Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Лексика"
Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Лексика"
Урок в 6 классе по теме "Лексика и фразеология" призван поторить и обобщить изученный материал. Формирует умение применять полученные знания на практике, закрепляет понятия о лексикологии и фразеологии как о разделах русского языка. Урок преследует развивающие, воспитательные цели. Задания носят познавательный характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Лексика" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 109"
Автор: Макаренко Ирина Викторовна
Тип урока: обобщающий урок в форме игры. Класс: 6 Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология» Задачи: Образовательные: - формировать умение применять полученные знания на практике; - закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
1 команда: колоссальный – очень большой, огромный (успех)
2 команда: стабильный – прочный, постоянный
1 команда: мокроступы - калоши
2 команда: гульбище - бульвар
1 команда: контракт - договор
2 команда: паркинг - стоянка
1 команда: комфортный - удобный
2 команда: стресс - волнение, напряжение.
1 команда: флора и фауна - растения и животные
2 команда: декорация - украшение
3 конкурс «Эрудит». Для капитанов команд. (Можно использовать помощь команды).
Учитель. Угадайте слово по его лексическому значению
1 команда: Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания
(термос);
2 команда:Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт);
1 команда: Красная строка, отступ в начале строки (абзац);
2 команда: Тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот).
1 команда: Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг.)
2 команда: Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата.).
1 команда: Морские или речные травы (водоросли).
2 команда: В математике: прямая, имеющая общую точку с кривой, но не пересекающая её (касательная).
4 конкурс «Знатоки фразеологии»
а) Замените одним словом следующие фразеологизмы:
1. команда
мозолить глаза – надоедать
клевать носом – засыпать
намять бока – бить
хоть глаз выколи – темно
не в бровь, а в глаз – метко
вешать нос - унывать
спустя рукава (работать) - плохо
2. команда
точить лясы – болтать
бить баклуши - бездельничать
держать язык за зубами - молчать
яблоку негде упасть – тесно
с три короба – много
надуть губы - обидеться
в час по чайной ложке - медленно
б) Подбери синонимы - фразеологизмы к данным фразеологизмам:
1 команда: Кот наплакал – с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся.
2 команда: Видимо - невидимо – с три короба, как собак нерезаных, конца – краю нет.
5 конкурс «Лицедеи».
Передайте значение фразеологизмов с помощью жестов. (По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить
написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм)
Задания на карточках:
1 команда: 2 команда:
сесть в калошу водить за нос
дело в шляпе льёт как из ведра
намылить шею связать руки
реветь в три ручья лить крокодиловы слёзы
воды в рот набрал прикусить язык
зарубить на носу стоять на задних лапках
6 конкурс «Перевертыши». (Каждый участник достает карточки с заданиями из конверта). Заменить в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении
2 команда: Загорелась дача; гаснет свеча; собака воет; девочки шепчутся; дети играют; отец спит; птица поет.
IV. Итоги урока
Если команды набрали одинаковое количество очков, то можно дать дополнительное задание: прочитайте отрывок из басни И.Крылова. Найдите фразеологизм, объясните его значение.
"А видел ли слона? Каков на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?"-
"Да разве там он?" - "Там". - "Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил".
Дополнительные очки даются, если прозвучит история возникновения фразеологизма.
Шутливая фраза, употребляется когда кто-либо не замечает самого важного, сути, отвлекаясь на второстепенные мелочи.
Возникновение фразы: из басни И.А.Крылова (1769—1844 гг.) «Любопытный» (1814 г.). Посетитель Кунсткамеры увлекся там разглядыванием мелких насекомых, при этом, не заметив там присутствия куда более громоздких животных. c
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}