kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Однозначные и многозначные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сообщения новых знаний.Познакомить  учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова.
Развивать навык сравнения  значения  слова в словаре и тексте.
Выяснить причины появления у слов нескольких значений.
Учить  пользоваться  толковыми словарями.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«однозначные и многозн. слова»

Урок русского языка во 2-м классе учителя начальных классов Новиковой И.П.

по теме "Однозначные и многозначные слова"

Тип урока:  Урок сообщения  новых  знаний.

Цели  и задачи урока:

- познакомить  учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;
- развивать навык сравнения  значения  слова в словаре и тексте;
- выяснить причины появления у слов нескольких значений;
- учить  пользоваться  толковыми словарями;  
- воспитывать любовь  к русскому языку, культуру  речи  и письма.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, м/медийная презентация, интер.  доска.

План  урока.

1. Организационный момент.                           1 мин.
2. Минутка каллиграфии.                                    2 мин.
3. Словарная работа.                                        7-10 мин.
4. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.                7-8 мин.
5. Работа в тетради.                                          10мин
6. Музыкальная физ.минутка.                           1мин.
7. Закрепление.                                                    7-8 мин.
9. Итог урока.                                                       1мин.   

Конспект  урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?   

- Начинаем урок русского языка.

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

Слайд 1

«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

(Правильно и красиво говорить, …)

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

II. Минутка каллиграфии.

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои
пальчики.

Будем пальчики считать!
1,2,3,4,5.
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

(Обратить внимание на правильность посадки).

- Написание каких букв мы будем сегодня повторять?

( с в)_________________________________

- Из каких элементов они состоят, на что обратить внимание?

III. Словарная  работа.

- Отгадайте загадки, напишите отгадки.  2 и 3

1.

Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была. 

(сорока)

2.

Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.

(воробей)

3.

Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)

4.

Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.

(ворона)

5.

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?...

(карандаш)        

6.

Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук.          

(ручка)

(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.)

- А проверим написание словарных слов с помощью интерактивной доски.

(Слайд для интер. доски)

(На интерактивной доске )

с_р_ка,  в_р_бей, с_л_вей,  в_р_на,  к_р_ндаш, ру_ка.

-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему?

( ручка и карандаш)

IV. Работа над новой темой.

1. Постановка проблемного  вопроса.    М/медиа

- Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними,
и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова.

Из первого—кисть, ключ, корень.
Из второго – пирог, портфель, терем.
Опять  задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?

(Выслушиваются версии)

Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.
А сейчас прослушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор мамы с дочкой».

(Чтение стихотворения из учебника «Русский язык 2 кл» с 27)

- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?
- А мама?..
- Откройте толковые словари с.168 и прочтите лексическое значение слова теплота.
- Прочтите лексическое значение слова терем.
- Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?
- Как вы думаете, как называются слова с одним значением?
- ….а с двумя и более?

(однозначные, многозначные)

- Теперь помогите  мне  назвать тему урока.

Тема: Слова многозначные и однозначные.

2. Работа с учебником.

  --Откройте учебники на с.28 и прочитайте рубрику «Тайны языка»
Работа с упр.1 (устно)

--Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом?
(По назначению, по форме)
--Какие это слова?  (Многозначные).

3. Работа в тетради.

  Упр. 2 письменно с комментированием.

V. Музыкальная физ. минутка.                                      
    (под песню «Буратино»)

VI. Закрепление.

- О ком была физкультминутка? Что было у Буратино? 
(ключ) 
- Какое это слово, мы можем ответить сразу?
- Кто может помочь?

(Наш друг толковый словарь с.161-162) 
(Чтение в словаре статьи о ключе)

- А теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.

- Почему слова не живут вместе?

(одни многозначные, другие однозначные)

- А в какой домик пойдут жить наши друзья?                                                                                
(в разные, ручка к многозначным, карандаш к однозначным)
- Докажите свой ответ.                                       

- Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.

- Тетерь давайте вернёмся к нашему эпиграфу. 
Найдите в нём многозначные слова.

(ключ, язык)

- Приведите еще примеры многозначных слов и запишите их в тетрадь.

VII. Итог урока.

- Что понравилось на уроке?
- Что вызывало затруднение?



Просмотр содержимого презентации
«Однозначные и многозначные слова 2 класс»

Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком, Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.  (С. Данилов)

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком,

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

(С. Данилов)

12 февраля.  Классная работа. в с

12 февраля.

Классная работа.

в с

Птичка-невеличка  хочет сделать шажок,  получается прыжок. в . р . бей Трели, песни разлились  среди листьев и ветвей.  Как прекрасно твоё пенье, голосистый … Как сажа черна, Как сметана бела, Люблю всем в лесу рассказать, где была. с . л . вей С . р . ка

Птичка-невеличка хочет сделать шажок, получается прыжок.

в . р . бей

Трели, песни разлились среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пенье, голосистый …

Как сажа черна,

Как сметана бела,

Люблю всем в лесу

рассказать, где была.

с . л . вей

С . р . ка

Если ты его отточишь,  нарисуешь все что хочешь  солнце, море, горы, пляж,  Что же это?...   Я могу любое слово  на бумаге написать,  помогу тебе задачки  очень трудные решать.  Не забудь меня, мой друг.  Без меня ты как без рук.  к . р . ндаш Очень умная птица,  Не сова и не синица,  Она песен не поёт,  Всем советы раздаёт ру . ка В . р . на

Если ты его отточишь, нарисуешь все что хочешь солнце, море, горы, пляж, Что же это?...

Я могу любое слово на бумаге написать, помогу тебе задачки очень трудные решать. Не забудь меня, мой друг. Без меня ты как без рук.

к . р . ндаш

Очень умная птица, Не сова и не синица, Она песен не поёт, Всем советы раздаёт

ру . ка

В . р . на

с_р_ка,  в_р_бей,  с_л_вей,  в_р_на,   к_р_ндаш, ру_ка.

с_р_ка,  в_р_бей,

с_л_вей,  в_р_на, 

к_р_ндаш, ру_ка.

Голова Терем Пирог Портфель Ключ Кисть Корень Ветка

Голова

Терем

Пирог

Портфель

Ключ

Кисть

Корень

Ветка

Тема урока:  «Однозначные и многозначные слова»

Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»

Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик. Многозначные слова имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; человек  идет , пароход  идет , письма  идут , часы  идут ; «В море суши полоса называется « коса », а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса . У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?»

Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик.

Многозначные слова имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; человек идет , пароход идет , письма идут , часы идут ;

«В море суши полоса называется « коса », а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса . У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?»

Физминутка.

Физминутка.

Терем Голова Пирог Портфель Ветка Корень Ключ Кисть

Терем

Голова

Пирог

Портфель

Ветка

Корень

Ключ

Кисть

Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком, Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.  (С. Данилов)

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком,

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

(С. Данилов)

Игра «Найди пару»  (предметам в левой колонке найдите пару в правой колонке) Ура!!!

Игра «Найди пару»

(предметам в левой колонке найдите пару в правой колонке)

Ура!!!

Игра «Отгадай слово» Что это? О А К Л Г И

Игра «Отгадай слово»

Что это?

О

А

К

Л

Г

И

Игра «Отгадай слово» Что делает? Д Ё Т И

Игра «Отгадай слово»

Что делает?

Д

Ё

Т

И

Что нового мы узнали сегодня? Чтобы знания были впрок,  Давайте кратко повторим урок!  - Какие слова мы называем однозначными?  - Какие слова мы называем многозначными?  - Где мы можем узнать значение слова?

Что нового мы узнали сегодня?

Чтобы знания были впрок, Давайте кратко повторим урок! - Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными? - Где мы можем узнать значение слова?

Что я могу и что знаю?

Что я могу и что знаю?

  • - могу объяснять значение слова
  • - знаю, что такое однозначные и многозначные слова, чем они отличаются друг от друга
  • - знаю, к каким источникам могу обратиться, если возникнут затруднения в определении значения слова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Однозначные и многозначные слова

Автор: Новикова Ирина Петровна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова."
    ["seo_title"] => string(80) "odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "308825"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458669386"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Однозначные и многозначные слова."
    ["seo_title"] => string(39) "odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova_1"
    ["file_id"] => string(6) "447979"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515134060"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "117942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961988"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тест по теме "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(53) "tiest_po_tiemie_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "362509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1480083976"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока Однозначные и многозначные слова"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "377572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484061007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства