиеся находят в каждом ряду «лишнее» слово. (Демонстрируется слайд.)
Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
Дебри, игры, прения, шахматы.
Затем работают в группах: 1-я группа — расставляет ударение в данных словах; 2-я группа — пишет распределительный диктант (записывает слова в такой последовательности: существительные мужского, женского, среднего, общего рода); 3-я группа — выписывает существительные, которые употребляются только в единственном числе.
Слова для работы демонстрируются с помощью слайда.
Затем учащиеся записывают данные словосочетания, ставя существительные в нужной форме.
Пять (килограммы) (яблоки, помидоры); новая пара (носки, чулки); повышение квалификации (маляры, доктора, столяры); родной язык (болгары, татары, грузины).
Учитель. После длительного путешествия Незнайка и его друзья наконец приземлились на планете и решили немного размяться. Давайте отдохнём вместе с ними и сделаем физпаузу под песенку, которую сочинил поэт Цветик.
Выходите по порядку,
Становитесь на зарядку.
Начинай с зарядки день,
Разгоняй движеньем лень.
Определение типа склонения имен существительных.
Учитель. А теперь мы вместе с Незнайкой должны найти логово дракона. К его пещере ведут три дороги. (Демонстрируется слайд, на котором изображены стрелки, направленные в разные стороны.)
По первому пути пойдёшь — друзей потеряешь, по второму пути пойдёшь — сам пропадёшь, по третьему пути пойдёшь — дракона найдёшь.
—Чтобы определить дорогу, ведущую в пещеру, вы должны правильно выполнить задание. К какому склонению относятся данные имена существительные? Выпишите существительные 3-го склонения.
Имена, дрожью, врачом, темя, кофе, (в) степи, (на) пальто, кружка, (у) дороги, фильм, (на) просторе, такси, концерт,тушь, степью, (в) программе.
Закрепление правил правописания по теме «Имя существительное».
Учитель. Вы одолеете страшное чудовище в том случае, если правильно выполните такие задания.
1-я группа. Записать слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначить орфограммы.
3-я группа. Графически обозначить условия выбора правильного написания слов; подобрать и записать свои примеры устойчивых выражений.
Кто врем…н...м не дорожит, у того всегда убытки. Сила лошад... познаёт(?)ся в пути, сер(?)це человека — стечением врем...н…. Птица рада весн..., а дитя — матер.... Не о лице думай, думай об им...н….
Как называются существительные, заканчивающиеся на -мя? (Разносклоняемые.)
В чём заключаются особенности их склонения? (У существительных на -мя в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ен-(-ён-).)
3. Совершенствование умений употреблять существительные в речи.
Чтение, дополнение исходного текста.
Учитель. Вот отважные путешественники повергли страшное чудовище, теперь жители планеты Имя Существительное свободны. Пора возвращаться домой. А в это время жители Цветочного города с нетерпением ждали своих героев и готовились к встрече: Знайка испытывал новый воздушный шар, а Цветик сочинял стихи, посвящённые отважным друзьям, услышав которые, коротышки закричали: «Какой чудесный экспромт!» Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Незнайка на Луне» и продолжим работу.
Что такое экспромт?Как вы понимаете значение этого слова? Проверьте свое толкование этого слова по словарю. (Экспромт — речь, музыкальное или литературное произведение, созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.)
А как коротышки объясняют значение этого слова? («Тяп-ляп — и готово».)
Попробуйте закончить экспромт Цветика.
Воздушный шар, объятый паром,
Поднялся в воздух он недаром,
Похож на жаркую комету.
Незнайка, друг, ...
Как заканчивался экспромт Цветика в мультфильме. («Незнайки нету».)
Какую речевую ошибку допустил мальчик? (Мальчик употребил неправильную форму слова — «нету» по-русски надо говорить «нет».)
Составление высказывания по прочитанном; тексту.
Учитель. Наконец Незнайка и его друзья вернулись на родную землю. Вот как описывается этот момент. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
Красное солнышко ласково пригревало его своими лучами, свежий ветерок шевелил его волосы, словно глади; его по голове. И Незнайке казалось, будто какое-то огромное чувство переполняет его грудь. Он не знал, как называется это чувство, но знал, что оно хорошее и что лучше его на свете нет. Он прижимался грудью к земле, словно к родному, близкому существу, и чувствовал, как силы снова возвращаются к нему.
Вот такой коротышка был этот Незнайка.
Как называется чувство, которое испытывает Незнайка?
Несколько ответов учащихся заслушиваются в классе. Обращается внимание на то, какие существительные использовали авторы выступлений при описании чувства героя, насколько уместным и правильным было это использование.
Составление диалога на предложенную тему.
Учитель. А теперь нам осталось выполнить последнее задание, чтобы дать возможность Незнайке рассказать жителям Цветочного города о своих приключениях. Сначала прослушайте диалог из мультфильма.
- Ну вот, братцы, и всё. А теперь можно снова отправляться куда-нибудь в путешествие.
- Нет, ты всё-таки неисправим, Незнайка.
- Да это очень хорошо, что я неисправим, если я буду исправим, вся наша интересная жизнь сразу станет неинтересной.
Поработайте в парах и составьте диалог на тему «Как сделать нашу жизнь интересной?».
III.Подведение итогов урока.
Учитель. Вот и подошло к концу наше необычное космическое путешествие. Мы помогли Незнайке победить страшного дракона и выручить друзей.
Какую тему мы повторили?
По каким признакам можно отличить существительное от других частей речи?
Какие правила правописания связаны с этой темой?
Было ли вам интересно помогать Незнайке?
Какие задания вызвали затруднения?
Что вам особенно запомнилось?
Закончите письменно данные предложения «Мне было интересно, потому, что...», «Я помогал Незнайке, чтобы...».
IV. Домашнее задание.
Для всех — написать мини сочинение о дружбе «Друг в беде не бросит», выделить изученные орфограммы.
По желанию — нарисовать иллюстрации к теме урока, придумать и записать свой рассказ о путешествии Незнайки.