8 класс Русский язык
Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения и
знаки препинания при них
Цели: 1. формировать у учащихся понятия об обобщающих словах при однородных членах предложения;
2.развивать у учащихся умение выполнять грамматические разборы; развивать пунктуационные навыки;
Тип урока: изучение новой темы
Ход урока:
1.Организационный момент.
Деление класса на 3 группы
2.Повторение изученного материала
Заполнение кластера
1)Однородные члены предложения
с

вязываются союзами:
2)
З
апятая ставиться всегда:



3) Запятая между однородными членами предложения не ставится:


4.Изучение нового материала.Работа со с ловарем.Найдите значение слова «обобщить», « обобщающие слова»
ОБОБЩИТЬ (несов. обобщать) –
Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее.
Придать общее значение чему-либо частному, единичному.
Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать выводы из наблюдений отдельных фактов, выразив их в форме общего положения.
Обобщающие слова (или словосочетания) обозначают общее для нескольких предметов понятие, так называемый род предметов.
Однородные члены называют понятие, которые входят в более широкое родовое понятие, обозначают его конкретные виды.
Главный опознавательный признак обобщающего слова: оно стоит в том же падеже, что и однородные члены.
Подберите к данным существительным обобщающие слова.
Объяснение новой темы
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
В чём особенность этого предложения?
Сравните знаки препинания: Заря, камыш, вода – всё интересовало его.
Всё интересовало его: заря, камыш, вода.
-Какие выводы можно сделать о заках препинания ?
Обобщающие слова: всё, все, никто, ничто, всюду, везде, всегда, никогда
5.Закрепление изученного материала
Графический диктант. Взаимопроверка.
1. Вдруг все ожило: и леса, и степи, и пруды.
2. Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли – ничего не было видно.
3. Всюду: вверху и внизу, в поле и в лесу – пели жаворонки.
4. В пруду развели разную рыбу, как-то: карпов, толстолобиков.
5. Все: и лес, и поле, и цветущий сад – залито солнцем.
Ключ: 1. [©: и O, и O, и O]
2. [ни O, ни O, ни O – ©]
3. [©: O и O, O и O – …]
4. [©, как-то: O, O]
5. [©: и O, и O, и O – …]
№ 1, стр.161 (со схемами)
6. Домашнее задание.
№ 5, стр.153
Рефлексия: Выбери фразеологизм подходящий ктвоей работе на сегодняшнем уроке.
Биться как рыба об лёд. — настойчивые, но напрасные усилия, безрезультатная деятельность
Держаться на плаву — уметь справиться с обстоятельствами.
Как рыба в воде — очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём-либо разбираться, чувствовать себя уверенно
7.Итог урока.Оценивание.