kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Однозначные и многозначные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель темы

Задачи

Углубить представление о лексическом значении слова; уметь различать однозначные и многозначные слова; формировать умения практического использования словарей

Научить различать однозначные и многозначные слова;

Развивать навыки самостоятельной работы;

Развивать устную речь учащихся при обобщении и закреплении

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Выбирать значение многозначности слова, соответствующее ситуации;

Пользоваться толковым словарём

Личностные: личностное осознание поставленных целей и задач урока.

Регулятивные: совместное целеполагание, планирование урока, выработка способов действия

Познавательные: расширение и углубление знаний по лексике; актуализация и закрепление знаний о однозначных и многозначных словах. Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно формулировать свои мысли.

Основные понятия

Однозначные и многозначные слова, их стилистическая роль, словарь.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Интерактивные методики

Ресурсы

изобразительное искусство, информатика и ИКТ, литература

Работа со словарями.

Работа в парах и в группах.

Работа с интерактивной доской.

“1, 2, 3, 4 все  вместе ”

“Карусель”

“Дерево познания”

-Учебник.

- Интерактивная доска.

- Раздаточный материал.

- Презентация по теме “Однозначные и многозначные слова”.





 

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Однозначные и многозначные»

Тема

Однозначные и многозначные слова

Цель темы

 

Задачи

Углубить представление о лексическом значении слова; уметь различать однозначные и многозначные слова; формировать умения практического использования словарей

Научить различать однозначные и многозначные слова;

Развивать навыки самостоятельной работы;

Развивать устную речь учащихся при обобщении и закреплении

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Выбирать значение многозначности слова, соответствующее ситуации;

Пользоваться толковым словарём

Личностные: личностное осознание поставленных целей и задач урока.

Регулятивные: совместное целеполагание, планирование урока, выработка способов действия

Познавательные: расширение и углубление знаний по лексике; актуализация и закрепление знаний о однозначных и многозначных словах. Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно формулировать свои мысли.

Основные понятия

Однозначные и многозначные слова, их стилистическая роль, словарь.


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Интерактивные методики

Ресурсы

изобразительное искусство, информатика и ИКТ, литература

Работа со словарями.

Работа в парах и в группах.

Работа с интерактивной доской.

“1, 2, 3, 4 все вместе ”

“Карусель”

“Дерево познания”

-Учебник.

- Интерактивная доска.

- Раздаточный материал.

- Презентация по теме “Однозначные и многозначные слова”.



Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап “Организационно-мотивационный”

Делаю запуск энергизатора, который снимает напряжение, располагает к работе, заряжает участников положительными эмоциями.

Провожу игру со словами; сопоставительный анализ слов, ответы на вопросы: Что объединяет эти слова с точки зрения лексического значения? Чем записанные слова различаются?

Слайд №2-6

Совместно с учащимися формулируем цели и задачи.


Через анализ языкового материала формулируют, цели и задачи урока

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи; умение сопоставлять, выявлять сходства и отличия

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли; комментировать и аргументировать свои наблюдения

Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания

2-й этап “Актуализация знаний”

Организую воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся: интерактивный метод “1,2,4 - вместе” учащимся предлагается информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки, где происходит совместное обговаривание информации на полученных карточках

Схематизация материала

Слайд №7


Находят информацию на карточках,

навык самостоятельной парной и групповой работы

схематизация материала

Осуществляют актуализацию полученных знаний

классифицируют речевой материал, применяют полученные знания на практике.

Самостоятельно распределяют учебный материал

Взаимопроверка. Самоконтроль правильности выполнения заданий.

Осуществляют самоконтроль, находить возможные ошибки и исправлять их

3-й этап “Творческое применение и добывание знаний”

Организую:

вариативную парную работу

интерактивный метод “Карусель” учащиеся размещаются в два круга лицом к друг другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, после чего учащиеся внешнего круга перемещаются пот кругу к следующему партнёру (закрепление понятий однозначное и многозначное слово).

Слайд №8

Организует групповую работу, связанную с пониманием лексического значения многозначных слов (рисуем “словесное древо”) с опорой на словарь.


Используют загадки, применяя полученные знания об однозначности и многозначности отгаданных слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют выбранные слова

Смысловое чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысловое чтение

Опознают и правильно интонируют загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют дерево многозначных или однозначных слов, участвуют в обсуждении задания в группе

Взаимодействие в парной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие в группе, умение находить общее решение, владение устной речью.

Рефлексия своих действий.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Принимать и осуществлять учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

4-й этап “Контроль, коррекция, оценка”

Организую контроль (Тестовые задания).


 

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнений

 

 

Выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению

Осуществляют итоговый контроль по результату

5-й этап “Рефлексия деятельности”

Организую этап рефлексии “Дерево познания”

Слайд №12


Выбирают предметы (листья, цветы, плоды) для оценки урока и своей деятельности

Осуществляют самооценку своих действий и уровня своих знаний

Коллективная работа

Самостоятельно выбирают определение для оценки урока

Самооценка, рефлексия.

Формирования положительной самооценку, уважительного отношения к мнению других.















МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РК

ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ № 75













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



«Однозначные и многозначные слова»









Учительница русского языка

и литературы: Шойынбаева А.К

































































5 класс.

«Однозначные и многозначные слова».

Урок разработан учителем   русского языка и литературы Ряполовой Оксаной Александровной.

Стаж работы – 22 года

Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология:  исследовательская деятельность.

Цель: создание условий для совершенствования  умения различать однозначные и многозначные слова через развитие исследовательских компетенций.

Задачи:

  • создать условия обучающимся для осознания самих себя как движущую силу своего научения, своей способности к преодолению препятствий и к самокоррекции;

  • развивать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения однозначных и многозначных слов;

  • формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный  проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник русского языка Л.М.Рыбченковой, «Толковый словарь» С.И.Ожегова.

Ход урока.

  1. Вступление. Слайд 1.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами будем проводить лингвистические  исследования. Девизом нашего урока станет следующее четверостишие.

Слайд 2 (стихотворение – девиз урока)

- В стране родного языка

Не всё известно нам пока.

Но мы исследовать начнём

И сами до всего дойдём.

Слайд 3 (исследование)

- А что означает слово исследование?

(поиск новых знаний,  процесс изучения чего-либо, научный процесс)

- А как называют человека, занимающегося исследовательской деятельностью?

Слайд 4 (исследователь)

- И так, сегодня  вы будете не просто учениками, а исследователями. Вам предстоит провести лингвистические исследования,  объектами которых будут слова. Подготовьте свои тетради для предстоящей работы, запишите  сегодняшнее число.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Теперь давайте подготовим себя к новым открытиям.

Слайд 4 (исследование, исследователь)

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них?    Почему вы считаете их родственными?   Приведите примеры слов, которые будут являться родственными этим словам.

- Запишите в тетрадях слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ и выполните его морфемный разбор.

- Теперь проверим правильность выполнения разбора. Кто представит  нам свою работу у доски?(ученик выходит к доске) Сравните свою работу с разбором слова на доске.

 (Ученик выполняет разбор слова  на доске на слайде интерактивной доски.)

- Благодаря какой морфеме образовалось слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? Какую функцию выполняет суффикс -тель-? Приведите примеры слов с этим суффиксом.

- Ребята, вы сказали, что слова исследование и исследователь являются родственными. Дайте определение родственных слов.

- А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

- Конечно, толковый словарь является незаменимым помощником  при изучении родного языка и пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.

3. Открытие нового знания.

1) Наблюдения за словами и их лексическими значениями.

А теперь мы приступим к лингвистическим исследованиям, объектами которых будут слова и их лексические значения.

Слайд 5 (объект исследования – слово и его лексическое значение)

- Сейчас мы проведём учебный эксперимент. Для него мне понадобятся  художники. Кто  у нас в классе умеет рисовать быстро и красиво? Я выдаю нашим художникам одинаковые листы. На листах напечатано слово ЛУК. Пожалуйста, изобразите то, что это слово  означает, чтобы мы без словаря смогли понять его лексическое значение.

( на доске записываю слово ЛУК)

- Пока наши художники рисуют, мы с вами понаблюдаем за другим словом. Это слово ЗЕБРА.

- Я вчера двум ученикам задала индивидуальное домашнее задание  –  найти материал о зебре и записать в тетрадь несколько предложений, используя это слово. Давайте проверим, как  ребята выполнили задание. Прочитайте нам свои предложения.

( на доске записываю слово ЗЕБРА)

1-й ученик читает предложения о зебре-животном. (Зебры обитают в Восточной Африке. Питаются зебры травой, иногда листьями и корой. Весит зебра около трёхсот пятидесяти килограммов.)

2-й ученик читает предложения о пешеходной зебре. (Зебра – это вид дорожной разметки, которая обозначает пешеходный переход. В нашей стране пешеходная зебра появилась в 1953 году.)

Слайд 6 (зебры)

- Как вы думаете, ребята, почему получились сообщения о разных зебрах?

(у слова зебра 2 лексических значения, а я их не уточняла для каждого из учеников)

- А теперь вернёмся к слову ЛУК и посмотрим, что изобразили нам наши художники.

(Ребята показывают разные картинки.)

Почему картинки разные?

Проведём ещё один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки.

- Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?

- А какое ещё лексическое значение есть у слова РУЧКА?

- Запишите в тетрадях словосочетания со словом РУЧКА так, чтобы было понятно значение этого слова.

( на доске записываю слово РУЧКА)

- Давайте проверим, что вы записали. (шариковая ручка, дверная ручка, детская ручка)

2)Подведение учащихся к формулированию выводов.

- Мы провели наблюдения за словами ЛУК, ЗЕБРА, РУЧКА. Чем удивили нас эти слова? Что у них общего? Приведите свои примеры слов, у которых несколько лексических значений.

- И так, у этих слов несколько лексических значений. А как вы думаете, все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений?

Слайд 7 (картинки, иллюстрирующие однозначные слова)

- В русском языке есть и такие слова, которые имеют только одно лексическое значение. На слайде вы видите картинки, иллюстрирующие такие слова. Назовите их. Приведите теперь свои примеры слов, имеющих только одно лексическое значение.

(записываю в  другой столбик однозначные слова)

На доске примерная запись:

                Слова

Лук                                  Морковь

Зебра                              Пальто

Ручка                             Карандаш

много значений          одно значение

- А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений.

3. Формулирование учащимися выводов.

4. Подтверждение полученных выводов.

- Вы рассуждали и  сделали вывод. Слайд 8  (вывод)

 Давайте проверим его правильность. Что нам в этом поможет?  (учебник)

- Откройте учебники на странице 72 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.

(ученик читает правило вслух)

- Оцените правильность вашего вывода, сделанного в ходе исследования слов и их значений.

5. Толковый словарь.

Слайд 9 (вопрос)

- Как же нам удаётся понять, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?

Слайд 10 (ответ: помогает контекст)

- Где можно найти все значения многозначных слов?

Слайд 11  (толковый словарь)

- Разные значения одного слова помещаются в одну словарную статью толкового словаря. Цифрами  в словарной статье выделяются отдельные значения многозначных слов. На слайде вы видите пример такой словарной статьи для многозначного слова КОЛОКОЛЬЧИК.  Сколько лексических значений у этого слова?

- «Чемпионами» по многозначности можно назвать глаголы. У глагола идтинапример, словарь отмечает более 25 значений, у глагола ставить – 19!

6.Физминутка. 

4. Закрепление изученного.

1. Распределение слов по группам – работа в парах.

Слайд 12  (Проверь себя!)

- Теперь вам предстоит применить свои новые знания при выполнении следующего задания.

Распределите слова на две группы: однозначные и многозначные. Те, кто сидит на 1-ом варианте, выпишут в тетради однозначные слова, а те, кто сидит на 2-ом варианте, будут выписывать многозначные слова. По окончанию работы обменяйтесь тетрадями  и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.

   Кисть, арбуз, мышь, осень, тетрадь, пальто, золотой, лисички, компьютер, труба.

Слайд 13 (ответы к заданию)

2. Упражнение «Допиши стихотворение».

- А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть поэтами и дописать стихотворение.

Слайд 14  (стих с пропущенными словами)

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь …?

А в ответ колоски шелестят:

- … руки растят.

- К сожалению, в нём «потерялись»  некоторые слова. Вам нужно подобрать и вставить «потерявшиеся» слова на свои места.

- Справились с заданием? Давайте проверим, что у вас получилось.

- Какие значения у слова ЗОЛОТОЙ в этом стихотворении?

(золотая рожь – спелая, золотые руки – трудолюбивые, умелые)

-Давайте запишем разные словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ и покажем, что это многозначное слово.

(Во время работы на доске проводим орфографическое комментирование)

(золотое сердце – доброе

золотая голова – умная

золотой работник – нужный, хороший

золотая осень – жёлтая

золотой малыш – дорогой)

- Молодцы, показали много значений слова ЗОЛОТОЙ. Интересно, а сколько их у этого слова в толковом словаре? Давайте узнаем!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Однозначные и многозначные

Автор: Шойынбаева Акерке Курманбаевна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тест по теме "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(53) "tiest_po_tiemie_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "362509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1480083976"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "6 класс  Русская речь "Лексика. Значение слова. Многозначные слова"."
    ["seo_title"] => string(63) "6klassrusskaiariechlieksikaznachieniieslovamnoghoznachnyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "285513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454177381"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Лексика. Значение слова. Многозначные слова. "
    ["seo_title"] => string(48) "lieksika-znachieniie-slova-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "156647"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421468709"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова."
    ["seo_title"] => string(80) "odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "308825"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458669386"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка в 10 классе "Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_10_klasse_slovo_i_ego_znachenie_odnoznachnost_i"
    ["file_id"] => string(6) "601956"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646930294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства