1. Ор. момент (3 мин.) Эмоциональный настрой «Говорим красиво!» - минутка говорения | Слова учителя. 1.Слово только оболочка, Плёнка, звук пустой, но в нём Бьётся розовая точка, Странным светится огнём. А. Тарковский. Осознание услышанного, ответы на вопросы. | Предлагается послушать и устно рассказать, на какие размышления наводят строки Арсения Тарковского. Презентация (слайд 3) | Для создания условий для развития речи учащихся, обогащения словарного запаса в начале каждого урока организуются минутки говорения. Дети слушают эмоциональную речь учителя, обычно сопровождаемую музыкой, затем делают небольшие выступления по теме (3-5 предложений). Важно, что выступают только по желанию. Регулярное проведение минутки говорения способствует тому, что дети постепенно начинают говорить свободнее, начинают слышать речь других, стараются более точно подбирать слова для выступления. |
2. Объяснение нового материала. (10 мин.) 1) Предъявление 2) Разъяснение осознание | 2. Что за шутки? Говорят, На быках Мосты стоят! Вот он, мост, Под ним река – Ни единого быка!.. НЕ пойму я ничего: Утонули, что ли? Или все до одного Убежали в поле От нелегкого труда? Ну а мост на чем тогда? Учитель : А. Шибаев. - Вы уже знаете, что если я в самом начале урока не называю вам новую тему, то вам самим придётся провести своё исследование и сказать мне о том, что мы будем изучать сегодня на уроке. - Почему участники диалога не могут понять друг друга? (В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» - «животное» и «бык» - «опора моста», а из контекста неясно, что оно обозначает) - Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово. Задание для учащихся: учитывая лексическое значение слова изобразить, нарисовать предмет: 1 ряд – айсберг 2 ряд – гребень 3 ряд – шляпка Ученики взаимодействуют в парах, обсуждают и создают рисунки заданных предметов. Учащиеся сравнивают рисунки, сопоставляя их друг с другом. В ходе этой работы происходит анализ представленных на рисунки предметов – выделение в них общего и различного. Учащиеся путем сравнения приходят к обобщению, что предмет может в себя включать только одно понятие (айсберг) или несколько значений.(шляпка, гребень). - А теперь давайте посмотрим и сравним. | Презентация (слайд 4) Учитель читает стихотворение, занимательный текст А. Шибаева и предлагает подумать какое отношение он имеет к теме урока. С этими заданиями школьники работают в течение всего урока, на котором поочередно представлены стадии объединения пар и групп Создаются следующие пары. ЛП – ПП ЛП – ЛП ПП – ПП (ЛП – развитое левое полушарие, ПП – развитое правое полушарие) Слайд 5,6 На второй стадии работа проводится в тройках. | На данном этапе урока материал подбирался таким образом, чтобы в работу могли активно включиться как «левополушарные», так и «правополушарные» дети. Учитывая особенность восприятия «правополушарных» я стараюсь использовать наглядность в виде рисунков, картин, ярких цветовых пятен. Поэтому всё ,что проговаривается на уроке, находит своё отражение в презентации. Для «правополушарных» очень важно самим воспроизводить образы, поэтому даётся такое задание. «Левополушарным» легче работать со словом, составлять словосочетания, предложения. В групповой работе «правополушарные» дополняют «левополушарных», т.е. взаимодействуя друг с другом лучше усваивают новый материал. При этом групповая работа помогает развивать коммуникативные навыки . Группы сформированы в зависимости от особенностей латерального фенотипа. На данной стадии дается задание на ассоциативное мышление. . Каждый этап урока продублирован в презентации. |
3) Запоминание | Задание: составить под каждым рисунком словосочетание и предложение на основе образа-картинки. Например: 1 ряд - огромный айсберг На нас двигался огромный айсберг 2 ряд – шляпка гриба; соломенная шляпка. 3 ряд – гребень горы; гребень петуха. Учитель: Попробуйте ответить на вопрос - Сколько лексических значений могут иметь слова? (Некоторые слова имеют только одно значение, другие слова имеют несколько значений.) Работа с учебником с. 136-137 Чтение теоретического материала | На третьей стадии школьники работают в четвёрках. Слайд 7 Знакомство с новым понятием «однозначные и многозначные слова» | Логическое и ассоциативное мышление работает параллельно. |
4) Воспроизведение | Задание: найти в толковом словаре значение слов 1 ряд – озимь 2 ряд – реять 3 ряд - алмазный Учитель: - Почему эти слова являются многозначными? (имеют несколько значений) - Что объединяет эти значения? (сходство) - Все эти значения расположены в одной или разных словарных статьях? (В одной словарной статье) - Сделайте вывод, какие слова мы называем многозначными? Работа с учебником с.137 | Слайд 8,9 На четвёртой стадии учащиеся работают в группах по 5 человек, проводят наблюдение за многозначными словами в толковом словаре . Определяют по какому признаку объединяются слова в словарной статье (по признаку сходства значений, а также расположение значений в одной словарной статье.) Учащиеся делают вывод и читают теоретический материал на с.137 | ЛП) Поскольку в учебниках по русскому языку новый материал предлагается изучать преимущественно индуктивно (от частного к общему), то можно использовать учебное пособие. (ПП) Опора на наглядность при изучении темы в учебнике на с. 136 помогает ребятам лучше усваивать материал. |
4.Закрепление изученного материала (25 мин.) | Выполнение упражнения 332 с.138 Учитель: - Сначала рассмотрите рисунки, потом прочитайте текст, затем снова возвратитесь к рисункам. - О каком полотне говорится в отрывке из стихотворения «Дорожная» С.А. Васильева Лучами красит солнышко стальное полотно. Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно. Учитель: - Какие слова помогают нам раскрыть значение слова «полотно»? (смотрю в окно) - Какое ещё бывает полотно? (полотно ткани, шёлковое, льняное полотно) - Что общего в значениях этого слова, форма предмета или характер действия? (Форма предмета) (Стальное полотно, железнодорожное полотно, шёлковое полотно, и т. д). Упражнение № 335 Учитель: - Ребята, обратите внимание на то, что на этих рисунках в шуточной форме обыграно неправильное употребление многозначных слов. Нам необходимо эти ошибки исправить. На своих листочках вы схематично нарисуйте, как должно быть правильно, а мы потом проверим. А под рисунками напишите соответствующее предложение из упражнения №335. Учитель : - А сейчас мы немного поиграем, а заодно посмотрим, как вы усвоили новый материал. | Слайд 11 Учащиеся вновь обращаются к рисункам. Далее учащиеся по заданию учебника составляют и записывают словосочетания или предложения со словом полотно в разных значениях. Слайд 12 Данное задание рассматривается по аналогии с предыдущим: сначала рассматриваются рисунки, затем следует чтение предложений, потом вновь возвращение к рисункам. Слайды 13 | (ПП) Типу психической деятельности таких учащихся соответствуют нестандартные уроки, игровые моменты на них. |
5.Задание на дом (2-3 мин) | 1. Придумать 2-3 предложения неправильного употребления значения многозначного слова и записать их в тетрадь. 2. Нарисовать 2-3 рисунка с неправильным употребление многозначности слова (подобно упр.335), составить предложения соответствующие картинкам и записать в тетрадь. 3. Выучить правило на стр.137. (Всем!) 4. Составить мини сообщение на тему: «Однозначные и многозначные слова» | Слайд 14 | Домашнее задание учащимся предлагалось выполнить по выбору. Дифференцированное задание позволяет каждому ребёнку «праволушарному» или «левополушарному» выбрать для себя задание, которое будет ему интересно выполнять. |