урок русского языка в 8 классе в школах с нерусским языком обучения с применением приёмов по развитию критического мышления: работа над постерами, вопросы высокого и низкого порядка. эпиграфом к уроку взяты слова Гиппократа. лексическая тема посвящена Зимним Олимпийским играм в Сеуле. В разработке подробно отражены цели, план, ресурсы, методы урока. В приложениях можно найти необходимый раздаточный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Обстоятельство, выраженное причастным оборотом". »
Учитель русского языка и литературы
Урджарский район
Тасарыкская основная школа
Мынжанова Айгуль Елешовна
Тема урока: «Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом». Цели урока: 1. Образовательные: систематизировать знания учащихся по разделу синтаксис; формировать навыки распознавания в предложении деепричастных оборотов, знать обособление деепричастных оборотов на письме; углубить знания учащихся о обстоятельствах и деепричастии как особой форме глагола; 2. Развивающие: развивать пунктуационную грамотность, умение правильно расставлять запятые в предложениях, осложнённых обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, развивать навыки интонирования предложений, осложнённых обстоятельствами; развивать критическое мышление, умение анализировать; 3. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, используя материал о наших земляках – олимпийцах; любовь к спорту, а также воспитывать самостоятельность и чувство ответственности.
Задачи урока. 1. Повторить известные знания по разделу морфология и синтаксис. 2. Закрепить понятия «обстоятельство» и «деепричастный оборот». 3. Отработать пунктуационные навыки и навыки выразительного чтения. 4. Научиться работать (коллективно) по стратегии «Кластер», ( в группах) по составлению вопросов высокого и низкого порядка. Технология: развитие критического мышления. Методы: слово учителя, стратегии «Кластер», вопросы высокого и низкого порядка.
Ресурсы: плакат с эпиграфом урока«Как люди чистят ковёр, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает наш организм» /Гиппократ/ , запись гимна олимпиады, портреты олимпийцев, презентация с эмблемой и символом олимпиады, раздаточный материал, ИКТ, маркеры, стикеры, магнитная доска, учебники, тетеради, карточки для взаимооценивания с указанием критериев оценивания.
План и ход урока.
I Мотивационно – целевой этап. /звучит гимн 22 зимних олимпийских игр в Сочи.
Учитель: Ребята, вы знаете, что несколько дней назад начались 22 Зимние Олимпийские игры в Сочи. Мы не можем оставаться в стороне от такого события. И сегодня мы с вами будем принимать участие в этих играх, но по-своему. Наш вклад – это хорошие знания. Прежде чем мы начнём «спортивные состязания», давайте проверим своё «спортивное снаряжение», то есть знания по изученным ранее темам. Для этого класс делится на две группы: учитель предлагает выбрать стикеры жёлтого или зелёного цвета.
Групповая работа: Ученики получают карточки, на которых отображена тема («обстоятельство» или «деепричастный оборот»). Через 10 минут каждая группа представляет свой постер, на котором отображена тема. (см. приложение №1)
Наряду с этим группы должны подготовить вопросы высокого и низкого порядка по своей теме.
Учитель: Ребята, я думаю, что «спортивное снаряжение» наше в порядке, и мы готовы начать наши олимпийские игры. Скажите, пожалуйста, кто из наших земляков принимает участие в олимпийских играх? Перечислите их. Что вы о них знаете? /ученики рассказывают о наших земляках-олимпийцах ( биатлонист Диас Кенешев; члены национаьной команды Ердос Ахмадиев и Виктория Ланчакова).
Учитель: Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Как люди чистят ковёр, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает наш организм» Согласны ли вы со словами Гиппократа? Найдите в этом предложении деепричастный оборот и объясните, какую синтаксическую роль он выполняет. Запишите предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор.
Учитель: Ребята, я прошу вас определить тему нашего урока и цели. /Ученики определяют тему и цели урока, а также объясняют постановку запятых/
ІІ. Изучение нового материала.
Групповая работа: прочитайте учебную статью и отобразите на кластерах случаи, в которых обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется, а в каких - нет (стр. 195, 202.)
1-ая группа: случаи, в которых обстоятелство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется;
2-ая группа: : случаи, в которых обстоятелство, выраженное деепричастным оборотом, не обособляется.
/Далее следует защита своих работ представителем группы и взаимооценивание постеров (см. приложение №2/
ІІІ. Работа в тетрадях: стр. 195, упр. 5. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию, спишите, расставляя знаки препинания и подчеркните обособленные обстоятельства.
Вернувшись домой, Магжан лег отдохнуть. Дойдя до мостика, он остановился и задумался.
ІҮ. Рефлексия: учитель предлагает ребятам оценить работу своих товарищей в группе (см. приложени № 3), а также на стикерах написать свое мнение о уроке и о том, что нового они узнали и зачем им нужны приобретенные сегодня знания.
Ү. Суммативное оценивание деятельности учеников и выставление оценок в журнал.
ҮІ. Домашнее задание: стр. 195, упр. 4
Приложение №1
Карточка №1
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на впросы: Когда? Куда? Откуда? Где? Как? Зачем? Почему? Обстоятельство относится к сказуемому. Например: Утром мы отправились в путь. (отправились /когда?/ утром). В горах очень рано темнеет. (темнеет /где?/ в горах ; темнеет /когда?/ очень рано.)
Обсбоятельство выражается именем наречием, существительным.
Обстоятельство бывает нескольких видов: обстоятельство времени, обстоятельство места, обстоятельство образа действия, обстоятельство причины, обстоятельство цели.
Карточка №2.
Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы: что делая? Что сделав? Например: думая, придумав.
Дееприастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Например: думая о своём, придумав что-то интересное.
Деепричастный оборот в предложении выполняет роль обстоятельства и отвечает навопрос КАК?.
Деепричастный оборот часто используют во фразеологизмах: опустив рукава (плохо), сломя голову (быстро).