kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение и систематизация сведений по теме «Односоставные предложения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний о видах односоставных предложений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация сведений по теме»

МБОУ Войковская школа Галактионова Светлана Анатольевна

Обобщение и систематизация сведений

по теме «Односоставные предложения»


Цели урока:

учебная:

  • закрепить знания о видах односоставных предложений;

  • совершенствовать умение видеть и различать их в контексте и выделять пунктуационно;

  • правильно строить односоставные предложения;

  • умение использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

развивающая:

  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;

  • продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • учить детей делать выводы и выражать свое мнение;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать творческую сторону мышления;

  • формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения;

воспитательная:

  • научить понимать коллективный вид работы.


Оборудование:

  • мультимедийная установка;

  • компьютерная презентация;

  • эпиграф на доске;

  • учебные тексты;

  • карточки с пословицами;

  • тестовые задания;

  • сигнальные карточки (красная и зелёная).


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений;

урок-прогулка.

Всё в твоих руках!

Из притчи

Ход урока

I. Организационный момент


Дорогие ребята!

Мне будет приятно познакомиться с вами поближе и подружиться. Сегодня мы обобщим и систематизируем изученный вами на уроках русского языка материал по теме «Односоставные предложения». Слайд 1 (тема)

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

II. Мотивация учебной деятельности


Ребята, прежде чем мы перейдем с вами к теме урока, я хочу рассказать вам притчу: Слайд 2 (мудрец)


Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил доказать ему, что он ничего не знает. Этот человек взял бабочку, зажал её в руке и сказал:

- Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руке: живая или мертвая? – сам же думает: «Если скажет живая, то я умертвлю её, а если скажет мертвая – выпущу».

Мудрец подумал и сказал:

- Всё в твоих руках!


Ребята, как вы понимаете это выражение: «Всё в твоих руках!»

Слайд 3 (бабочка)

Ответы учащихся


Скажите, а что в данный момент находится в ваших руках? (Применить знания на уроке)


III. Актуализация опорных знаний


Ребята, у вас сейчас предпраздничное настроение, поэтому я хочу пригласить вас на лингвистическую прогулку.


Прежде чем отправиться в путь, мы с вами должны выполнить зарядку, но зарядка будет не простая, а орфографическая. Мы должны с вами повторить правописание Ь после шипящих в разных частях речи. Слайд 4

Правило:

Мягкий знак пишем:

- во всех формах глагола;

- в существительных 3 склонения;

- в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпеж);

- в частицах лишь, вишь, бишь.


Мягкий знак не пишем:

- краткая форма прилагательных;

- существительные 1, 2 скл.;


Условие: красная карточка – Ь, зеленая карточка – Ь.


Словарный диктант:

Дичь, сыч, душ, помощь, блестящ, свеж, зажечься, зрелищ, силач, широкоплеч, смерч, отрежь, хвощ, остынешь, наотмашь, трескуч, приходишь, рассмотришь, лишь, прочь, спрячь, замуж.


Молодцы! С зарядкой вы справились на отлично, и мы с вами развили орфографическую зоркость.


Чтобы начать наш путь, я должна проверить ваши теоретические знания, ведь на нашем пути будет много разных преград. Мне вспомнились хорошие слова Владимира Высоцкого – знаменитого поэта, прозаика, автора-исполнителя песен, актера, певца… (с жизнью и творчеством которого вы познакомитесь на уроках литературы в 11 классе). Слайд 5

Песня про друга

Если друг оказался вдруг: и не друг, и не враг, а так…
Если сразу не разберешь: плох он или хорош?
Парня в горы тяни – рискни, не бросай одного его!
Пусть он в связке одной с тобой,
Там поймешь, кто такой…

Предлагаю вам игру «Согласен или не согласен!» Слайд 6

Я буду вам зачитывать вопросы, а вы должны ответить: да или нет!


  1. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения. (Да)

  2. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)

  3. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)

  4. В назывных предложениях главным членом предложения является сказуемое? (Нет)

  5. Согласны ли вы, что в неопределенно-личных предложениях глагол стоит в форме 3 лица? (Да)

  6. Согласны ли вы, что назывные предложения могут быть распространенными? (Да)

  7. Согласны ли вы, что в определенно-личных предложениях главным членом предложения является безличный глагол? (Нет)

  8. Согласны ли вы, что в неполных предложениях можно восстановить пропущенный член предложения? (Да)

  9. Согласны ли вы, что обобщенно-личные предложения часто используются в пословицах и поговорках? (Да)


Молодцы! Вот теперь я увидела, что с вами будет не страшно в пути…


IV. Работа по теме


Слайд 7

Ребята, на нашем пути встала гора, которую необходимо преодолеть.


5. Назывное

4. Безличное

3. Обобщенно-личное

2. Неопределенно-личное


1. Определенно-личное


Мы у самого подножия горы! Чтобы её преодолеть, вам надо из текста выбрать предложения, которые бы соответствовали каждому типу односоставных предложений. Выбрав правильный варрант, наши ступеньки к вершине горы станут крепче, и мы без труда преодолеем препятствие. Слайд 8


ТЕКСТ (на партах)

Предложения

Вид предложений

1. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Л.)

Двусоставное

2. Люблю дымок спаленной жнивы. (Л.)

1. Определенно-личное

3. Тихая, звёздная ночь. (Ф.)

5. Назывное

4. Свинцово-синяя вода непривычно темнеет среди сахарно-белых снежных берегов.

Двусоставное

5. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

3. Обобщенно-личное

6. Тонко звенят над ухом невидимые в темноте комары.

Двусоставное

7. На обломках самовластья напишут наши имена. (П.)

2. Неопределенно-личное

8. Я всегда стремлюсь из города на простор.

Двусоставное

9. На улице уже заметно темнело.

4. Безличное

Слайд 9 (ответы)


Итак, мы преодолели гору и наша прогулка продолжается. Сейчас я хочу предложить вам выполнить работу в парах и тем самым повторить с вами сведения о неполных предложениях.


КАРТОЧКА (на каждой парте) Слайд 10

Задание: вам надо соединить части рассыпавшихся пословиц.


  1. Мудрец обвиняет себя, А) а предатель – каждый день.

  2. Змея один раз меняет кожу, Б) невежда – других.

  3. Держись друга старого, В) а он – всю семью.

  4. Труд кормит хозяина, Г) а дома – нового.


Слайд 11 (ответы)


1. Мудрец обвиняет себя, невежда – других.

2. Змея один раз меняет кожу, а предатель – каждый день.

3. Держись друга старого, а дома – нового.

4. Труд кормит хозяина, а он – всю семью.


Невежда – тёмный, необразованный или несведущий в чём-то человек.


Молодцы! И с этим заданием вы справились легко… Вы настоящие друзья!


Слайд 12 (источник)


Впереди нас ждет привал, но на пути встретился источник, русло которого завалило камнями. Мы должны ему помочь! Чтобы освободить русло источника, вы должны распределить камни-предложения в две колонки: односоставные и двусоставные предложения.


Слайд 13 (пустая таблица)


Распределительно-цифровой диктант

Односоставные предложения

Двусоставные предложения

2, 3, 4, 5, 7, 9, 10

1, 6, 8


Текст на мультимедийной доске: Слайд 14

1.Снег белеет кругом по колено.

2. Так морозно, светло и бело!..

3. Снегом пушистым лёд замело.

4. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.

5. Любишь кататься, люби и саночки возить.

6. Зимний воздух был тих и звучен.

7. В домах зимними вечерами зажигают огни.

8. Ночь светла, мороз сияет.

9. Любуемся чудесной картиной зимней природы.

10. Какой сильный мороз!


Предлагаю вам обменяться тетрадями и проверить правильность выполнения задания вашим другом. Даю вам право выставить оценки за выполнение данного задания. (Правильные ответы находятся на мультимедийной доске) Слайд 15


Молодцы! Вы помогли источнику и пополнили свои знания, ведь это был источник знаний. Теперь мы смело можем отдохнуть на привале. Как гласит пословица: «Делу время – потехе час». Слайд 16 (привал)


Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру на тему «Однажды на прогулке…», используя односоставные предложения (6-7 предложений).


Учащиеся зачитывают свои сочинения.


V. Контроль знаний и умений учащихся


Мы совершили с вами лингвистическую прогулку, во время которой вы показали хорошие знания по теме «Односоставные предложения». Теперь я хочу предложить вам выполнить тестовые задания, чтобы закрепить ваши знания по данной теме.


Слайд 17 (картинка)

Тестовые задания


1. Предложения, в составе которых есть только один главный член – это…

а) двусоставное предложение;

б) односоставное предложение;

в) сложное предложение.


2. Найдите односоставное предложение:

а) Приятно пахло черёмухой.

б) С моря дул ветер.

в) Я должен был передать только письмо.


3. Определите тип односоставного предложения: Настоящую нежность не спутаешь ни с чем.

а) Безличное;

б) назывное;

в) определённо-личное.


4. Укажите безличное предложение:

а) Приятно пахнет сирень.

б) Сегодня поздно рассвело.

в) Расцвела под окошком белоснежная вишня.


5. Укажите назывное предложение:

а) Непредвиденный дождь.

б) На небе сияет полная луна.

в) Осень буквально позолотила всё.


6. Определите тип односоставного предложения: Что имеем – не храним, потерявши плачем.

а) Определённо-личное;

б) безличное;

в) обобщенно-личное.


7. Найдите неполное предложение:

а) Любопытная штука – наша работа.

б) А со двора – на речку.

в) Жизнь человека – чудо из чудес.


8. Какое из утверждений является неверным?

Безличные предложения – это…

а) предложения, в которых сказуемое обозначает состояние природы и окружающей среды, состояние человека;

б) предложения, которые употребляются только в разговорной речи;

в) односоставные предложения.


9. Найдите определённо-личное предложение:

а) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.)

б) Не спится, няня: здесь так душно! (П.)

в) Погода прекрасная!


10. Определите тип односоставного предложения: Что же говорят об этом удальце?

а) неопределённо-личное;

б) определённо-личное;

в) назывное.

Ответы: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а, 6-в,7-б, 8-б, 9-а, 10-а.


Мне в начале урока вспомнились слова Владимира Высоцкого из «Песни про друга». И вспомнила я их совсем не зря! Вы доказали, что вы настоящие друзья, с вами можно преодолевать любые препятствия, любые горы…

Поэтому предлагаю вам обменяться тетрадями и проверить правильность выполнения тестовых заданий (ответы на мультимедийной доске) слайд 18. Вы должны выставить оценки за эти тесты, а затем вывести общую оценку за урок: для этого вам надо сложить обе оценки за урок и их сумму разделить на 2.


VI. Подведение итогов урока


Беседа


- Что повторили сегодня?

- Какой этап урока вам показался самым интересным?

- Что было трудно?


И в завершении урока мне хотелось бы узнать, понравилась ли вам наша прогулка и с каким настроением вы покинете кабинет? Для этого я предлагаю вам выбрать из карточек (карточки на столе) ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас и нарисовать на ней смайлик, который также соответсвует вашему настроению.


Слайд 19 (мой смайлик).


VII. Домашнее задание Слайд 20


Составить кроссворд по теме «Односоставные предложения».


Слайд 21 (картинка)


Ребята, на протяжении всего урока я собирала ваши знания (все ваши правильные ответы) в эту волшебную корзинку. В новогодние и предновогодние дни происходят чудеса, вот и сегодня ваши знания превратились в небольшие подарки-сюрпризы, которые я хочу оставить вам на память о себе и сегодняшнем уроке.



Просмотр содержимого презентации
«УРОК1»

Односоставные  предложения

Односоставные предложения

«Всё в твоих руках!»

«Всё в твоих руках!»

Орфографическая зарядка Правописание буквы Ь после шипящих в разных частях речи   - с Ь ;    - без Ь .

Орфографическая зарядка

Правописание буквы Ь

после шипящих в разных частях речи

- с Ь ;

- без Ь .

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий

Согласен или не согласен?!

Согласен или не согласен?!

5. Назывное  4. Безличное  3. Обобщенно-личное  2. Неопределенно-личное  1. Определенно-личное

5. Назывное

4. Безличное

3. Обобщенно-личное

2. Неопределенно-личное

1. Определенно-личное

Ответ  5. Назывное - 3  4. Безличное - 9  3. Обобщенно-личное - 5  2. Неопределенно-личное - 7  1. Определенно-личное - 2

Ответ

5. Назывное - 3

4. Безличное - 9

3. Обобщенно-личное - 5

2. Неопределенно-личное - 7

1. Определенно-личное - 2

Соедините части  рассыпавшихся пословиц Мудрец обвиняет себя, Змея один раз меняет кожу, Держись друга старого, Труд кормит хозяина,  а) а предатель - каждый день. б) невежда - других. в) а он - всю семью. г) а дома - нового.

Соедините части рассыпавшихся пословиц

  • Мудрец обвиняет себя,
  • Змея один раз меняет кожу,
  • Держись друга старого,
  • Труд кормит хозяина,

а) а предатель - каждый день.

б) невежда - других.

в) а он - всю семью.

г) а дома - нового.

ПОСЛОВИЦЫ (ответ) Мудрец обвиняет себя, невежда - других.  Змея один раз меняет кожу, а предатель - каждый день.  Держись друга старого, а дома - нового.

ПОСЛОВИЦЫ (ответ)

  • Мудрец обвиняет себя, невежда - других.

  • Змея один раз меняет кожу, а предатель - каждый день.

  • Держись друга старого, а дома - нового.

  • Труд кормит хозяина, а он - всю семью.
Распределительно-цифровой диктант Односоставные предложения Двусоставные предложения

Распределительно-цифровой диктант

Односоставные

предложения

Двусоставные

предложения

1. Снег белеет кругом по колено. 2. Так морозно, светло и бело!.. 3. Снегом пушистым лёд замело. 4. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку. 5. Любишь кататься, люби и саночки возить. 6. Зимний воздух был тих и звучен. 7. В домах зимними вечерами зажигают огни. 8. Ночь светла, мороз сияет. 9. Любуемся чудесной картиной зимней природы. 10. Какой сильный мороз!
  • 1. Снег белеет кругом по колено.
  • 2. Так морозно, светло и бело!..
  • 3. Снегом пушистым лёд замело.
  • 4. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.
  • 5. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • 6. Зимний воздух был тих и звучен.
  • 7. В домах зимними вечерами зажигают огни.
  • 8. Ночь светла, мороз сияет.
  • 9. Любуемся чудесной картиной зимней природы.
  • 10. Какой сильный мороз!
Распределительно-цифровой диктант (ответ) Односоставные 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10 предложения Двусоставные 1, 6, 8 предложения

Распределительно-цифровой диктант (ответ)

Односоставные

2, 3, 4, 5, 7, 9, 10

предложения

Двусоставные

1, 6, 8

предложения

Однажды на прогулке…

Однажды на прогулке…

Тестовые задания

Тестовые задания

ОТВЕТЫ  к тестовым заданиям

ОТВЕТЫ к тестовым заданиям

  • Б
  • А
  • В
  • Б
  • А
  • В
  • Б
  • Б
  • А
  • А
Домашнее задание Составить кроссворд по теме «Односоставные предложения»

Домашнее задание

Составить

кроссворд

по теме «Односоставные предложения»

С наступающим  новым годом

С наступающим новым годом


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обобщение и систематизация сведений по теме «Односоставные предложения»

Автор: Галактионова Светлана Анатольевна

Дата: 02.01.2017

Номер свидетельства: 374945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Обобщение и систематизация изученного по теме  «Односоставные предложения» "
    ["seo_title"] => string(89) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108149"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403591385"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Синтаксическая связь в слове и предложениях . Согласование"
    ["seo_title"] => string(61) "sintaksichieskaiasviazvslovieipriedlozhieniiakhsoghlasovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "330397"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464247079"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Виды связи.Согласование"
    ["seo_title"] => string(24) "vidysviazisoghlasovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "330398"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464247510"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Виды связи.Согласование.Управление.Примыкание."
    ["seo_title"] => string(47) "vidysviazisoghlasovaniieupravlieniieprimykaniie"
    ["file_id"] => string(6) "330401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464248144"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока "Виды сложных предложений" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "103415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402584008"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства