kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Однозначные и многозначные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторения сведений о словах,известных учащимся из начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Однозначные и многозначные слова.»


Урок 5 класс ФГОС


Конспект урока русского языка в рамках ФГОС ООО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3

Метус В.В.


Тема: Однозначные и многозначные слова.

Цель урока: повторить сведения о словах, известные уч-ся из начальной школы; создать условия для развития речи учащихся; обогащения словарного запаса, обучить навыкам публичного выступления.

Задачи:

- обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

- развивающие: развивать внимание, логику рассуждения

- воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.


Планируемые результаты:

  • личностные: формировать интерес к русскому языку

  • метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

  • предметные:знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Тип урока:изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная

Оборудование:учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, индивидуальные карточки.





Этапы урока

Ход урока.


Методы комментарий.

Двуполушарный подход

1. Ор. момент

(3 мин.)


Эмоциональный настрой

«Говорим красиво!» - минутка говорения


Слова учителя.

1.Слово только оболочка,

Плёнка, звук пустой, но в нём

Бьётся розовая точка,

Странным светится огнём.

А. Тарковский.

Осознание услышанного, ответы на вопросы.





Предлагается послушать и устно рассказать, на какие размышления наводят строки Арсения Тарковского.

Презентация (слайд 3)

Для создания условий для развития речи учащихся, обогащения словарного запаса в начале каждого урока организуются минутки говорения. Дети слушают эмоциональную речь учителя, обычно сопровождаемую музыкой, затем делают небольшие выступления по теме (3-5 предложений). Важно, что выступают только по желанию. Регулярное проведение минутки говорения способствует тому, что дети постепенно начинают говорить свободнее, начинают слышать речь других, стараются более точно подбирать слова для выступления.

2. Объяснение нового материала.

(10 мин.)

1) Предъявление



























2) Разъяснение осознание










2. Что за шутки?

Говорят,

На быках

Мосты стоят!

Вот он, мост,

Под ним река –

Ни единого быка!..

НЕ пойму я ничего:

Утонули, что ли?

Или все до одного

Убежали в поле

От нелегкого труда?

Ну а мост на чем тогда?

Учитель : А. Шибаев.

- Вы уже знаете, что если я в самом начале урока не называю вам новую тему, то вам самим придётся провести своё исследование и сказать мне о том, что мы будем изучать сегодня на уроке.

- Почему участники диалога не могут понять друг друга?

(В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» - «животное» и «бык» - «опора моста», а из контекста неясно, что оно обозначает)

- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос:

сколько лексических значений имеет слово.




Задание для учащихся: учитывая лексическое значение слова изобразить, нарисовать предмет:

1 ряд – айсберг

2 ряд – гребень

3 ряд – шляпка






Ученики взаимодействуют в парах, обсуждают и создают рисунки заданных предметов.

Учащиеся сравнивают рисунки, сопоставляя их друг с другом. В ходе этой работы происходит анализ представленных на рисунки предметов – выделение в них общего и различного. Учащиеся путем сравнения приходят к обобщению, что предмет может в себя включать только одно понятие (айсберг) или несколько значений.(шляпка, гребень).


- А теперь давайте посмотрим и сравним.



Презентация (слайд 4)

Учитель читает стихотворение,

занимательный текст А. Шибаева и предлагает подумать какое отношение он имеет к теме урока.


























С этими заданиями школьники работают в течение всего урока, на котором поочередно представлены стадии объединения пар и групп Создаются следующие пары.


  1. ЛП – ПП

  2. ЛП – ЛП

  3. ПП – ПП

(ЛП – развитое левое полушарие, ПП – развитое правое полушарие)



Слайд 5,6

На второй стадии работа проводится в тройках.

На данном этапе урока материал подбирался таким образом, чтобы в работу могли активно включиться как «левополушарные», так и «правополушарные» дети.

Учитывая особенность восприятия «правополушарных» я стараюсь использовать наглядность в виде рисунков, картин, ярких цветовых пятен. Поэтому всё ,что проговаривается на уроке, находит своё отражение в презентации.












Для «правополушарных» очень важно самим воспроизводить образы, поэтому даётся такое задание.

«Левополушарным» легче работать со словом, составлять словосочетания, предложения. В групповой работе «правополушарные» дополняют «левополушарных», т.е. взаимодействуя друг с другом лучше усваивают новый материал. При этом групповая работа помогает развивать коммуникативные навыки .

Группы сформированы в зависимости от особенностей латерального фенотипа. На данной стадии дается задание на ассоциативное мышление. .

Каждый этап урока продублирован в презентации.


3) Запоминание

Задание: составить под каждым рисунком словосочетание и предложение на основе образа-картинки.

Например: 1 ряд - огромный айсберг

На нас двигался огромный айсберг

2 ряд – шляпка гриба;

соломенная шляпка.

3 ряд – гребень горы;

гребень петуха.

Учитель:

Попробуйте ответить на вопрос

- Сколько лексических значений могут иметь слова?

(Некоторые слова имеют только одно значение, другие слова имеют несколько значений.)

Работа с учебником с. 136-137

Чтение теоретического материала

На третьей стадии школьники работают в четвёрках.










Слайд 7


Знакомство с новым понятием «однозначные и многозначные слова»

Логическое и ассоциативное мышление работает параллельно.








4) Воспроизведение

Задание: найти в толковом словаре значение слов

1 ряд – озимь

2 ряд – реять

3 ряд - алмазный

Учитель:

- Почему эти слова являются многозначными?

(имеют несколько значений)

- Что объединяет эти значения? (сходство)

- Все эти значения расположены в одной или разных словарных статьях? (В одной словарной статье)

- Сделайте вывод, какие слова мы называем многозначными?


Работа с учебником с.137

Слайд 8,9


На четвёртой стадии учащиеся работают в группах по 5 человек, проводят наблюдение за многозначными словами в толковом словаре . Определяют по какому признаку объединяются слова в словарной статье (по признаку сходства значений, а также расположение значений в одной словарной статье.)

Учащиеся делают вывод и читают теоретический материал на с.137

ЛП) Поскольку в учебниках по русскому языку новый материал предлагается изучать преимущественно индуктивно (от частного к общему), то можно использовать учебное пособие.

(ПП) Опора на наглядность при изучении темы в учебнике на с. 136 помогает ребятам лучше усваивать материал.

3.Физминутка (пауза релаксации)

(2 мин.)

Упражнение для глаз

Выполняют физминутку для глаз

Слайд 10


4.Закрепление изученного материала

(25 мин.)

Выполнение упражнения 332 с.138

Учитель:

- Сначала рассмотрите рисунки, потом прочитайте текст, затем снова возвратитесь к рисункам.

- О каком полотне говорится в отрывке из стихотворения «Дорожная» С.А. Васильева

Лучами красит солнышко стальное полотно.

Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно.

Учитель:

- Какие слова помогают нам раскрыть значение слова «полотно»?

(смотрю в окно)

- Какое ещё бывает полотно?

(полотно ткани, шёлковое, льняное полотно)

- Что общего в значениях этого слова, форма предмета или характер действия?

(Форма предмета)

(Стальное полотно, железнодорожное полотно, шёлковое полотно, и т. д).


Упражнение № 335

Учитель:

- Ребята, обратите внимание на то, что на этих рисунках в шуточной форме обыграно неправильное употребление многозначных слов. Нам необходимо эти ошибки исправить. На своих листочках вы схематично нарисуйте, как должно быть правильно, а мы потом проверим. А под рисунками напишите соответствующее предложение из упражнения №335.



Учитель :

- А сейчас мы немного поиграем, а заодно посмотрим, как вы усвоили новый материал.



Слайд 11






Учащиеся вновь обращаются к рисункам.



Далее учащиеся по заданию учебника составляют и записывают словосочетания или предложения со словом полотно в разных значениях.




Слайд 12

Данное задание рассматривается по аналогии с предыдущим: сначала рассматриваются рисунки, затем следует чтение предложений, потом вновь возвращение к рисункам.




Слайды 13

































(ПП) Типу психической деятельности таких учащихся соответствуют нестандартные уроки, игровые моменты на них.


5.Задание на дом

(2-3 мин)

1. Придумать 2-3 предложения неправильного употребления значения многозначного слова и записать их в тетрадь.
2. Нарисовать 2-3 рисунка с неправильным употребление многозначности слова (подобно упр.335), составить предложения соответствующие картинкам и записать в тетрадь.
3. Выучить правило на стр.137. (Всем!)
4. Составить мини сообщение на тему: «Однозначные и многозначные слова»


Слайд 14

Домашнее задание учащимся предлагалось выполнить по выбору. Дифференцированное задание позволяет каждому ребёнку «праволушарному» или «левополушарному» выбрать для себя задание, которое будет ему интересно выполнять.


6.Итоги урока

(2-3 мин.)

Слово учителя:

Чтобы знания были впрок,

Давайте кратко повторим урок!

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова?



Слайд 15

При подведении итогов урока учитель определяет эффективность работы учащихся, выставляются оценки за урок.












Тема урока «Однозначные и многозначные слова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Познавательная: сообщить о многозначных и однозначных словах.

  2. Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;

приобретение навыков работы со словарём.

3.Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся.

4. Воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному языку, вызвать интерес к урокам русского

языка.

5. Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.


В результате:

ученики должны знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова;

знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.

Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных;

находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;

находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова;

находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов.

Метод обучения: проблемный (исследовательный).

Оборудование: мулитимедийный проектор, компьютер, презентация «Однозначные и многозначные слова».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Однозначные и многозначные слова.

Автор: Метус Виктория Владимировна

Дата: 07.04.2022

Номер свидетельства: 604338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова."
    ["seo_title"] => string(80) "odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "308825"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458669386"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Однозначные и многозначные слова."
    ["seo_title"] => string(39) "odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova_1"
    ["file_id"] => string(6) "447979"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515134060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "117942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тест по теме "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(53) "tiest_po_tiemie_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "362509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1480083976"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока Однозначные и многозначные слова"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "377572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484061007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства