Просмотр содержимого документа
«Обобщающее занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах. »
Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах.
Ход занятия
Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас открытое итоговое занятие по курсу «Смысловое чтение»
Все учителя хотят, чтобы вы точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно. На наших занятиях мы с вами усваивали: Законы построения текста
Перед вами портрет великого русского ученого. Назовите его имя?
И я хотела бы , чтобы эпиграфом послужили слова
Сергея Рубинштейна : «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять» На наших занятиях мы учились понимать текст
Я ,думаю,что после наших занятийвыстанетечитателями, которые, умеютнаслаждаться, сопереживать, думать.
1 Итак ,перед вами текст, но он без названия. Внимательно прочитайте текст, придумайте заголовок, наиболее точно передающий основную идею текста.
Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов(1711 -1765). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В..Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют,» - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую –то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.
Выполним упражнение по озаглавливанию текста
1Как можно озаглавить текст, учитывая его основную тему?
Но для этого вспомним требования к заголовку текста:
Заголовок должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть.
Требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей,
быть ясным высказыванием;
заключать в себе основную идею текста;
не противоречить содержанию материала;
быть понятно сформулированным;
возбуждать интерес читателя.
(М.В.Ломоносов)Почему?(Говорится о великом ученом) заключать в себе основную идею текста;
Какова основная мысль текста?
• Все науки в грамматике нужду имеют.
• Трудная судьба великого ученого.
• Ученый мирового значения.
• Правила построения родной речи.
Михаил Васильевич Ломоносов был великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, создателем русской лингвистики
Итак, упражнения на Построение смысловых опор, планов
В тексте 3 смысловых части. Выделите опорные ключевые слова, несущие первостепенную информацию, составьте план.
Простой план.
1. Трудный путь юноши к науке.
2 М.В.Ломоносов - создатель русской лингвистики.
3. Без грамматики невозможно познать родной язык.
???
Для чего необходим план?
1Помогает лучше понять тему текста
2.Воспроизвестихронологиюсобытий.
3.Сохранитьпоследовательностьизложения.
Прочитайте второй текст про М.В.Ломоносова и найдите отличия .Что нового вы узнали об этом человеке?
М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.
Ломоносов М.В. был гениален во всем, но .Какое открытие М.В.Ломоносова соотносится с изучением языка
• Открытие атмосферы на Венере
• Доказательства возможности Северного морского пути в Индию
• Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка
• Создание русского мозаичного искусства.
А теперь я проверю, какая у вас память и насколько вы внимательны:
Листочки перевернули и слушайте меня внимательно. Если согласны, то ставьте +, если нет, то -
1 Ломоносов -сын поморского помещика -
2. Отправился с рыбным обозом в Москву +
3 В 28 лет как лучший ученик был послан во Францию -
4 М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке,+
5, Был основателем Петербургского университета.-
6-. В возрасте 18 лет он покинул отчий дом –
Молодцы! Вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила.
Следующий этап работы:
Ребята, мысвамизнаем, что ваши работы должныхарактеризоваться :
смысловойцельностью.
речевойсвязностью.
последовательностьюизложения.
Перед вами перепутанные предложения. Вы должны переставить их местами, чтобы получился связный и последовательный текст.
Образец.
1Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
2 Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.
3 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.
4Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого
5 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.
6В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.
7 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
Перепутанные предложения:
1Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.
2 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь « Симеона.
3В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.
4Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
5 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.
7.В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.
• Поработаем над словом:
Ребята,перед вами фрагмент из книги М.В.Ломоносова «Российская грамматика».
Все ли вам понятно?
Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления).О чем тест? ( о величии русского языка)
«Познать красоту русского языка, уметь использовать его безграничные возможности, разумом проникая в его устроение – задача россиянина. Язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем»
(токмо – только)
(ежели – если)
(долженствуем - должны)
Ребята, нам бы хотелось , чтобы у каждого из вас была литературно грамотная речь, чтоб вы выражались не только простыми предложениями, но и сложными.
Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложное, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО.
1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом.
2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику.
3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги.
4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо.
5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками.
6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России.
7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.
Подведение итогов:
В результате изучения данного курса мы научились:
определять основную тему текста,
адекватно подбирать заголовок,
делить текст на смысловые части и озаглавливать их,
составлять план, выделять микротемы в тексте т.е. делили текст на абзацы,
учились последовательно излагать свои мысли.
Я ,думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.
Если останентся время, дать ребятам 1 -2 минуты повторить тексты и пересказать . Расскажите. Что вы узнали на занятии о Ломоносове.М.В.