1.Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Долгожданный дан звонок! Кто готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
- Начинаем урок русского языка. Девиз урока: «ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ, ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ, ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ». - Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие по «Стране слов» полной чудес и загадок. Наше путешествие мы совершим на сказочном паровозике. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать нужные сведения. | Подготовка класса к работе Готовность к уроку – поднятие руки. Читает хорошо читающий ученик. Настрой на учебную деятельность | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. | Слайд 1. «Сказочный паровозик». |
Минутка чистописания Пальчиковая гимнастика | - Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? - Правильно. А еще правильно и красиво писать. А для этого проведем минутку каллиграфии. Ребята, я забыла у вас спросить, а вы поздоровались друг с другом? Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом. - Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать. - Итак, сели поудобнее, в путь! - Первая остановка – Станция «Подготовительная». - Ребята! Как вы думаете, почему она так называется? (…). Учитель: У нас урок русского языка. Мы будем готовиться к письму. Вика прочитает нам стихотворение о том, как нужно готовиться к письму. Она будет читать медленно, с остановками, а мы выполним те задания, о которых в нём говорится. (При чтении каждой строки дети выполняют определенные движения). *** Тихо я тетрадь открою И с наклоном положу. Я от всех друзей не скрою, Ручку я вот так держу. Не согнусь, и не ленюсь, За работу я возьмусь. *** - Сейчас красиво и аккуратно запишем число, классная работа. - Ребята! Сегодня на минутке чистописания мы напишем строчные буквы алфавита иг, кл в соединении. По пол строки каждые. (Напоминаю правила письма) | Правильно и красиво говорить, … Подготовка пальчиков к письму. | Формирование правильного письма букв, работа над каллиграфией. | Слайд 2. I остановка Станция «Подготовительная». На экране стихотворение. На доске: Двадцать первое марта Классная работа иг кл |
2.Мотивация учебной деятельности | - Ребята, сейчас я вам назову предметы, а вы определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему? Правильно, карандаш. - Очень расстроился Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну… На поляне увидел два домика, от которых доносились разные слова. Из первого — иголка, ключ, ручка, лист. Из второго – пенал, линейка, тетрадь. Опять задумался Карандаш, в какой домик ему постучать? Почему слова не живут вместе? Кто хочет знать, почему? Дальше мы постараемся ответить на этот вопрос. | Учащиеся предлагают ответы, комментируют их. Предлагают вариант –карандаш. | Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися; создается проблемная ситуация. Побуждает к осознанию темы урока. | |
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)
4.Формирование цели урока и постановка учебных задач | - Поэтому вновь садимся в наш волшебный паровозик и отправляемся дальше. Итак, мы прибываем к следующей станции «А знаете ли вы?» - Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову. - Итак, слово «Иголка». - А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать. - Покажите карточку, на которой нарисовали «иголку». (Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках). - Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за иголки нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется). Смотрите, слово одно «иголка», а значений у него много. - А где можно найти лексическое значение этого слова? - Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова «иголка».
А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово «ключ». - Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил. (Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали). - А теперь посмотрите внимательно на экран и расскажите, что вы видите на каждом рисунке. (Рассказывают о картинках). - Так что же опять мы видим? Слово одно «ключ», а значений у него посмотрите сколько! -Прочтите лексическое значение слова «ключ».
- Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений? (Многозначными). - Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются многозначными. - Запишите эти два слова: «иголка» и «ключ» у себя в тетради. иголка ключ - Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Оцените свою работу знаковыми карточками. А вот следующее задание у меня вот какое! - Придумайте слова, которые бы имели только одно значение. (Дети называют слова). - А как вы думаете, такое слово, как «пенал» сколько имеет значений? (Одно) - Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным. - Итак: Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными. - Запишите в тетрадь слово пенал. Поставьте ударение в этом слове и подчеркните гласную букву е. Запомните, как пишется это слово. - Ребята, как вы считаете, вы хорошо справились с чистописанием. Красиво, аккуратно написали слова? Оцените себя. (Поднимают карточки). - Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…) - Посмотрите на экран. (Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».) - А как вы думаете, какие задачи урока мы с вами ставим? Задачи урока: 1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами. 2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи. | В толковых словарях. 1.Тонкий металлический стержень с отверстием для вдевания нити. 2. Колючее образование на теле у некоторых животных. 3. Лист хвойного растения. В толковом словаре: 1. Приспособление для запирания и отпирания замка. 2. Вытекающий из земли источник, родник. 3. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот. | Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Стимулирование исследовательской деятельности. Учатся находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. Целенаправленно ведется исследовательская деятельность. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | Слайд 4. II остановка – Станция «А знаете ли вы?» Слайд 5. «Иголка». Слайд 6. «Ключ» Слайд 7. Тема урока и задачи. |
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. | - И опять мы мчимся на нашем паровозике по бескрайним просторам «Страны слов». Но вот мы прибываем к станции «Упражняйся». Работа в парах (по карточкам): - Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова. линейка | | тетрадь | | ручка | | лист | (Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением). - Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы? - Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает… (- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом). - А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные? - Читает… (Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом). Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради. - Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные). Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь. - Внимательно посмотрели? Запомнили слова? А теперь закройте эти слова из первой группы листочком и запишите их по памяти. - Откройте листочек, проверьте, правильно ли вы записали. Тоже самое выполните со словами второй группы. - Внимательно посмотрите, как пишутся слова ручка и лист. Запомните их, закройте листочком и запишите в тетрадь. - А теперь откройте и проверьте, правильно ли вы написали. - Оцените знаковыми карточками работу друг друга в паре. - Вернёмся к нашему герою-Карандашу и попробуем ему помочь. - Почему слова не живут вместе? 1. Иголка, ключ, ручка, лист. 2. Пенал, линейка, тетрадь.
- А в какой домик пойдет жить наш Карандаш? - Докажите свой ответ. - Молодцы! Вы помогли Карандашу. | Одни многозначные, другие однозначные. Карандаш к однозначным. | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. Коммуникативная деятельность. | Слайд 8. III остановка – Станция «Упражняйся». |
| - А теперь мы прибываем к станции «Давай подумаем!». Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику. - А сейчас откройте учебники на стр. 26 и рассмотрите рисунки из упражнения 16. - Рассмотрите картинки. - Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение. (грач, карандаш). (Однозначные слова). - Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений. (колокольчик, кисть). (Многозначные слова). - Чем похожи предметы, которые названы многозначным словом? (Колокольчик: 1. Маленький колокол; 2. Травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветами, похожими на маленькие колокола. Кисть: 1. Часть руки от запястья до конца пальцев; 2. Пучок щетины или волос на рукоятке для нанесения краски или клея; 3. Несколько ягод на одном стебле (на рис. – это кисть винограда)). - Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом. | | Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. | Слайд 10. V остановка «Давай подумаем!» |
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. | - Я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение из упражнения 17 на странице 27, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чём в нём говорится. *** - Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? - А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят. *** Что вы можете сказать об этом четверостишии? О чём в нём говорится? - Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой. 1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета (например: золотое кольцо). 2) цвета золота, блестяще-желтого цвета. 3) прекрасный, замечательный, умелый. - Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки. - Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» (много). Значит какое это слово? (Многозначное) - А по одному слову можно понять, что это многозначное слово? (Нет). (Это можно понять только по тексту (о чём говорится в тексте) или по картинке). Разноуровневые задания. (если ост. время) 1. Работа в тетради на печатной основе, упр. 7 стр. 15. 2. Работа по карточкам (для сил. учащихся). | | Привлечение жизненного опыта к ответам на поставленные вопросы. | |
7. Итог урока | Чтобы знания были впрок, Давайте кратко повторим урок! - Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными? - Где мы можем узнать значение слова? - Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? (Познакомиться с однозначными и многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи). - Мы их выполнили? (Да) Молодцы, ребята. | Слова, которые имеют одно значение-однозначные. Слова, которые имеют два и более значений-многозначные В толковых словарях. | Формирование уменения обобщать знания, делать вывод. | Слайд 11. Вывод по уроку. |