Углубить представление о лексическом значении слова; уметь различать однозначные и многозначные слова; формировать умения практического использования словарей
Научить различать однозначные и многозначные слова;
Развивать навыки самостоятельной работы;
Развивать устную речь учащихся при обобщении и закреплении
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
Выбирать значение многозначности слова, соответствующее ситуации;
Пользоваться толковым словарём
Личностные: личностное осознание поставленных целей и задач урока.
Регулятивные: совместное целеполагание, планирование урока, выработка способов действия
Познавательные: расширение и углубление знаний по лексике; актуализация и закрепление знаний о однозначных и многозначных словах. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно формулировать свои мысли.
Основные понятия
Однозначные и многозначные слова, их стилистическая роль, словарь.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Интерактивные методики
Ресурсы
изобразительное искусство, информатика и ИКТ, литература
Работа со словарями.
Работа в парах и в группах.
Работа с интерактивной доской.
“1, 2, 3, 4 все вместе ”
“Карусель”
“Дерево познания”
-Учебник.
- Интерактивная доска.
- Раздаточный материал.
- Презентация по теме “Однозначные и многозначные слова”.
Этапы уроков
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Однозначные и многозначные»
Тема
Однозначные и многозначные слова
Цель темы
Задачи
Углубить представление о лексическом значении слова; уметь различать однозначные и многозначные слова; формировать умения практического использования словарей
Научить различать однозначные и многозначные слова;
Развивать навыки самостоятельной работы;
Развивать устную речь учащихся при обобщении и закреплении
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
Выбирать значение многозначности слова, соответствующее ситуации;
Пользоваться толковым словарём
Личностные: личностное осознание поставленных целей и задач урока.
Регулятивные: совместное целеполагание, планирование урока, выработка способов действия
Познавательные: расширение и углубление знаний по лексике; актуализация и закрепление знаний о однозначных и многозначных словах. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно формулировать свои мысли.
Основные понятия
Однозначные и многозначные слова, их стилистическая роль, словарь.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Интерактивные методики
Ресурсы
изобразительное искусство, информатика и ИКТ, литература
Работа со словарями.
Работа в парах и в группах.
Работа с интерактивной доской.
“1, 2, 3, 4 все вместе ”
“Карусель”
“Дерево познания”
-Учебник.
- Интерактивная доска.
- Раздаточный материал.
- Презентация по теме “Однозначные и многозначные слова”.
Этапы уроков
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1-й этап “Организационно-мотивационный”
Делаю запуск энергизатора, который снимает напряжение, располагает к работе, заряжает участников положительными эмоциями.
Провожу игру со словами; сопоставительный анализ слов, ответы на вопросы: Что объединяет эти слова с точки зрения лексического значения? Чем записанные слова различаются?
Слайд №2-6
Совместно с учащимися формулируем цели и задачи.
Через анализ языкового материала формулируют, цели и задачи урока
Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи; умение сопоставлять, выявлять сходства и отличия
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
Слушать собеседника, строить высказывания,
полно и ясно выражать свои мысли; комментировать и аргументировать свои наблюдения
Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности
Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания
2-й этап “Актуализация знаний”
Организую воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся: интерактивный метод “1,2,4 - вместе” учащимся предлагается информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки, где происходит совместное обговаривание информации на полученных карточках
Схематизация материала
Слайд №7
Находят информацию на карточках,
навык самостоятельной парной и групповой работы
схематизация материала
Осуществляют актуализацию полученных знаний
классифицируют речевой материал, применяют полученные знания на практике.
Самостоятельно распределяют учебный материал
Взаимопроверка. Самоконтроль правильности выполнения заданий.
Осуществляют самоконтроль, находить возможные ошибки и исправлять их
3-й этап “Творческое применение и добывание знаний”
Организую:
вариативную парную работу
интерактивный метод “Карусель” учащиеся размещаются в два круга лицом к друг другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, после чего учащиеся внешнего круга перемещаются пот кругу к следующему партнёру (закрепление понятий однозначное и многозначное слово).
Слайд №8
Организует групповую работу, связанную с пониманием лексического значения многозначных слов (рисуем “словесное древо”) с опорой на словарь.
Используют загадки, применяя полученные знания об однозначности и многозначности отгаданных слов
Анализируют выбранные слова
Смысловое чтение
Смысловое чтение
Опознают и правильно интонируют загадки
Рисуют дерево многозначных или однозначных слов, участвуют в обсуждении задания в группе
Взаимодействие в парной работе
Взаимодействие в группе, умение находить общее решение, владение устной речью.
Рефлексия своих действий.
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль
Принимать и осуществлять учебную задачу
Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.
4-й этап “Контроль, коррекция, оценка”
Организую контроль (Тестовые задания).
Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнений
Выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению
Осуществляют итоговый контроль по результату
5-й этап “Рефлексия деятельности”
Организую этап рефлексии “Дерево познания”
Слайд №12
Выбирают предметы (листья, цветы, плоды) для оценки урока и своей деятельности
Осуществляют самооценку своих действий и уровня своих знаний
Коллективная работа
Самостоятельно выбирают определение для оценки урока
Самооценка, рефлексия.
Формирования положительной самооценку, уважительного отношения к мнению других.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РК
ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ № 75
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Однозначные и многозначные слова»
Учительница русского языка
и литературы: Шойынбаева А.К
5 класс.
«Однозначные и многозначные слова».
Урок разработан учителем русского языка и литературы Ряполовой Оксаной Александровной.
Стаж работы – 22 года
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология: исследовательская деятельность.
Цель: создание условий для совершенствования умения различать однозначные и многозначные слова через развитие исследовательских компетенций.
Задачи:
создать условия обучающимся для осознания самих себя как движущую силу своего научения, своей способности к преодолению препятствий и к самокоррекции;
развивать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения однозначных и многозначных слов;
формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник русского языка Л.М.Рыбченковой, «Толковый словарь» С.И.Ожегова.
Ход урока.
Вступление. Слайд 1.
- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами будем проводить лингвистические исследования. Девизом нашего урока станет следующее четверостишие.
Слайд 2 (стихотворение – девиз урока)
- В стране родного языка
Не всё известно нам пока.
Но мы исследовать начнём
И сами до всего дойдём.
Слайд 3 (исследование)
- А что означает слово исследование?
(поиск новых знаний, процесс изучения чего-либо, научный процесс)
- А как называют человека, занимающегося исследовательской деятельностью?
Слайд 4 (исследователь)
- И так, сегодня вы будете не просто учениками, а исследователями. Вам предстоит провести лингвистические исследования, объектами которых будут слова. Подготовьте свои тетради для предстоящей работы, запишите сегодняшнее число.
Актуализация опорных знаний учащихся.
- Теперь давайте подготовим себя к новым открытиям.
Слайд 4 (исследование, исследователь)
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? Почему вы считаете их родственными? Приведите примеры слов, которые будут являться родственными этим словам.
- Запишите в тетрадях слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ и выполните его морфемный разбор.
- Теперь проверим правильность выполнения разбора. Кто представит нам свою работу у доски?(ученик выходит к доске) Сравните свою работу с разбором слова на доске.
(Ученик выполняет разбор слова на доске на слайде интерактивной доски.)
- Благодаря какой морфеме образовалось слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? Какую функцию выполняет суффикс -тель-? Приведите примеры слов с этим суффиксом.
- Ребята, вы сказали, что слова исследование и исследователь являются родственными. Дайте определение родственных слов.
- А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?
- Конечно, толковый словарь является незаменимым помощником при изучении родного языка и пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.
3. Открытие нового знания.
1) Наблюдения за словами и их лексическими значениями.
- А теперь мы приступим к лингвистическим исследованиям, объектами которых будут слова и их лексические значения.
Слайд 5 (объект исследования – слово и его лексическое значение)
- Сейчас мы проведём учебный эксперимент. Для него мне понадобятся художники. Кто у нас в классе умеет рисовать быстро и красиво? Я выдаю нашим художникам одинаковые листы. На листах напечатано слово ЛУК. Пожалуйста, изобразите то, что это слово означает, чтобы мы без словаря смогли понять его лексическое значение.
( на доске записываю слово ЛУК)
- Пока наши художники рисуют, мы с вами понаблюдаем за другим словом. Это слово ЗЕБРА.
- Я вчера двум ученикам задала индивидуальное домашнее задание – найти материал о зебре и записать в тетрадь несколько предложений, используя это слово. Давайте проверим, как ребята выполнили задание. Прочитайте нам свои предложения.
( на доске записываю слово ЗЕБРА)
1-й ученик читает предложения о зебре-животном. (Зебры обитают в Восточной Африке. Питаются зебры травой, иногда листьями и корой. Весит зебра около трёхсот пятидесяти килограммов.)
2-й ученик читает предложения о пешеходной зебре. (Зебра – это вид дорожной разметки, которая обозначает пешеходный переход. В нашей стране пешеходная зебра появилась в 1953 году.)
Слайд 6 (зебры)
- Как вы думаете, ребята, почему получились сообщения о разных зебрах?
(у слова зебра 2 лексических значения, а я их не уточняла для каждого из учеников)
- А теперь вернёмся к слову ЛУК и посмотрим, что изобразили нам наши художники.
(Ребята показывают разные картинки.)
- Почему картинки разные?
- Проведём ещё один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки.
- Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?
- А какое ещё лексическое значение есть у слова РУЧКА?
- Запишите в тетрадях словосочетания со словом РУЧКА так, чтобы было понятно значение этого слова.
( на доске записываю слово РУЧКА)
- Давайте проверим, что вы записали. (шариковая ручка, дверная ручка, детская ручка)
2)Подведение учащихся к формулированию выводов.
- Мы провели наблюдения за словами ЛУК, ЗЕБРА, РУЧКА. Чем удивили нас эти слова? Что у них общего? Приведите свои примеры слов, у которых несколько лексических значений.
- И так, у этих слов несколько лексических значений. А как вы думаете, все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений?
- В русском языке есть и такие слова, которые имеют только одно лексическое значение. На слайде вы видите картинки, иллюстрирующие такие слова. Назовите их. Приведите теперь свои примеры слов, имеющих только одно лексическое значение.
(записываю в другой столбик однозначные слова)
На доске примерная запись:
Слова
Лук Морковь
Зебра Пальто
Ручка Карандаш
много значений одно значение
- А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений.
3. Формулирование учащимися выводов.
4. Подтверждение полученных выводов.
- Вы рассуждали и сделали вывод. Слайд 8 (вывод)
Давайте проверим его правильность. Что нам в этом поможет? (учебник)
- Откройте учебники на странице 72 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.
(ученик читает правило вслух)
- Оцените правильность вашего вывода, сделанного в ходе исследования слов и их значений.
5. Толковый словарь.
Слайд 9 (вопрос)
- Как же нам удаётся понять, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?
Слайд 10 (ответ: помогает контекст)
- Где можно найти все значения многозначных слов?
Слайд 11 (толковый словарь)
- Разные значения одного слова помещаются в одну словарную статью толкового словаря. Цифрами в словарной статье выделяются отдельные значения многозначных слов. На слайде вы видите пример такой словарной статьи для многозначного слова КОЛОКОЛЬЧИК. Сколько лексических значений у этого слова?
- «Чемпионами» по многозначности можно назвать глаголы. У глагола идти, например, словарь отмечает более 25 значений, у глагола ставить – 19!
6.Физминутка.
4. Закрепление изученного.
1. Распределение слов по группам – работа в парах.
Слайд 12 (Проверь себя!)
- Теперь вам предстоит применить свои новые знания при выполнении следующего задания.
- Распределите слова на две группы: однозначные и многозначные. Те, кто сидит на 1-ом варианте, выпишут в тетради однозначные слова, а те, кто сидит на 2-ом варианте, будут выписывать многозначные слова. По окончанию работы обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.