I. | Организация начала урока. | — Доброе утро, ребята. В начале урока мне хотелось бы прочить вам стихотворение: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
II. | Актуализация знаний, умений, навыков. Целеполагание | 1. Орфоэпическая разминка. Записать слова, расставляя правильно ударения БаловАть, одноврЕменно, досУг, ржАвЕть, звонИт, Иконопись, мастерскИ, красИвее, облегчИть, хвОя, пОслушник, принУдить, включИт, щавЕль, ревЕнь 2. Устный фронтальный опрос Расскажите, что вы знаете об этих терминах, приведите примеры (лексикология, лексика, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы). - Как вы думаете, почему я задаю сразу столько вопросов? - Какова цель нашего урока? | Коммуникативные УУД осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументация своего мнения |
III. | Мотивация учебной деятельности. | 1.«Пятое лишнее!». Найдите лишнее слово в синонимическом ряду: красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный 2. Работа с текстом. Странный в сент…бре лес. В нём рядом в…сна и ос…нь. Ж…лтый лист и з…леная тр…винка. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел… радуга. Ув…дание и ра(с, з) цвет. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно. - Объяснить пропущенные орфограммы в первых четырёх предложениях (1 команде), в последних трёх (2 команде). -Красивый текст? За счёт каких слов создаётся такой правдивый пейзаж? Как они называются? 3. Выборочная работа. Задание: выпишите фразеологизмы со значением «ТЕМНО» (1 команде), со значением «МНОГО» (2 команде): с три короба, хоть глаз выколи, дать нагоняй, хоть пруд пруди, ни зги не видно, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, непочатый край. -Какой фразеологизм вы не использовали? Почему? 4. Творческая работа. Составить словосочетания, в которых данные слова имели бы (1 команде) переносное значение и (2 команде) прямое значение. Кудрявый, золотой, глубокий, блестящий. 5. Лексическая разминка Задание: назвать одним устаревшим словом (поочерёдно командам) Древнее название русских войск (РАТЬ) Походная воинская палатка в Древней Руси (ШАТЁР) Повозка с пулемётом времён гражданской войны (ТАЧАНКА) | Познавательные УУД 1. Извлекать нужную информацию. Коммуникативные УУД 1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные УУД: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) |
V. | Продолжение работы | 6. Заморочки из бочки» - Фразеологизмы – очень благодатный материал для шуточных вопросов. Попробуем и мы в них разобраться. О чём речь? (поочерёдно командам) -он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР); Какие здесь спрятаны фразеологизмы? -его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (НОС) -его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за зубами (ЯЗЫК) | |
VI. | Рефлексия. | – Назовите ключевые слова урока. – Какая была цель урока? Что ещё нового о словах и значениях слов вы узнали? – Как бы вы могли оценить свою работу на уроке? – В чём были сложности? – Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |