kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Причастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Обобщающий урок по теме "Причастие"построен с применением активных методов обучения. На уроке в ходе групповой и индивидуальной форм работ учащиеся обобщают и систематизируют знания по теме "Причастие", развивают навыки работы в группе, формируют чувства ответственности и взаимовыручки.  Урок построен по таксономии Блума, учащиеся  выполняют разноуровневые задания, по окончании каждого этапа работы подводятся итоги. Учитель объясняет критерии оценивания, и в ходе само- и взаимопроверки выясняется качество выполнения заданий. На уроке используется критериальное оценивание. За задания уровня А (знание и воспроизведение материала) максимальное количество баллов - 5, уровня В (понимание и применение) -7, уровня С (организация информации и коммуникация) - 8. К каждому этапу урока прилагаются таблицы по оцениванию работ. Лидер группы в листы оценки знаний вписывает баллы,в конце урока баллы переводятся в оценки. На этапе знания и воспроизведения материала проводился терминологический диктант (индивидуальная работа), который позволил определить качество усвоения учащимися грамматического материала по теме. На этапе понимания и применения проводилась групповая работа, каждая группа оформляла постер на определенную тему: 1 группа - признаки глагола  у причастия, 2 группа - признаки прилагательного у причастия, 3 группа - признаки, присущие только причастию. На этапе организации информации и коммуникации было предложено восстановить текст, учитывая лексическую сочетаемость слов и словосочетаний. Помимо указанных видов работ, были задания по выработке культуры речи, проводился графический диктант. Урок завершился рефлексией.

    Как правило, уроки с применением активных форм работ вызывают интерес у учащихся, они становятся полноправными участниками учебного процесса, видят, к чему им надо стремиться.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«обобщающий урок по теме "Причастие" »

Школа – лицей « Саулет»



Обобщающий урок


по теме « Причастие»


в 8 классе








.


































Учитель : Дошманова Г.Х.



















Таскала – 2013

Краткосрочный план-конспект урока



Неделя 3

День 6.02.2013 г.

Урок русской речи в 8 классе

Название занятия:

Обобщающий урок по теме «Причастие»

Общая цель:


Систематизировать и обобщить ЗУН навыки учащихся о причастии; развитие логического мышления и речи, навыков групповой работы

Ожидаемый результат:




Знают:

- основные признаки, способы образования причастий;

Уметь:

- находить причастия в тексте;

- выделять причастный оборот на письме;

- правильно употреблять в речи причастия, причастные обороты

Тип урока:

Урок обобщения знаний

Задания:

- работа в группах;

- индивидуальная работа;

- работа в парах.

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Мультимедийный проектор, экран, флипчарт, раздаточный материал: задания, листы оценки знаний, памятки по критериальному оцениванию, постеры

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть

(3 мин)


Деление на группы

Учащимся раздаются стикеры с суффиксами причастий

Тренинг

Побуждение.

- Ай да мы!

- Молодцы!

-Молодцы!

-Ай да мы!

- Настроение каково? – Во!

- Все такого мнения? - Да!

- Все без исключения? - Да!

Учащиеся делятся на 3 группы соответственно стикерам : 1 группа –дейст. причастия, 2 – страд. прич. наст.вр., 3 – страд. прич. прош. времени

Хоровое проговаривание

Презен

тация

(8 мин)


1. а) Проверка дом. задания. Эссе «Что такое установка?» (по тексту упр.7 на с. 129)

б) Чтение ученицей стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

в) Беседа:

- Какова основная мысль стихотворения? - Как вы понимаете фразу «Не позволяй душе лениться!»

Учитель: Вы правы, успех в любом деле придет только тогда, когда мы ясно представляем себе предстоящую задачу, умеем ставить цели и достигать их. Сегодня на уроке нам предстоит обобщить все изученное о причастии.

2. Запись на доске числа, темы урока.

Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного. (В. Даль)

Работа над словом «причастная»: определение лексического значения, подбор однокоренных слов.


Представитель каждой группы читает сочинение-эссе. Другой группе предлагается дать рецензию на работу по технике формативного оценивания «2 звезды, 1 желание».

Ответы учащихся:

Душа человека не должна быть безучастной к окружающим, она должна отзываться на боль и страдания людей. Мы обязаны контролировать свои поступки, уметь добиваться поставленных целей.


Слайд 1






Основ

ная

часть

(6 мин)

















































































(12 мин.)





























(3 мин)































(3 мин.)















(5 мин.)

1. Терминологический диктант

- Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию…

- причастие совмещает в себе признаки …

- причастия, обозначающие признак, создающийся действием самого предмета, называются… - причастия, обозначающие признак, создающийся у предмета действием со стороны другого предмета, называются…

- суффиксы действительных причастий настоящего времени…

- суффиксы действительных причастий прошедшего времени…

- суффиксы страдательных причастий настоящего времени…

- суффиксы страдательных причастий прошедшего времени…

- причастие вместе с зависимыми словами называется …

- имя существительное, к которому относится причастие, называется…

- причастия в полной форме в предложении бывают …

- страдательные причастия в краткой форме в предложении выполняют в предложении функцию…

- причастный оборот, стоящий после определяемого слова, на письме выделяется …

Ключ

Причастие, глагола и прилагательного, действительные, страдательные, -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-; -ом-, -ем-, -им-; -нн-, -енн-, -т-; причастный оборот, определяемое слово, определение, сказуемое, запятая

2. Групповая работа. Оформление и защита постеров на тему «Причастие»

1 группа: признаки глагола у причастия.

На постере дети рисуют цветы на лугу и букет цветов в вазе, составляют словосочетания: растущие (от глагола расти)на лугу цветы - дейст. прич. наст.врем.., несов.вида, невозврат.); Сорванные (от глагола сорвать)цветы – страд. прич. прош.врем., совер.вида, невозврат.

2 группа: признаки прилагательного у причастия.

Ключевая идея: дерево с плодами (яблоня). На стикерах-яблочках указываются признаки прилагательного (род, число, падеж, синтаксическая роль и т.д.)

3 группа: признаки, присущие только причастию

Ключевая идея: на рисунке - деревья и солнце.

Составляются и анализируются словосочетания: Солнце, освещающее деревья; солнце, освещавшее деревья, –действительные причастия. Деревья, освещаемые солнцем, деревья, освещенные солнцем, – страдательные причастия.

3. Работа по культуре речи.

Учитель:

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату и прочее, мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

А.С.Пушкин.

Замени данные ниже словосочетания синонимичными, включив в их состав причастия

Стрекоза, которая летает –

Солнце, которое сияет –

Задача, которую решают -

Малыш, который засыпает –

Ученик, который думает -





4. Графический диктант.

Индивидуальная работа по карточкам. Составить схемы, обозначив условия обособления причастных оборотов.

1)К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле. 2)Серебрится река слабо озаряемая луной. 3) Чьи-то голоса слышимые издалека раздаются в ночной тишине. 4)Колеблемая ветром тень то укорачивалась то удлинялась. 5)Разгорался костер раздуваемый ветром. 6)Трава пригибаемая ветром ложилась на землю.



5. Работа по восстановлению текста

Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать? Сейчас каждый из вас получит карточку, и мы все вместе составим уникальный рецепт салата.


Карточки.

Купле..ый банан.

Реза..ый батон.

Лишё..ый шкурки баклажан

Сваре..ый бульон.

На масле жаре..ый бекон.

Протуше..ый бифштекс.

В духовке испечё..ый кекс

В кастрюльку броше..ый чеснок

Кури..ых ног.

Вяле..ых лещей

Дроблё..ый орех.

Маринова..ный салат.


Уникальный рецепт.


Возьмите ________________________,

Добавьте _________________________,

_________________________________.

И киньте в ________________________.

На _______________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов ____________________________,

В ________________________________.

В_______________________________ -

Приправа для _____________________.

А пара ___________________________

Вкусней тарелки кислых щей,

Вы в свёклу _______________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш _____________________________

Отведать каждый будет рад!


Индивидуальная работа

Текст диктанта проецируется на ИАД







































Взаимопроверка по ключу.

Проставление баллов в лист оценки знаний.

Используется таблица 2 Критерий А

(см. «Приложение»)

Слайд 3

После завершения каждого этапа работы лидер группы подводит итоги, отмечает качество выполнения заданий товарищами.



Слайд 4

Учащиеся обсуждают поставленную задачу, предлагают идеи по её реализации, распределяют роли. По завершении работы защищают постеры, другая группа оценивает их по технике формативного оценивания «2 звезды, 1 желание».



По выполнении работы лидер группы заполняет таблицу 3:

«Оценивание вклада отдельного ученика при групповой работе» Критерий В. Слайд 5



Слайд 6

Ответы учащихся: Летающая стрекоза, сияющее солнце, решаемая задача, засыпающий малыш, думающий ученик.









Слайд 7

1.( X, ).

2. ( X, ).

3. ( X, ,...).

4.( X).

5. ( X, ).

6. ( X, ,...).

Учащиеся составляют схемы, объясняют условия постановки запятых при причастном обороте





Слайд 8

Индивидуальная работа





Задания уровня С.

При оценивании работ учащихся используется таблица 4. Критерий С.

Вместо пробелов ученики должны подобрать подходящее словосочетание.







Подведение итогов работы. Подсчет количества баллов, перевод баллов в пятибалльную систему оценок.

Приложение.Таблица 5.

Подве-

дение итогов

(5 мин)

Рефлексия




«Одноминутное эссе»

Какова была тема урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Всё ли у вас получилось? Что вызвало трудности?






Учащиеся на стикерах пишут ответы на предложенные вопросы, оценивая свою работу.





















Приложение Таблица 1


Критерии

Максимальный уровень достижений учащихся

А

Знание и воспроизведение

5

В

Понимание и применение

7

С

Организация информации и коммуникация

8

Итого


20



Таблица 2

Критерий

Уровень достижений

Дескрипторы





А

(max 5)

5

Учащийся знает все правила по данной теме, ответил на 12-13 вопросов

4

Учащийся знает правила по данной теме, правильно ответил на 11-10 вопросов

3

Учащийся знает не все правила по данной теме, правильно ответил на 9-7вопросов

2

Учащийся знает не все правила по данной теме, правильно ответил на 6 – 4 вопросов

1

Учащийся знает не все правила по данной теме, правильно ответил на 3-1 вопрос

0

Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше.











Таблица 3

Оценивание вклада отдельного ученика при групповой работе (См. «Оценивание учебных достижений. Шакиров Р. и др. Бишкек, 2012, с.27)


Фамилия, имя ученика


1

2

3

4

1

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности





2

Предлагает идеи





3

Активно участвует в обсуждении группы (Развивает, обобщает предложенные идеи, информацию).





4

Помогает участникам группы





5

Слушает внимательно и задает вопросы





6

Умеет вести обсуждение(вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)





7

Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании









Таблица 4

Критерий

Уровень достижений

Дескрипторы





С

(max 8)

8

Ученик выполнил 91 – 100 % заданий, умеет передавать полученную информацию логично, последовательно, доказательно. (13 слов)

7 - 6

Ученик выполнил 71 – 90 % заданий, возможны незначительные неточности, сделаны конкретные выводы. (10-12 слов)

6-5

Ученик выполнил только 51 – 70 % заданий, допущены одна – две незначительные ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы. (7-9 слов)

4-3

Ученик выполнил 21 – 50 % заданий, допущены одна – две ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы. (6 -4 сл.)

2-1

Ученик выполнил 10 – 20 % заданий, допущены серьезные ошибки логического или фактического характера, выводы отсутствуют. (3-1 сл.)

0

Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше.



Лист оценки знаний

Выдержки из сочинений учащихся ( домашнее задание)



Я не считаю себя человеком с гибкой установкой, потому что иногда поддаюсь лени: делаю, что хочется, а не то, что нужно. Не до конца довожу свою работу, и иногда вредные привычки берут надо мной верх. Но я стараюсь быть человеком с гибкой установкой: настраиваю себя быть настойчивой и добиваться поставленных целей. Повышаю самоконтроль, стараюсь правильно распределять время на отдых и на работу, и у меня получается быть устойчивее и не поддаваться лени.

Кужаева Нурай.

Я считаю себя человеком с гибкой установкой. Чтобы победить свою лень, я работаю над собой. Например, я с вечера планирую встать в 6 утра, выучить задание по химии. На другой день в положенное время я встаю и обязательно выполняю установку, так как учёбу я всегда ставлю на первое место.

Я живу по принципу «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Этот принцип всегда помогает мне в жизни, помогает совершенствоваться.

Сулейменова Аяжан.



Сказать, что я человек с гибкой установкой не могу, потому что я бываю достаточно гибкой по отношению к друзьям, но недостаточно твердой по отношению к себе. Самоконтроль? Да, он нужен, но как же сложно бывает его достичь, научиться полностью владеть, управлять собой! Возможно, в будущем, когда я смогу более трезво оценивать себя, свои поступки, я смогу сказать: да, я человек с гибкой установкой! А пока я подросток, стремящийся познать и принять всё лучшее в этом мира.

Канатова Назерке.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
обобщающий урок по теме "Причастие"

Автор: Дошманова Гуляим Халиуллиновна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Кроссворд к уроку по теме "Причастие""
    ["seo_title"] => string(34) "krossvordkurokupotiemieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "319266"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460791591"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Кроссворд к уроку по теме "Причастие""
    ["seo_title"] => string(35) "krossvordkurokupotiemieprichastiie1"
    ["file_id"] => string(6) "319267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460791598"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока  по русскому языку на тему: "Причастие" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "205710"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429981196"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Повторение изученного по теме "Причастие""
    ["seo_title"] => string(41) "povtorenie_izuchennogo_po_teme_prichastie"
    ["file_id"] => string(6) "545768"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586280587"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства