ТЕМА: Изложение в первом классе на тему «Лоси весной»
ЦЕЛЬ: 1. Познакомить с изложением.
2. Обучать писать изложение.
ЗАДАЧИ УРОКА: 1.формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
2.умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; 3.умение письменно передавать обработанную информацию;
4.развивать навыки определения основной мысли, совершенствование орфографических, пунктуационных, грамматических навыков;
5.воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.
ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ:
- Урок обучения грамоте: отгадывание загадки
ЗАГАДКА
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
У него рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры. (Лось)
- беседа
Лося называют лесным великаном. Давайте рассмотри слайд с изображением лося. Лось – самое большое животное, которое можно встретить в наших лесах. Обратите внимание на необычную форму рогов. Они похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Интересно, что каждой зимой лоси сбрасывают рога, а летом вырастают новые рога, причем число ответвлений увеличивается на один отросток. По количеству отростков можно определить возраст лося. Посмотрите на уши, какие они?
(ответы детей)
- Уши у лося большие до 25 см, заостренные. Двигая ушами во все стороны, лось быстро улавливает шорохи леса, и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли.
- Что можно сказать о шее лося?
(она короткая, толстая)
- На короткой шее – грива, под горлом – вырост кожи, покрытый волосами (серьга)
- А что можно сказать про ноги?
(они длинные, стройные, белые)
Рассматривание образа животного на слайдах.
- Урок обучения грамоте, диктант «Лосята»
Вот маленькие детеныши. Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Уши тоже большие и широкие. Это лосята.
Грамматическое задание:
- Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
- Подчеркнуть в словах сочетания ЖИ-ШИ.
- В последнем предложении подчеркнуть гласные.
- Урок обучения грамоте, контрольное списывание
Белым снегом покрылись п.ля и л.са. На сн.гу сл.ды зв.рей и птиц. Вот сл.ды лося. Люди не обижают лосей. У лося сильные ноги и р.га. Это красивое животное.
Грамматическое задание: при списывании вставьте пропущенные буквы.
- Урок обучения грамоте, контрольное списывание
Лось живет в лесу. Он есть траву и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики Леша и Юра идут в лес и кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль. Они будут сильными и крепкими. Так ребята помогают животным.
Задания: 1. В 4 предложении расставьте над словами знак ударения.
2. В первом предложении подчеркните слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?
ХОД УРОКА:
- на доске кроссворд
ь
-лесное животное
- Сообщение темы урока:
- Сегодня мы будем писать изложение об этих красивых гордых животных.
- Что такое изложение? (дети высказывают свое мнение)
- Вывод: изложение – это письменный пересказ текста.
- Сегодня мы будем этому учиться.
III. Знакомство с текстом изложения (Задание: озаглавьте рассказ.)
- Выбор лучшего заголовка (предположительно «Лоси весной»).
На реке треснул лед. Быстро плывут льдины. К реке вышли лось и лосенок. Они стали пить воду. Стоит теплый, солнечный день.
- Работа над содержанием текста
- О ком говорится в изложении?
- Когда происходят события?
- Почему вы так решили?
- Что делают главные герои?
- Какая стоит погода?
IV. Оформление начала работы в тетради:
Лоси в лесу.
V. Орфографическая подготовка:
- Я прочитаю изложение, а вы подумайте на какие слова, нужно при написании обратить внимание?
Запись на доске:
Р.ке – речка ле. – льдина .ни – он
Ст.ит – стой л.сенок – лось
(стираем)
солнечный, быстро (учитель пишет на доске и оставляет).
VI. Лексическая подготовка.
- Какие слова не понятны?
- Подобрать синонимы к словам «теплый», «солнечный», «треснул».
VII. Чтение изложения по предложениям, с последующим составлением вопросов к каждому предложению, с последующим ответом на этот вопрос.
- На реке треснул лед.
- Где треснул лед?
- На реке треснул лед и тд (работа проводится устно).
(Весь вопросный план записывается на доске).
VIII. Составление рассказа по вопросам устно (3-5 учеников).
IX. Повторение правил (красная строка, начало предложения, знаки препинания в конце предложения, запятая в последнем предложении)
X. Письмо изложения (самостоятельная работа детей) по вопросам плана, написанного на доске.
XI. Проверка изложения на доске.
XII. Рефлексия: 1. Понравилась ли такая форма работы?
2. Что больше понравилось?
3. Что не очень понравилось?
4. Что хотели бы изменить?
5. Почему?
XIII. Итог урока: 1. Молодцы, кто был внимателен; кто хорошо поработал.
2. Сбор тетрадей.