Ход урока
Этапы урока
Номер слайда
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
2
3
4
I.Организация начала урока
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
1 мин
1.- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. А теперь за работу.
2.-Открываем тетради и записываем число, классная работа на доске
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
II Актуализация знаний
6 мин.
1.- А сейчас послушайте стихотворение.
Работа над эпиграфом к уроку:
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное).
2. . На доске написан отрывок из стихотворения. Вам нужно
вставить пропущенные орфограммы.устно
Учитель читает стихотворение.
Изо всех з.мных ч.дес,
Всех м.лей мне ру.кий лес.
И в.сёлый, м.л.дой,
И задумчивый, с.дой.
- о чём это стихотворение?
-Какие слова помогли увидеть нам красоту леса? (имена прилагательные)
-Назовите их.
Отгадать часть речи
Объясняют написание, пропущенных букв. Заполнить табличку
III Самоопределение к деятельности
2 мин
Слайд 1.
Слайд 2.
1.- Сформулируйте тему урока. На мониторе 1..
- Какие цели мы перед собой поставим.
Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить.
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные,
Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
2.Игра”Предмет” На доске написано слово яблоко, девочка.
Вывод : у каждого предмета много признаков, и благодаря им мы можем узнать предмет, не называя его.
3.Образовать от имен существительных –прилагательные,: береза, суббота, картофель, багаж, дорога, коллектив.
1.- Имя прилагательное
- Обобщить знания ……
- Повторить….
- Отработать …
- Развивать умения ……
2.Один ученик стоит к доске спиной, остальные называют признаки этого предмета.Догадаться, что это? Заполнить табличку.
3.Записывают только прилагательные, проверка по словарю в учебнике. Заполнение таблицы
IV Физкультминутка
1 мин
Перебежки. Блиц по имени прилагательному.1. Что такое имя прилагательное?
2. Что обозначает имя прилагательное?
3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
4. Как изменяется имя прилагательные в ед. числе?
5. Как определить падеж имени прилагательного?
6. Имена прилагательные во множественном числе по родам …………….?
7.На какие вопросы отвечает?
Пересаживаются с места на место.
заполняют таблицу
V Закрепление знаний и способов действия
1) 5 мин
4) 5 мин
Слайд 3.
Слайд 4
1. Работа в парах (на мониторе)2.
Составьте словосочетания, где возможно определите род, выделите окончания.
(широкий)
река
(голубая)
подснежник
(тёплый)
куртка
(яркий)
солнце
(красивая)
люди
(широкая)
поля
- Проверить, исправить ошибки.
- У каких прилагательных вы не определили род? Почему?
- Расскажите об изменении имён прилагательных по родам (правило с примерами)
Вывод: Имя прилагательное изменяется по родам в ед. ч. Изменяется по числам. Отчего зависит род и число прилагательных?
2.В каком падеже стояли прилагательные, которые мы с вами сейчас писали?
Посмотрите внимательно на монитор3.. О чём говорит эта запись?
Красный мак
Красного мака
Красному маку
Красный мак
Красным маком
О красном маке
- Какой вывод можно сделать?
3. Практическая работа по карточкам.
Желтая карточка. Задание: вписать в текст подходящие по смыслу прилагательные, выделить окончание, определить падеж.
Бобры – … пловцы. … лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены … …когтями для копания. От холода бобёр спасается … слоем жира и … шерстью.
Слова для справок: передние, отличные, длинными, толстым, густой, сильными.
Голубая карточка: вставить в имена прилагательные окончания, определить падеж Бобры – отличн… пловцы. Передн… лапы бобра лишены перепонок, зато
вооружены длин… сильн… когтями для копания. От холода бобёр спасается толст… слоем жира и густ… шерстью.
Проверка: ученик читает предложение, называет окончание, определяет падеж прилагательных.
- Как вы определили падеж? (по падежу существительного).
-Давайте разберём последнее предложение по членам предложения и по частям речи.
- Каким членом предложения является прилагательное?
4.- Определи падеж словосочетания зелёный лист, выделите окончание. Записываем в столбик. Указать падеж.
Как-то раз с большого клёна оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист, дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,
Но шалун - листок упал…
Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.
Сверить задание с доской, исправить ошибки.
5.- Просклоняйте это словосочетание рядом с вашей записью, но во мн. ч.
- Окончания имен прилагательных.
1 человек выполняют задание за доской.
Широкая река – ж.р., тёплая куртка – ж.р., красивые люди – мн.ч., голубой подснежник – м.р., яркое солнце – ср.р., широкие поля – мн.ч.
Заполнение таблицы
Имя прилагательное изменяется по падежам.
Заполнение таблицы
2 человека выполняют задание за доской
лист зеленый- И.
у зелёного листа – Р.
к зелёному листу – Д.
зелёный лист – В.
с листом зелёным – Т.
о листе зелёном – П.
Заполнение таблицы
С комментированием