kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение обособленных и уточняющих членов предложений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить, систематизировать сведения учащихся об обособленных членах предложения;

- уметь находить в предложении обособленные члены и определять;

- уметь правильно ставить знаки препинания при уточняющих членах и при приложении; исправлять пунктуационные ошибки в предложениях с обособленными членами;

- знать и точно понимать термины по теме;

- знать алгоритм рассуждения при определении обособления;

- использовать в устной и письменной речи обособленные и уточняющие члены предложения как средство выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение обособленных и уточняющих членов предложений»

Дата:

Класс: 8 «Б»

Предмет: Русский язык.

КГУ «Основная школа имени Е.Омарова»

Учитель: Ибраева Жанара Жаксыбековна.

Тема: Обобщение обособленных и уточняющих членов предложений

Цели урока:

1. Образовательные:

Обобщить, систематизировать сведения учащихся об обособленных членах предложения;

- уметь находить в предложении обособленные члены и определять;

- уметь правильно ставить знаки препинания при уточняющих членах и при приложении; исправлять пунктуационные ошибки в предложениях с обособленными членами;

- знать и точно понимать термины по теме;

- знать алгоритм рассуждения при определении обособления;

- использовать в устной и письменной речи обособленные и уточняющие члены предложения как средство выразительности.

2. Развивающие:

- систематизировать, обобщать знания, выделять главное, развивать способности самоконтроля;

- продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему.

- содействовать развитию у детей умения общаться.

- развивать монологическую и диалогическую речь.

3. Воспитательные:

- воспитание интереса к русскому языку;

- воспитание трудолюбия, самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству

План урока:

1.Мотивация учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Основное содержание работы.

4.Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Оборудование: доска, мел, учебные пособия, рабочие тетради, карточки, тесты



Ход урока

  1. Организационный момент:

  1. Проверка списочного состава класса;

  2. Проверка готовности к уроку учащихся;

  3. Сообщение темы и цели урока.

  1. Психологический настрой

Март опять на пороге,

Будут первые сосульки.

И на всех сугробах

Будут тоненькие корки.

Уличная серость

Солнышком будет согрета,

Свежестью будет залита
Ярким мартовским светом,

Щебет будет не смолкать,

Пятнышком веселым
Уж скворец начнет мелькать.



Этой лирической нотой мы начинаем наш урок, на котором присутствуют гости, всем желаем яркого весеннего настроения. Ребята, пожелайте себе и своим одноклассникам удачи. И мы приступим к работе.

III. Мотивация учебной деятельности.

«Знаки препинания служат нотами при чтении», - сказал А.П. Чехов.

Как вы понимаете это высказывание? (ответы)

(знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).

IV. Актуализация опорных знаний.

А чтобы ещё раз убедиться в этом, мы с вами обратимся к теме в русском языке, которая непосредственно связана со знаками препинания и их расстановкой.

Правда это тема не новая для вас, мы её уже начали повторять на предыдущем уроке, а сегодня (обратиться к детям) закрепим и обобщим полученные знания.

У вас лежат сигнальные карточки, кто уверен в своих знаниях по теме , поднимите зеленую, у кого есть трудности- оранжевую.(на доске приклеить такие же и подписать)

V. Фронтальный опрос

На этом этапе проверяется знание теоретического материала и практических навыков.

1. Какие члены предложения называются обособленными?

(члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными)

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.

(обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, дополнения, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены)

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

(причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное)



4. Что относится к обособленным обстоятельствам?

(деепричастный оборот, одиночное деепричастие, обстоятельства, выраженные существительными с предлогами)

5. Что такое приложение?

(это особый вид определения, выражаемый именем существительным в том же падеже, в котором употреблено определяемое слов. Приложение выступает как бы вторым названием определяемого слова, может быть одиночным или иметь при себе зависимые слова, например: Со старшей Верочкой, меня связывала долгая дружба.

6. Что такое уточняющие члены предложения?

(служат для конкретизации значений других членов предложения)



VI. Лингвистическая разминка:



1. Задание №1: определите части речи (называют с места)

слепить, слепленный, наблюдать, наблюдая, наблюдавший, оставаться, оставаясь, оставшийся, деревянный, итальянский

2. Задание № 2: причастные обороты пометьте - п/о, деепричастные - д/о

слепленные воском, наблюдая за полётом, оставаясь невредимым, оставшийся неизвестным, не отыскав в бумагах, желая извлечь выгоду, подъезжая к лесу, не успевший замёрзнуть

(Вызвать одного уч-ся к доске вставить и объяснить орфограммы:)

Близким кажЕтся небо, соедИнившееся с горами.

Льды, медленно раСтаявшие, становяТСЯ синью в реке.

МЫ, восьмиклассники ,скоро сдаем экзамены.

Проверка!!!!!

Итак, давайте ещё раз, повторим, какие обособленные члены предложения вы здесь встретили? Устные ответы, 

А теперь мы займёмся отработкой ваших знаний по этой теме на практике. Иными словами всё, что вы изучали по теме нашего урока, мы должны отработать на практике, а чтобы вы не запутались, мы будем делать это постепенно.

V. Практическая работа: (Работа по карточкам)

1. Закрепление об обособленных определениях и приложениях

Обособленные определения и приложения.

А начнём наше повторение с обособленных определений и приложений.

Задания:

Запишите предложения на доске, выделяя обособленные члены предложения:

1. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок ( обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными). (Н. Некрасов)

- Чем выражено определение?

2. Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно(обособленное приложение). (Л. Леонов) (Разобрать по членам предл.,назвать словосоч,)

Вывод

Обособленные определения и приложения выделяются на письме:

  • относятся к личному местоимению

  • стоящие после определяемого слова

  • перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

2. Закрепление об обособленных обстоятельствах

Обособленные обстоятельства

На доске вывешены данные ниже предложения. Учащиеся должны проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, если правильно показывайте улыбающуюся рожицу  , если неправильно – грустную .



1. Он работал на поле, спустя рукава.  (запятая не нужна; фразеологизм)

2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом. 

3. Данко бросился вперёд; высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (точка запятой не нужна, нужна запятая)

4. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. 



5. Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.



6. На другое утро несмотря на упрашивание хозяев Дарья Александровна

собралась ехать.  (не хватает запятой после слова «утра» и после «хозяев», т.к перед нами существительные с предлогом несмотря на)

Вывод

Обособленные обстоятельства выделяются на письме:

  • одиночные деепричастия и деепричастные обороты

  • обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.





3. Закрепление об обособленных дополнениях

Обособленные дополнения

Перестройте предложения, используя слова данные в скобках.

Ответ



1. Вопреки прогнозам Гидрометцентра, день оказался дождливым.

2. Помимо вопроса об успехах учеников, на повестке дня стояли другие вопросы.

3. Наряду с книгами на русском языке, на полке стояли книги на иностранных языках.

4. Исключая нескольких мальчиков, все разошлись.



Вывод

Обособляются имена существительные с предлогами «кроме», «помимо», «вместо», «за исключением», «сверх». Цель этих слов – подчеркнуть свою роль в предложении.

4. Уточняющие члены предложения

На месте многоточия сначала вставьте уточняющее обстоятельство,

потом однородное обстоятельство (без союзов), затем обстоятельство другого вида.



Над лугом …... поднялся туман. Над лугом, в низине, поднялся туман.

Над лугом, над полем поднялся туман. Над лугом, к вечеру,  поднялся

туман.



1. На нашем берегу …...... горело врассыпную несколько ярко-красных

огней.



2. По субботам ……. проходят занятия драматического кружка.



Вывод

Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени. Такие члены предложения присоединяются к уточняемым при помощи союзов «то есть», «или (= то есть)». При них часто употребляются слова особеннонапримердаже и др.

VI. Закрепление:

Теперь, после всей проделанной работы мне хотелось бы проверить ваши знания путем тестовых заданий по данной теме урока

Тест

VII. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы с вами повторили все обособленные члены предложения.

Мы сделали упражнения на каждую тему.



-Если время останется следующее задание

(А теперь я хотела бы проверить, как вы сможете объединить всё повторенное в одно целое.

Я долго думала, какое задание вам дать. И кроме творческой работы у меня ничего не нашлось.

Как вы думаете, какую тему я для этого выбрала. (……..)

Кто кроме писателей ещё обращается к природе? (Художники)

Существует огромное количество художников, посвятивших своё творчество этой теме.

Я выбрала вам одного такого и это Исаак Ильич Левитан.

Почему именно он, спросите вы? Потому что у него есть репродукции, посвящённые весне

Перед вами картина «Март», 1895г..

(Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники варьировали его в своих работах.)



Задание

Рассмотрите репродукцию. Составьте небольшое описание (3-4 предложения), с обязательным использованием обособленных членов предложений.)

Проверка (читают 2 ученика)



Учитель: А теперь давайте вспомним, с чего начался наш урок?

«Знаки препинания служат нотами при чтении», - сказал А.П. Чехов.

А прав ли был писатель? (обособляя, то есть, выделяя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст).

Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке?

(выделяют и уточняют часть высказывания)

По окончании урока вновь просигнальте зеленой карточкой те, у кого прочные знания по теме, а оранжевой те, у кого есть еще трудности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать миниатюру «Весна» по картине Исаак Ильич Левитана

используя предложения с обособленными обстоятельствами.

- Но прежде, чем вы выберете задание, послушайте притчу.

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

-Все в твоих руках!

-Ребята, скажите, как поступил ученик?

-Он выпустил бабочку.

-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что способны на большее, преодолеть любые трудности. Это в ваших руках!

ВЫСТАВЛЕНИЕ МОТИВИРОВАННЫХ ОЦЕНОК.

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение обособленных и уточняющих членов предложений

Автор: Ибраева Жанара Жаксыбековна

Дата: 02.02.2018

Номер свидетельства: 454353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Обобщение обособленных и уточняющих членов предложений"
    ["seo_title"] => string(73) "obobshchieniie_obosobliennykh_i_utochniaiushchikh_chlienov_priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "454353"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517591460"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока  в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-v-8-klassie-po-tiemie-obosobliennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413614"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок-обобщение русского языка в 8 классе по теме "Предложения с обособленными членами""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_obobshchieniie_russkogho_iazyka_v_8_klassie_po_tiemie_priedlozhieniia_s_obo"
    ["file_id"] => string(6) "393588"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487523501"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Повторение и обобщение по теме: «Простое осложненное предложение»."
    ["seo_title"] => string(67) "povtorenie_i_obobshchenie_po_teme_prostoe_oslozhnennoe_predlozhenie"
    ["file_id"] => string(6) "480786"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1539635070"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства