2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы. | Слушают. Отвечают на вопросы учителя, проговаривают тему и цель урока. | Предлагает прослушать стихотворение. | - Послушайте отрывок из стихотворения В. Остена «Дорога». Дорога Подумайте только, как много Значений у слова дорога. Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне… Подумайте только, как много Значений у слова дорога. - О чем говорится в стихотворении? - А сколько лексических значений имеет здесь слово дорога? - Какие еще значения этого слова вы знаете? ( При ответе на вопрос можно воспользоваться толковым словарем). - Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова). - Чему мы должны сегодня научиться? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать ответы одноклассников (коммуникативные УУД); объяснять языковые явления (познавательное УУД). |
3.Введение нового знания. | Записывают словосочетания, определяют их значения. | Организует совместное открытие нового знания. | Вопросы: - Какой кистью нельзя рисовать? - Какой иглой не сошьешь рубашку? - В каком магазине ничего не купишь? - Одно или несколько значений имеют выделенные слова? - Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность. (Например, кисть винограда, малярная кисть, кисть руки; иглы ели, игла для шитья, Адмиралтейская игла; купить в магазине, барабанный магазин). - При затруднении можно обратиться к толковому словарю. | Уметь оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме (коммуникативное УУД); извлекать необходимую информацию из словаря (регулятивное УУД). |
5.Динамическая пауза. | Проводят физминутку. | Организует проведение динамической паузы. | - Давайте немного отдохнем. Буратино потянулся, Встал на ножки, повернулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Видно ключ он не нашел. Чтобы ключ ему достать, Надо на носочки встать. - Случайно ли мы выбрали такую физминутку? -Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей). -Что искал Буратино? (Ключ). - Это слово однозначное или многозначное? Докажите. | Установка на здоровый образ жизни (личностное УУД). |
6.Контроль. | Знакомятся со статьей учебника. Выбирают задание: - выполняют упражнение; - работают в парах по составлению карточек. Отвечают на вопросы; выбирают тест по уровню сложности, работают по предложенному заданию. Составляют и записывают словосочетания. Выполняют самостоятельную работу. | Организует правильное выполнение задания. | I.Чтение правила по учебнику (С. 137). II.Для закрепления темы даются разные по степени сложности задания. Их выполнение предполагает самостоятельный выбор учащихся. - Сформулируйте задание классу, предложите пути его решения. Выполним работу в парах (на карточке). афиша велосипед груша однозначные шишка многозначные арена колокольчик золото иголки стол III. - Вспомним правила составления теста: - Предлагаю вам тесты двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе. - В тесте №1 уже имеются вопросы и есть часть ответа, вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ. - В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать. - Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи! ( Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках). Тест №1 1) Подчеркни однозначное слово. Груша, корень, лисичка …………. 2) Подчеркни многозначное слово. Матрос, шарф, спорт ………. 3) Отметь +, многозначные слова: - имеют одно значение; - имеют много значений; - имеют одинаковые корни. 4) Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь + . - однокоренные; - однозначные; - многозначные. Тест №2 1)Подчеркни многозначное слово. ----------------------------------- 2)Подчеркни однозначное слово. ----------------------------------- 3)Составь словарную статью, показав в ней многозначность слова базар. ----------------------------------- -Проверим, что получилось. IV. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте по два словосочетания, чтобы доказать многозначность этих слов (форму слова можно менять). V. Итоговое грамматическое задание для самостоятельной работы. - Закончите предложения: Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………. (лексика); Смысл, который подразумевает говорящий при произнесениислова, называется……….. (лексическим значением); Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются……….. (однозначными); Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются………… (многозначными). | Уметь планировать свои действия в соответствии с заданием; осуществлять действия по реализации плана (регулятивные УУД).
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений (познавательные УУД).
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения (коммуникативные УУД). Объяснять свою точку зрения; уважать чужое мнение (личностные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме (коммуникативное УУД). |
7.Итог урока. | Слушают загадку, отвечают на вопрос. | Читает загадку, задает итоговый вопрос. | - Отгадайте загадку.
Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня.
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (Свет) - Какое это слово по значению? Докажите. (Свет огня, свет солнца, объехать весь свет). | Уметь ориентироваться в системе полученных знаний (познавательное УУД). |
8.Рефлексия. | Производят саморефлексию. | Стимулирует саморефлексию учащихся. | - Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные). - Выполнили ли мы её? - Оцените, пожалуйста, свою работу на сегодняшнем уроке по данным критериям: 5 б. | Чувствовал себя комфортно, тема интересная, работал без ошибок. | 4 б. | Мне было уютно, тему освоил, но 1-2 ошибки все же допустил. | 3 б. | Я не до конца осмыслил предложенный материал, допускал много ошибок. | 2 б. | Тема меня не затронула, поэтому я и не пытался ее понять. | - Поставьте количество баллов на полях в тетради. | Умение сверять свои действия с целью; давать оценку своей деятельности (регулятивные УУД). |