kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

Этапы урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

I.Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

 1 мин

1.- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением.  Улыбнитесь друг другу,  нашим гостям.  А теперь за работу.

2.-Открываем тетради и записываем число, классная работа на доске

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II  Актуализация знаний

6 мин.

1.- А сейчас послушайте стихотворение.

Работа над эпиграфом к уроку:

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное).

2. . На доске написан отрывок из стихотворения. Вам нужно

вставить пропущенные орфограммы.устно

Учитель читает стихотворение.

Изо всех з.мных ч.дес,

Всех м.лей мне ру.кий лес.

И в.сёлый, м.л.дой,

И задумчивый, с.дой.

- о чём это стихотворение?

-Какие слова помогли увидеть нам красоту леса? (имена прилагательные)

-Назовите их.

Отгадать часть речи

Объясняют написание, пропущенных букв. Заполнить табличку

III Самоопределение к деятельности

2 мин

Слайд 1.

Слайд 2.

1.- Сформулируйте тему урока. На мониторе 1..

- Какие цели мы перед собой поставим.

Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить.
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные,
Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

2.Игра”Предмет” На доске написано слово яблоко, девочка.

Вывод : у каждого предмета много признаков, и благодаря им мы можем узнать предмет, не называя его.

3.Образовать от имен существительных –прилагательные,: береза, суббота, картофель, багаж, дорога, коллектив.

1.- Имя прилагательное

- Обобщить знания  ……

- Повторить….

- Отработать …

- Развивать умения ……

2.Один ученик стоит к доске спиной, остальные называют признаки этого предмета.Догадаться, что это? Заполнить табличку.

3.Записывают только прилагательные, проверка по словарю в учебнике. Заполнение таблицы

IV Физкультминутка

1 мин

Перебежки. Блиц по имени прилагательному.1. Что такое имя прилагательное?

2. Что обозначает имя прилагательное?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

4. Как изменяется имя прилагательные в ед. числе?

5. Как определить падеж имени прилагательного?

6. Имена прилагательные во множественном числе по родам …………….?

7.На какие вопросы отвечает?

Пересаживаются с места на место.

заполняют таблицу

V Закрепление знаний и способов действия

1) 5 мин

4)  5 мин

Слайд 3.

Слайд 4

1. Работа в парах  (на мониторе)2.

Составьте словосочетания,  где возможно определите род, выделите окончания.

(широкий)

      река

  (голубая)

подснежник

(тёплый)

 куртка

(яркий)

солнце

(красивая)

люди

(широкая)

поля

- Проверить, исправить ошибки.

- У каких прилагательных вы не определили род? Почему?
- Расскажите об изменении имён прилагательных по родам  (правило с примерами)

Вывод: Имя прилагательное изменяется по родам в ед. ч. Изменяется по числам. Отчего зависит род и число прилагательных?

2.В каком падеже стояли прилагательные, которые мы с вами сейчас писали?

 Посмотрите внимательно на монитор3.. О чём говорит эта запись?

    Красный мак

    Красного мака

    Красному маку

    Красный мак

    Красным маком

    О красном маке

- Какой вывод можно сделать?  

3.  Практическая работа по карточкам.

Желтая карточка. Задание: вписать в текст подходящие по смыслу прилагательные, выделить окончание, определить падеж.

Бобры – … пловцы.  … лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены … …когтями для копания. От холода бобёр спасается … слоем жира и … шерстью.

Слова для справок: передние, отличные, длинными, толстым, густой, сильными.

Голубая карточка: вставить в имена прилагательные окончания, определить падеж Бобры – отличн… пловцы. Передн… лапы бобра лишены перепонок, зато

вооружены длин… сильн… когтями для копания. От холода бобёр спасается  толст… слоем жира и густ… шерстью.

 Проверка: ученик читает предложение, называет окончание, определяет падеж прилагательных.

- Как вы определили падеж? (по падежу существительного).

-Давайте разберём последнее предложение по членам предложения и по частям речи.

- Каким членом предложения является прилагательное?

 4.- Определи падеж словосочетания зелёный лист, выделите окончание. Записываем в столбик. Указать падеж.

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист, дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,
Но шалун - листок упал…
Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.

Сверить задание с доской, исправить ошибки.

5.- Просклоняйте это словосочетание рядом с вашей записью, но во мн. ч.

- Окончания имен прилагательных.

1 человек  выполняют задание за доской.

Широкая река – ж.р., тёплая куртка – ж.р., красивые люди – мн.ч., голубой подснежник – м.р., яркое солнце – ср.р., широкие поля – мн.ч.

Заполнение таблицы

Имя прилагательное изменяется по падежам.

Заполнение таблицы

2 человека выполняют задание за доской

лист зеленый- И.

у зелёного листа – Р.

к зелёному листу – Д.

зелёный лист – В.

с листом зелёным – Т.

о листе зелёном – П.

Заполнение таблицы

С комментированием

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний об имени прилагательном.»

 “ Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС”













Урок русского языка по теме


«Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»


4 класс (УМК «Школа России»)















Автор-составитель:

Ображей Алина Алексеевна

учитель начальных классов

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Борщовская сош














Технологическая карта.

Фамилия, имя, отчество

Ображей Алина Алексеевна

Адрес

Брянская область,Погарский район,с.Борщово

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Борщовская сош

Должность

Учитель начальных классов

УМК

«Школа России»

Тема урока

«Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Педагогическая цель

Систематизировать знания учащихся  об имени прилагательном как о части речи.

Тип урока

Уроки отработки умений и рефлексии

Планируемые результаты (предметные)

- повторить морфологические признаки имени прилагательного;
- повторить синтаксическую роль имени прилагательного;

- повторить словообразование имен прилагательных;

- повторить роль имен прилагательных в тексте;

- повторить изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное».

Личностные результаты

- развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;

- развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- развивать способность к самооценке своих действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;

- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;

- развитие умения ставить учебную цель, планировать ее реализацию.

Основное содержание темы, понятия и термины

- единственное и множественное число имен прилагательных;

- изменение имен прилагательных по числам и падежам;

- зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах, группах и для индивидуальной работы.







Ход урока

Этапы урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

I.Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

1 мин


1.- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. А теперь за работу.

2.-Открываем тетради и записываем число, классная работа на доске

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II Актуализация знаний



6 мин.



1.- А сейчас послушайте стихотворение.

Работа над эпиграфом к уроку:

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное).

2. . На доске написан отрывок из стихотворения. Вам нужно

вставить пропущенные орфограммы.устно

Учитель читает стихотворение.

Изо всех з.мных ч.дес,

Всех м.лей мне ру..кий лес.

И в.сёлый, м.л.дой,

И задумчивый, с.дой.

- о чём это стихотворение?

-Какие слова помогли увидеть нам красоту леса? (имена прилагательные)

-Назовите их.

Отгадать часть речи



































Объясняют написание, пропущенных букв. Заполнить табличку

III Самоопределение к деятельности


2 мин




Слайд 1.

Слайд 2.

1.- Сформулируйте тему урока. На мониторе 1..

- Какие цели мы перед собой поставим.

Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить.
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные,
Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.



2.Игра”Предмет” На доске написано слово яблоко, девочка.

Вывод : у каждого предмета много признаков, и благодаря им мы можем узнать предмет, не называя его.


3.Образовать от имен существительных –прилагательные ,: береза, суббота, картофель, багаж, дорога, коллектив.

1.- Имя прилагательное

- Обобщить знания ……

- Повторить….

- Отработать …

- Развивать умения ……












2.Один ученик стоит к доске спиной, остальные называют признаки этого предмета .Догадаться, что это? Заполнить табличку.

3.Записывают только прилагательные, проверка по словарю в учебнике. Заполнение таблицы

IV Физкультминутка

1 мин


Перебежки. Блиц по имени прилагательному.1. Что такое имя прилагательное?

2. Что обозначает имя прилагательное?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

4. Как изменяется имя прилагательные в ед. числе?

5. Как определить падеж имени прилагательного?

6. Имена прилагательные во множественном числе по родам …………….?

7.На какие вопросы отвечает?

Пересаживаются с места на место.







заполняют таблицу

V Закрепление знаний и способов действия



1) 5 мин









































4) 5 мин




Слайд 3.



















Слайд 4




































1. Работа в парах (на мониторе)2.

Составьте словосочетания,  где возможно определите род, выделите окончания.

(широкий)

река

(голубая)

подснежник

(тёплый)

куртка

(яркий)

солнце

(красивая)

люди

(широкая)

поля

- Проверить, исправить ошибки.

- У каких прилагательных вы не определили род? Почему?
- Расскажите об изменении имён прилагательных по родам (правило с примерами)

Вывод: Имя прилагательное изменяется по родам в ед. ч. Изменяется по числам. Отчего зависит род и число прилагательных?


2..В каком падеже стояли прилагательные, которые мы с вами сейчас писали?


Посмотрите внимательно на монитор3.. О чём говорит эта запись?

Красный мак

Красного мака

Красному маку

Красный мак

Красным маком

О красном маке

- Какой вывод можно сделать?

3. Практическая работа по карточкам.

Желтая карточка. Задание: вписать в текст подходящие по смыслу прилагательные, выделить окончание, определить падеж.

Бобры – … пловцы. … лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены … …когтями для копания. От холода бобёр спасается … слоем жира и … шерстью.

Слова для справок: передние, отличные, длинными, толстым, густой , сильными.

Голубая карточка: вставить в имена прилагательные окончания, определить падеж Бобры – отличн… пловцы. Передн… лапы бобра лишены перепонок, зато

вооружены длин… сильн… когтями для копания. От холода бобёр спасается толст… слоем жира и густ… шерстью.

Проверка: ученик читает предложение, называет окончание, определяет падеж прилагательных.

- Как вы определили падеж? (по падежу существительного).

-Давайте разберём последнее предложение по членам предложения и по частям речи.

- Каким членом предложения является прилагательное?



4.- Определи падеж словосочетания зелёный лист, выделите окончание. Записываем в столбик. Указать падеж.

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист, дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,
Но шалун - листок упал…
Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.

Сверить задание с доской, исправить ошибки.

5.- Просклоняйте это словосочетание рядом с вашей записью, но во мн. ч.



- Окончания имен прилагательных.





1 человек выполняют задание за доской.


Широкая река – ж.р., тёплая куртка – ж.р., красивые люди – мн.ч., голубой подснежник – м.р., яркое солнце – ср.р., широкие поля – мн.ч.



Заполнение таблицы















Имя прилагательное изменяется по падежам.






















Заполнение таблицы






2 человека выполняют задание за доской


лист зеленый- И.

у зелёного листа – Р.

к зелёному листу – Д.

зелёный лист – В.

с листом зелёным – Т.

о листе зелёном – П.





Заполнение таблицы


С комментированием

VI Физкультминутка.

2 мин.



. Я буду называть прилагательные, а вы выполнять такие действия:

-если это прил. М.р.-хлопнуть в ладошки.

-если это прил. Ж.р-топнуть

-если это прил.С.р-покачаться из стороны в сторону.

Белая берёза, яркое солнце, холодный ветер, хитрая лиса, хорошее здоровье, солнечный зайчик, морозное утро, сильная буря, высокий дом.

Выполняют физкультминутку


VII Продолжение работы по теме урока.


1) 8 мин










Рефлексия.






.














Итог урока



















Д/з.














Дополнит.упражнения.

Слайд 5.























































1. Из текста, записанного на мониторе 4 выписывают словосочетания имён существительных с

прилагательными, объясняют друг другу и проверяют по контрольной карточке.6.

Текст.

Первой вызвалась написать картину Зимушка-зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Снежной навесью украсила художница зимний лес. Тонким льдом покрыла зимушка речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки!.


1.Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного)

Имя прилагательное:

- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное:

Вместе - служба, вместе - дружба!

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.





Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?..Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

Достигли ли мы поставленных целей?.


Подсчитайте свои баллы на зачётках и нарисуйте такие лица.

 Если вы работали отлично, нарисуйте вот такое личико.

Если вы работали хорошо, нарисуйте вот такое личико.

Если вам надо постараться, нарисуйте вот такое личико.



Найти 3 загадки ,в которых будут только прилагательные. Списать .Определить род и падеж.













Игра «Третий лишний».

- Вы любите, и, наверное, хорошо знаете сказки.

Попробуйте догадаться, какие сказки я загадала. Определите: что общего и чем различаются эти словосочетания.


На слайде:

1. великолепного бала, хрустальной туфельки, доброй феи.

2. белыми лошадьми, отважной девочкой, снежной королевой.

3. в пышных нарядах, в лягушачьей коже, о мудрой царевне.

- Спишите «лишнее» словосочетание из каждой группы. Определите род, число, падеж (если это возможно).

Т Вывод: Как может изменяться имя прилагательное?  

- От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного?







Взаимопроверка







Заполнение таблицы


































Подсчет баллов. Выставление оценок


Подсчитывают количество + за урок. Оценивают сами себя смайликами на полях.


Подсчитывают количество + за урок. Оценивают сами себя смайликами на полях.


5-6 плюсов

4 плюса


3 и менее
























Игра «Верно ли…»

1. Верно ли, что имя прилагательное обозначает предмет?

2. Верно ли, что прилагательное женского рода имеет окончания –ая, -яя?

3. Верно ли, что чтобы определить падеж прилагательного нужно определить падеж у существительного, с которым связано это прилагательное?

4. Верно ли, что у прилагательного во множественном числе всегда можно определить род?

5. Верно ли, что среди слов белила, беленький, белить нет имени прилагательного?

6. Верно ли, что безударное окончание прилагательного можно проверить по окончанию вопроса, заданного к этому прилагательному?

7. Верно ли, что прилагательное в предложении является второстепенным членом – определением?



Один человек выполняет задание за откидной доской


Взаимопроверка.


1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

- + + - - + +


За верно выполненное задание дети ставят на полях тетради (+)







-







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение знаний об имени прилагательном.

Автор: Ображей Алина Алексеевна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок русского языка в 3 классе "Обобщение об имени прилагательном" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-obobshchieniie-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "106410"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403007075"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка  "Обобщение об имени прилагательном" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-obobshchieniie-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "192571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427472590"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Открытый урок по русскому языку "Обобщение об имени прилагательном""
    ["seo_title"] => string(74) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_obobshchieniie_ob_imieni_prilaghatiel_nom"
    ["file_id"] => string(6) "471367"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1527536148"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок русского языка во 2 классе.      Обобщение знаний об имени прилагательном. "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "130297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415876155"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Обобщение сведений об имени прилагательном, изученных в 3 классе: общее значение, вопросы, грамматические признаки (изменение в роде, числе, падеже)."
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniiesviedieniiobimieniprilaghatielnomizuchiennykhv3klassieobshchieieznachieniievoprosyghrammatichieskiiepriznakiizmienieniievrodiechisliepadiezhie"
    ["file_id"] => string(6) "262639"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449397228"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства