kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Однозначные и многозначные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по теме "Однозначные и многозначные слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Однозначные и многозначные слова»

Технологическая карта урока


Тема

Однозначные и многозначные слова.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Класс

5

Цель учителя

Создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение однозначных и многозначных слов.

Цель учащегося

Научиться определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, исходя из контекста; уметь отличать слова однозначные и многозначные.

Планируемые результаты

Личностные:

Планировать и выполнять поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.

Предметные:

Знать определение понятий «однозначные и многозначные слова», уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.



Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный этап

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Приветствует учащихся, создает психологический настрой.

Друзья мои, я очень рада 
Войти в приветливый наш класс. 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 

Принимать учебную ситуацию (регулятивное УУД).

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы.

Слушают.





Отвечают на вопросы учителя, проговаривают тему и цель урока.

Предлагает прослушать стихотворение.

- Послушайте отрывок из стихотворения В. Остена «Дорога».

Дорога

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне…

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

- О чем говорится в стихотворении?

- А сколько лексических значений имеет здесь слово дорога?

- Какие еще значения этого слова вы знаете? ( При ответе на вопрос можно воспользоваться толковым словарем).

- Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова).

- Чему мы должны сегодня научиться?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать ответы одноклассников (коммуникативные УУД); объяснять языковые явления (познавательное УУД).


3.Введение нового знания.

Записывают словосочетания, определяют их значения.

Организует совместное открытие нового знания.

Вопросы:

- Какой кистью нельзя рисовать?

- Какой иглой не сошьешь рубашку?

- В каком магазине ничего не купишь?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

(Например, кисть винограда, малярная кисть, кисть руки; иглы ели, игла для шитья, Адмиралтейская игла; купить в магазине, барабанный магазин).

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.


Уметь оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме (коммуникативное УУД); извлекать необходимую информацию из словаря (регулятивное УУД).

4.Первичное закрепление.

Записывают в тетрадь угаданные слова.

Организует правильное выполнение задания.

Игра « Узнай слова»
1.Большая тарелка; вкусная еда (блюдо); 
2.Шкаф для одежды; вся одежда человека (гардероб); 
3.Боковая пристройка здания; орган для полета у птиц (крыло); 
4.Небольшая костистая рыба; щетка для мытья посуды (ерш); 
5.Дробленое зерно; снег в виде мелких зерен ( крупа). 

-Какие слова мы записали? Почему?

Умение отличать новое от уже известного (познавательное УУД).

5.Динамическая пауза.

Проводят физминутку.

Организует проведение динамической паузы.

- Давайте немного отдохнем.

Буратино потянулся,

Встал на ножки, повернулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключ он не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?

-Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей).

-Что искал Буратино? (Ключ).

- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.


Установка на здоровый образ жизни (личностное УУД).

6.Контроль.

Знакомятся со статьей учебника.



Выбирают задание:

- выполняют упражнение;

- работают в парах по составлению карточек.








Отвечают на вопросы; выбирают тест по уровню сложности, работают по предложенному заданию.





























Составляют и записывают словосочетания.

Выполняют самостоятельную работу.


Организует правильное выполнение задания.

I.Чтение правила по учебнику (С. 137).

II.Для закрепления темы даются разные по степени сложности задания. Их выполнение предполагает самостоятельный выбор учащихся.

  • ) Выполнение упражнения 332 (по заданию) или

  • ) Работа по опорным схемам.

- Сформулируйте задание классу, предложите пути его решения. Выполним работу в парах (на карточке).


афиша

велосипед

груша

однозначные шишка многозначные арена

колокольчик

золото

иголки

стол

III. - Вспомним правила составления теста:

  • ) Определить тему.

  • ) Поставить вопрос.

  • ) Подобрать слова для ответа.


- Предлагаю вам тесты двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.

- В тесте №1 уже имеются вопросы и есть часть ответа, вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.

- В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.

- Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!

( Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).


Тест №1

1) Подчеркни однозначное слово.

Груша, корень, лисичка ………….

2) Подчеркни многозначное слово.

Матрос, шарф, спорт ……….

3) Отметь +, многозначные слова:

- имеют одно значение;

- имеют много значений;

- имеют одинаковые корни.

4) Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь + .

- однокоренные;

- однозначные;

- многозначные.

Тест №2

1)Подчеркни многозначное слово.

-----------------------------------

2)Подчеркни однозначное слово.

-----------------------------------

3)Составь словарную статью, показав в ней многозначность слова базар.

-----------------------------------

-Проверим, что получилось.


IV. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте по два словосочетания, чтобы доказать многозначность этих слов (форму слова можно менять).

V. Итоговое  грамматическое  задание для самостоятельной работы.

- Закончите  предложения: 

  • Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучаются  значения  слов, называется…………. (лексика);

  • Смысл,  который  подразумевает  говорящий  при произнесениислова,   называется……….. (лексическим  значением);

  • Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются……….. (однозначными);

  • Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются………… (многозначными).

Уметь планировать свои действия в соответствии с заданием; осуществлять действия по реализации плана (регулятивные УУД).



Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи;

выстраивать логическую цепь рассуждений (познавательные УУД).



Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения (коммуникативные УУД).

Объяснять свою точку зрения;

уважать чужое мнение (личностные УУД).














Уметь оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме (коммуникативное УУД).


7.Итог урока.

Слушают загадку, отвечают на вопрос.

Читает загадку, задает итоговый вопрос.

- Отгадайте загадку.

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня.

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной. (Свет)
- Какое это слово по значению? Докажите. (Свет огня, свет солнца, объехать весь свет).

Уметь ориентироваться в системе полученных знаний (познавательное УУД).

8.Рефлексия.

Производят саморефлексию.

Стимулирует саморефлексию учащихся.







- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Выполнили ли мы её?

- Оцените, пожалуйста, свою работу на сегодняшнем уроке по данным критериям:


5 б.

Чувствовал себя комфортно, тема интересная, работал без ошибок.

4 б.

Мне было уютно, тему освоил, но 1-2 ошибки все же допустил.

3 б.

Я не до конца осмыслил предложенный материал, допускал много ошибок.

2 б.

Тема меня не затронула, поэтому я и не пытался ее понять.

- Поставьте количество баллов на полях в тетради.

Умение сверять свои действия с целью; давать оценку своей деятельности (регулятивные УУД).

9.Домашнее задание.

Записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости.

Объясняет домашнее задание.

Упражнения 334,335 (по выбору учащихся).






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Однозначные и многозначные слова

Автор: Чернявская Анна Николаевна

Дата: 22.11.2017

Номер свидетельства: 440157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова."
    ["seo_title"] => string(80) "odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "308825"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458669386"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Однозначные и многозначные слова."
    ["seo_title"] => string(39) "odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova_1"
    ["file_id"] => string(6) "447979"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515134060"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "117942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961988"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тест по теме "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(53) "tiest_po_tiemie_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "362509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1480083976"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  на тему "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "124264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414669850"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства