kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 6 классе по теме "Лексика и фразеология" призван поторить и обобщить изученный материал. Формирует умение применять полученные знания на практике, закрепляет понятия о лексикологии и фразеологии как о разделах русского языка. Урок преследует развивающие, воспитательные  цели. Задания носят познавательный характер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Лексика" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 109"

Автор: Макаренко Ирина Викторовна



Тип урока: обобщающий урок  в форме игры. Класс: 6 Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология» Задачи: Образовательные: - формировать умение применять полученные знания на практике; - закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.



Развивающие:

- развивать творческое мышление, активность учащихся.

- развивать умение работать в группах.

Воспитательные:

- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению  русского языка.

Ход урока:

I. Организационный  момент.

Сообщение  учителем целей и задач урока. Заранее разделить класс на 2 команды, назначить  капитанов команд, приготовить жетоны.

Каждая команда выбирает название и придумывает девиз.

 1 конкурс  « Теоретическая разминка»

Отвечает:

1 команда: как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление  и происхождение слов?

2 команда: как называется раздел русского  языка, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов?  

1 команда: какие слова называются диалектными?

2 команда: какие слова называются профессиональными?

1 команда: какие слова называются общеупотребительными?

2 команда: какие слова называются заимствованными?

1 команда: чем объяснить, что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются?

2 команда: чем объяснить  появление новых слов, как они называются?

1 команда: какие сочетания слов называются фразеологизмами?

2 команда: какие слова называются историзмами, архаизмами?



  2 конкурс  «Бумеранг».  Быстро извлечь из памяти нужное слово (устно)

а)   Устаревшие слова замените синонимами

1 команда


стезя – дорога                                                  


чело – лоб                                                          

ланиты – щеки                                                    

внимать – слушать                                            

брадобрей – парикмахер                                    

сюртук – мужская одежда в талию                  

с длинными полами                                            

денница – утренняя заря


морфей - сон


ежели - если


сусеки - закорма

 2 команда:

                                                льзя - можно                                                       уста - губы


очи - глаза

                                           

ветрило - парус

                                   

лепота - красота

                 

брань - битва                                       

 

десница - правая рука

длань - ладонь

сей -этот

трактир - закусочная


                   

б) Замените заимствованные слова русскими:

Отвечает:

1 команда: брошюра – небольшая книжечка    

2 команда: финал – завершение, конец

1 команда: инструкция – указание    

2 команда: антракт - перерыв    

1 команда: шоссе – дорога    

2 команда: контролировать - проверять

1 команда: агрессивный – враждебный      

2 команда: анонс – предварительное объявление

1 команда: аккомпанемент – музыкальное сопровождение  

2 команда: директор – руководитель учреждения

1 команда: колоссальный – очень большой, огромный (успех)

2 команда: стабильный – прочный, постоянный

1 команда: мокроступы - калоши

2 команда: гульбище - бульвар

1 команда: контракт - договор

2 команда: паркинг - стоянка

1 команда: комфортный - удобный

2 команда: стресс - волнение, напряжение.

1 команда: флора и фауна - растения и животные

2 команда: декорация - украшение



3 конкурс  «Эрудит». Для капитанов команд. (Можно использовать помощь команды).

 Учитель. Угадайте  слово по его лексическому значению

1 команда: Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания

(термос);

2 команда:Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт);

1 команда: Красная строка, отступ в начале строки (абзац);

2 команда: Тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот).

1 команда: Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг.)

2 команда: Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата.).

1 команда: Морские или речные травы (водоросли).

2 команда: В математике: прямая, имеющая общую точку с кривой, но не пересекающая её (касательная).



4 конкурс  «Знатоки фразеологии»

а) Замените одним словом следующие фразеологизмы:

1. команда

мозолить глаза – надоедать                                             

клевать носом – засыпать                                                 

намять бока – бить                                                       

хоть глаз выколи – темно                                                 

не в бровь, а в глаз – метко   


вешать нос - унывать


спустя рукава (работать) - плохо

2. команда


точить лясы – болтать


бить баклуши - бездельничать

                                              держать язык за зубами - молчать

                                            яблоку негде  упасть – тесно

                                               с три короба – много


надуть губы - обидеться


в час по чайной ложке - медленно





б) Подбери синонимы - фразеологизмы к данным фразеологизмам:

1 команда: Кот наплакал – с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся.

2 команда: Видимо - невидимо – с три короба, как собак нерезаных, конца – краю нет.

5 конкурс «Лицедеи».

Передайте значение фразеологизмов с помощью жестов. (По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить

написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм)

Задания на карточках:

1 команда: 2 команда:

сесть в калошу                                                                      водить за нос

дело в шляпе                                                                          льёт как из ведра

намылить шею                                                                       связать руки

реветь в три ручья                                                                 лить крокодиловы слёзы

воды в рот набрал                                                                  прикусить язык

зарубить на носу                                                                    стоять на задних лапках


 6 конкурс  «Перевертыши». (Каждый  участник достает карточки с заданиями  из конверта). Заменить в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении

1 команда: Железный гвоздь; румяная девочка; сладкий пирог; колючий еж; золотые часы; черная шаль; кудрявый малыш.

2 команда: Загорелась дача; гаснет свеча; собака воет; девочки шепчутся; дети играют; отец спит; птица поет.



IV. Итоги урока

Если команды набрали одинаковое количество очков, то можно дать дополнительное задание: прочитайте отрывок из басни И.Крылова. Найдите фразеологизм, объясните его значение.

"А видел ли слона? Каков на взгляд!

Я чай, подумал ты, что гору встретил?"-

"Да разве там он?" - "Там". - "Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил".



Дополнительные очки даются, если прозвучит история возникновения фразеологизма.

Шутливая фраза, употребляется когда кто-либо не замечает самого важного, сути, отвлекаясь на второстепенные мелочи.

Возникновение фразы: из басни И.А.Крылова (1769—1844 гг.) «Любопытный» (1814 г.). Посетитель Кунсткамеры увлекся там разглядыванием мелких насекомых, при этом, не заметив там присутствия куда более громоздких животных. c



Подводим итоги конкурсов,  награждение, выставляем оценки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Лексика"

Автор: Макаренко Ирина Викторовна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 126978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
    ["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "113459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410262669"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Обобщающий урок по теме: "Лексика""
    ["seo_title"] => string(41) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "269031"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450725658"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Урок-путешествие" в 5–8 х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_urok_putieshiestviie_v_"
    ["file_id"] => string(6) "382322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485081579"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Интегрированный урок английского языка и информатики по теме "Экология сегодня" ("Ecology Today") "
    ["seo_title"] => string(103) "intieghrirovannyi-urok-anghliiskogho-iazyka-i-informatiki-po-tiemie-ekologhiia-sieghodnia-ecology-today"
    ["file_id"] => string(6) "103722"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402606259"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Обобщающий урок по теме "Лексика и фразеология" "
    ["seo_title"] => string(58) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "182664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425568072"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства